1.Пояснительная записка
Изучение учебного предмета "Русский язык" в старших классах имеет своей
целью развитие коммуникативно-речевых навыков и коррекцию недостатков
мыслительной деятельности. Достижение поставленной цели обеспечивается
решением следующих задач: расширение представлений о языке как
важнейшем средстве человеческого общения; ознакомление с некоторыми
грамматическими понятиями и формирование на этой основе грамматических
знаний и умений; использование усвоенных грамматико-орфографических
знаний и умений для решения практических (коммуникативно-речевых) задач;
развитие положительных качеств и свойств личности. На реализацию
программы в 9 классе предусмотрено 136 часов (4 часа в неделю)
2. Содержание учебного предмета "Русский язык". Грамматика,
правописание и развитие речи.
2.1. Фонетика.
Звуки и буквы. Обозначение звуков на письме. Гласные и согласные.
Согласные твердые и мягкие. Обозначение мягкости согласных на письме
буквами "ь, е, е, и, ю, я". Согласные глухие и звонкие. Согласные парные и
непарные по твердости - мягкости, звонкости - глухости. Разделительный "ь".
Ударение. Гласные ударные и безударные. Проверка написания безударных
гласных путем изменения формы слова. Слог. Перенос слов. Алфавит.
2.2. Морфология.
Состав слова. Корень и однокоренные слова. Окончание. Приставка.
Суффикс. Образование слов с помощью приставок и суффиксов. Разбор слов
по составу. Сложные слова: образование сложных слов с соединительными
гласными и без соединительных гласных. Сложносокращенные слова.
Правописание проверяемых безударных гласных, звонких и глухих
согласных в корне слова. Единообразное написание ударных и безударных
гласных, звонких и глухих согласных в корнях слов. Непроверяемые гласные
и согласные в корне слов.
Правописание приставок. Единообразное написание ряда приставок.
1
Приставка и предлог. Разделительный "ъ".
2.3. Части речи.
Имя существительное, глагол, имя прилагательное, имя числительное,
местоимение, наречие, предлог. Различение частей речи по вопросам и
значению.
Предлог: общее понятие, значение в речи. Раздельное написание предлогов
со словами.
Имя существительное: общее значение. Имена существительные
собственные и нарицательные, одушевленные и неодушевленные. Род имен
существительных. Написание мягкого знака (ь) после шипящих в конце слов
у существительных женского рода. Число имен существительных. Имена
существительные, употребляемые только в единственном или
множественном числе. Понятие о 1, 2, 3-м склонениях имен
существительных. Склонение имен существительных в единственном и
множественном числе. Падеж. Изменение существительных по падежам.
Правописание падежных окончаний имен существительных единственного и
множественного числа. Несклоняемые имена существительные.
Имя прилагательное: понятие, значение в речи. Определение рода, числа и
падежа имени прилагательного по роду, числу и падежу имени
существительного. Согласование имени прилагательного с существительным
в роде, числе и падеже. Спряжение имен прилагательных.
Правописание родовых и падежных окончаний имен прилагательных в
единственном и множественном числе.
Глагол как часть речи. Изменение глагола по временам (настоящее,
прошедшее, будущее). Изменение глагола по лицам и числам. Правописание
окончаний глаголов 2-го лица -шь, -шься. Глаголы на -ся (-сь). Изменение
глаголов в прошедшем времени по родам и числам. Неопределенная форма
глагола. Спряжение глаголов. Правописание безударных личных окончаний
2
глаголов I и II спряжения. Правописание глаголов с -ться, -тся.
Повелительная форма глагола. Правописание глаголов повелительной формы
единственного и множественного числа. Правописание частицы "не" с
глаголами.
Местоимение. Понятие о местоимении. Значение местоимений в речи.
Личные местоимения единственного и множественного числа. Лицо и число
местоимений. Склонение местоимений. Правописание личных местоимений.
Имя числительное. Понятие об имени числительном. Числительные
количественные и порядковые. Правописание числительных.
Наречие. Понятие о наречии. Наречия, обозначающие время, место, способ
действия. Правописание наречий.
2.4. Синтаксис. Словосочетание. Предложение Простые и сложные
предложения. Повествовательные, вопросительные и восклицательные
предложения. Знаки препинания в конце предложений. Главные и
второстепенные члены предложения. Предложения распространенные и
нераспространенные.
Установление последовательности предложений в тексте. Связь
предложений в тексте с помощью различных языковых средств (личных
местоимений, наречий, повтора существительного, синонимической замены).
Однородные члены предложения. Союзы в простом и сложном предложении,
знаки препинания перед союзами. Обращение, знаки препинания при
обращении. Прямая речь. Знаки препинания при прямой речи.
Сложное предложение. Сложные предложения без союзов и с
сочинительными союзами "и", "а", "но". Сравнение простых предложений с
однородными членами и сложных предложений. Сложные предложения с
союзами "что", "чтобы", "потому что", "когда", "который".
2.5. Развитие речи, работа с текстом.
Текст, признаки текста. Отличие текстов от предложения. Типы текстов:
3
описание, повествование, рассуждение. Заголовок текста, подбор заголовков
к данному тексту. Работа с деформированным текстом. Распространение
текста.
Стили речи (на основе практической работы с текстами): разговорный,
деловой и художественный. Основные признаки стилей речи. Элементарный
стилистический анализ текстов.
Составление рассказа по серии сюжетных картин, картине, по опорным
словам, материалам наблюдения, по предложенной теме, по плану.
Изложение текста с опорой на заранее составленный план. Изложение по
коллективно составленному плану.
Сочинение творческого характера по картине, по личным наблюдениям, с
привлечением сведений из практической деятельности, книг.
2.6. Деловое письмо.
Адрес на открытке и конверте, поздравительная открытка, письмо. Записки:
личные и деловые. Заметка в стенгазету, объявление, заявление,
автобиография, анкета, доверенность, расписка.
Письмо с элементами творческой деятельности.
3. Планируемые предметные результаты освоения учебного предмета
"Русский язык".
Минимальный уровень:
знание отличительных грамматических признаков основных частей слова;
разбор слова с опорой на представленный образец, схему, вопросы
педагогического работника; образование слов с новым значением с опорой на
образец; представления о грамматических разрядах слов; различение
изученных частей речи по вопросу и значению; использование на письме
орфографических правил после предварительного разбора текста на основе
готового или коллективного составленного алгоритма; составление различных
конструкций предложений с опорой на представленный образец;
установление смысловых связей в словосочетании по образцу, вопросам
4
педагогического работника; нахождение главных и второстепенных членов
предложения без деления на виды (с помощью педагогического работника);
нахождение в тексте однородных членов предложения; различение
предложений, разных по интонации; нахождение в тексте предложений,
различных по цели высказывания (с помощью педагогического работника);
участие в обсуждении фактического материала высказывания, необходимого
для раскрытия его темы и основной мысли; выбор одного заголовка из
нескольких предложенных, соответствующих теме текста; оформление
изученных видов деловых бумаг с опорой на представленный образец; письмо
небольших по объему изложений повествовательного текста и
повествовательного текста с элементами описания (50 - 55 слов) после
предварительного обсуждения (отработки) всех компонентов текста;
составление и письмо небольших по объему сочинений (до 50 слов)
повествовательного характера (с элементами описания) на основе
наблюдений, практической деятельности, опорным словам и предложенному
плану после предварительной отработки содержания и языкового
оформления.
Достаточный уровень:
знание значимых частей слова и их дифференцировка по существенным
признакам; разбор слова по составу с использованием опорных схем;
образование слов с новым значением, относящихся к разным частям речи, с
использованием приставок и суффиксов с опорой на схему; дифференцировка
слов, относящихся к различным частям речи по существенным признакам;
определение некоторых грамматических признаков изученных частей
(существительного, прилагательного, глагола) речи по опорной схеме или
вопросам педагогического работника; нахождение орфографической
трудности в слове и решение орографической задачи (под руководством
педагогического работника); пользование орфографическим словарем для
уточнения написания слова; составление простых распространенных и
сложных предложений по схеме, опорным словам, на предложенную тему;
установление смысловых связей в несложных по содержанию и структуре
предложениях (не более 4 - 5 слов) по вопросам педагогического работника,
опорной схеме; нахождение главных и второстепенных членов предложения с
использованием опорных схем; составление предложений с однородными
членами с опорой на образец; составление предложений, разных по интонации
с опорой на образец; различение предложений (с помощью педагогического
работника) различных по цели высказывания; отбор фактического материала,
необходимого для раскрытия темы текста; отбор фактического материала,
необходимого для раскрытия основной мысли текста (с помощью
педагогического работника); выбор одного заголовка из нескольких
5
предложенных, соответствующих теме и основной мысли текста; оформление
всех видов изученных деловых бумаг; письмо изложений повествовательных
текстов и текстов с элементами описания и рассуждения после
предварительного разбора (до 70 слов); письмо сочинений-повествований с
элементами описания после предварительного коллективного разбора темы,
основной мысли, структуры высказывания и выбора необходимых языковых
средств (55 - 60 слов).
4. Календарно-тематическое планирование
ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
№
п/п
№
урока
в
теме
Наименование раздела, тем уроков
Дата проведения
по
плану
по
факту
словарь
Домашнее
задание
I четверть (32ч)
Предложение. Текст. (7ч)
1
2
3
5
1
2
3
4
6
5
6
7
7
8
9
1
2
10
3
12
13
4
5
16
17
18
19
6
7
8
9
10
Простые предложения
Сложные предложение
Распространение предложений
Составление
сложных
предложений
Контрольные вопросы и задания
Контрольная работа (диктант) по
теме: «Предложение»
Работа над ошибками
Состав слова (11ч)
Корень и однокоренные слова
Образование слов с помощью
суффиксов
Образование слов с помощью
приставок
Правописание в корне и приставке
Правописание в корне и приставке.
Составление рассказа по плану
Сложные слова
Сложносокращённые слова
Состав слова. Закрепление знаний.
Контрольные вопросы и задания
Контрольная работа по теме
«Предложение. Состав слова»
6
11
20
1
21
2
22
3
23
4
24
5
25
6
26
7
27
8
28
29
9
10
30
31
11
12
32
13
33
14
34
1
35
2
Работа над ошибками
Части речи. Текст. Существительное. (14ч)
Значение имён существительных в
речи. Значение предметности
Имена существительные близкие и
противоположные по значению
Имена
существительные,
обозначающие черты характера
Использование
имён
существительных для обозначения
одного предмета с другим
Склонение имён существительных.
Склонение имён существительных
в единственном и множественном
числе
Склонение имён существительных
Склонение имён существительных
в единственном и множественном
числе
Правописание
безударных
окончаний имен существительных
Контрольная работа (диктант
«Следы зайца»)
Работа над ошибками
Подготовка к сочинению по
картине. Картина И. Левитана
«Золотая осень»
Упр.№84.
Работа над ошибками
Склонение имён существительных
Склонение имён существительных
в единственном и множественном
числе
Правописание
безударных
окончаний имен существительных
Деловое письмо. Автобиография
II четверть (32ч)
Части речи. Текст. Существительное. (9ч)
Правописание
безударных
окончаний имен существительных
Несклоняемые
имена
существительные. Знакомство с
несклоняемыми
существительными
7
36
3
37
4
39
5
40
41
6
7
42
8
9
43
1
45
2
46
3
47
4
48
5
49
6
50
7
51
8
52
9
Сочетание имён прилагательных с
несклоняемыми
существительными)
Употребление
глаголов
в
прошедшем
времени
с
несклоняемыми
существительными
Имена
существительные.
Закрепление знаний. Контрольные
вопросы и задания
Деловое письмо. Записка
Изложение содержания текста
биографии писателя
Проверочная работа на тему:
«Имя существительное»
Работа над ошибками
Прилагательное.(12ч)
Значение имён прилагательных в
речи. Значение признака предмета
Употребление
имён
прилагательных в прямом и
переносном значении
Склонение имён прилагательных.
Согласование прилагательных с
существительными
Правописание
падежных
окончаний
имен
прилагательных
Знакомство
с
именами
прилагательными, обозначающими
признак по принадлежности
Склонение имён прилагательных в
мужском и среднем роде на: «-ий, ьи»
Склонение имен прилагательных в
женском
роде на «-ьи»
Склонение имен прилагательных во
множественном числе на «-ьи»
Склонение имен прилагательных.
Закрепление знаний. Контрольные
вопросы и задания
8
10
53
11
54
12
56
57
1
2
58
60
3
4
61
5
62
6
63
7
64
65
8
9
66
10
11
69
1
70
2
71
3
72
4
73
5
74
6
Склонение имен прилагательных.
Закрепление знаний. Контрольные
вопросы и задания
Проверочная работа по теме:
«Имя прилагательное»
Работа над ошибками
Местоимение (11ч)
Значение местоимений в речи
Употребление местоимений в
тексте
Лицо и число местоимений
Склонение
местоимений.
Изменение
местоимений
по
падежам .
Правописание местоимений с
предлогами
Правописание местоимений с
предлогами
Правописание местоимений 3-го
лица
Местоимение. Закрепление знаний
Проверочная работа по теме:
«Местоимение»
Работа над ошибками
Деловое письмо. Объяснительная
записка
III четверть (40ч)
Глагол( 17ч)
Значение глаголов в речи. Значение
действий предмета
Глаголы,
близкие
и
противоположные по значению
Использование
глаголов
для
выражения
сравнения.
Употребление глаголов в прямом и
переносном значении
Употребление
глаголов
со
значением отрицания
Неопределенная форма глагола.
Выделение
глаголов
в
неопределенной форме
Правописание
глаголов
в
неопределенной форме
9
75
7
76
8
77
9
78
10
79
11
80
12
81
13
82
14
83
15
84
16
85
17
87
88
1
2
89
3
90
4
91
5
92
6
93
7
Изменение глаголов по лицам и
числам. Различение глаголов по
лицам и числам
Изменение формы лица и числа
глаголов
Правописание глаголов 2-го лица
единственного числа
Повелительная форма глаголов.
Знакомство
с
повелительной
формой глаголов.
Правописание
глаголов
в
повелительной форме
Правописание
глаголов
в
повелительной форме
Использование в речи глаголов в
повелительной форме
Правописание
глаголов.
Закрепление знаний
Проверочная работа по теме
«Глагол»
Работа
над
ошибками
(самоподготовка)
Деловое письмо. Автобиография
Наречие (17ч)
Наречие как часть речи
Значение наречий в речи. Наречия,
противоположные и близкие по
значению
Значение наречий в речи. Наречия,
противоположные и близкие по
значению
Употребление наречий с глаголами,
обозначающими
речевую
деятельность
Употребление сочетаний наречий с
глаголами в прямом и переносном
значении
Правописание
наречий.
Наблюдение за правописанием
наречий с гласными «а и о» на
конце
Правописание наречий с гласными
«а и о» на конце
10
94
8
95
9
96
10
97
98
11
12
99
13
100
14
15
16
17
101
102
1
2
103
104
3
4
105
5
106
6
107
1
108
2
109
3
110
4
111
5
112
6
Правописание наречий с гласными
«а и о» на конце
Различение
наречий
и
прилагательных
Различение
наречий
и
прилагательных
Наречие. Закрепление знаний.
Контрольные вопросы и задания.
Описание содержания картины по
данному плану (самоподготовка)
Проверочная работа по теме:
«Наречие»
Работа над ошибками
Деловое письмо. Письмо
Контрольный диктант за 3
четверть
Работа над ошибками
Числительное ( 6ч )
Имя числительное как часть речи
Простые и составные имена
числительные
Словосочетания с числительными
Правописание
имён
числительных.
Правописание
имён числительных от 5 до 20 и 30
(самоподготовка)
Правописание числительных от 50
до 80; от 500 до 900
Правописание имен числительных
от 50 до 80; от 500 до 900
IV четверть (32ч )
Числительное ( 9ч )
Имена числительные с мягким
знаком на конце и в середине слова
Имена числительные с мягким
знаком на конце и в середине слова
Правописание имён числительных
90, 200, 300, 400
Правописание имён числительных
90, 200, 300, 400
Имя числительное. Закрепление
знаний. Контрольные вопросы и
задания
Деловое письмо. Доверенность
11
113
7
114
115
8
9
116
1
117
2
119
3
120
4
121
5
122
6
123
7
124
8
125
9
126
10
127
11
128
12
13
129
14
15
16
17
132
133
134
135
1
2
3
4
Проверочная работа по теме:
«Имя числительное»
Работа над ошибками
Сочинение на тему «Что мне дала
школа?»
Предложение. Текст (17 )
Простые и сложные предложения.
Различение простых и сложных
предложений
Союз «и» в простых и сложных
предложениях
Сложные предложения с союзом
«что»
Сложные предложения с союзом
«что»
Сложные предложения с союзом
«чтобы»
Сложные предложения с союзом
«чтобы»
Сложные предложения с союзом:
«потому что»
Сложные предложения с союзом:
«потому что»
Сложные предложения с союзом
«когда»
Сложные предложения с союзом
«когда»
Сложные
предложения.
Закрепление знаний
Предложение. Закрепление знаний
Контрольный диктант
за 4
четверть
Работа над ошибками
Деловое письмо. Объяснительная
записка
Итоговая аттестация за учебный
год.
Контрольный
диктант с заданием.
Работа над ошибками
Повторение (6ч )
Повторение. Состав слова
Повторение. Имя существительное
Повторение. Имя прилагательное
Повторение. Местоимение
12
136
137
5
6
Повторение. Глагол
Повторение. Имя числительное
13