Доступная среда
«Доступная среда» – безбарьерная среда для детей-инвалидов, обеспечивающая доступ к образовательным ресурсам и совместный процесс их обучения в обычных школах.
Она направлена на развитие инклюзивного образования, основная идея которого заключается в исключении любой дискриминации учеников и создании специальных условий для детей, имеющих особые образовательные потребности. Все дети, независимо от степени их совершенства и отличительных особенностей, достойны уважения и могут учиться.
В связи с тем, что социализация и образование детей с ограниченными возможностями здоровья является одним из важнейших факторов государственной политики в сфере охраны здоровья и образования, особое внимание сосредоточено на создании условий для полноценного включения этой категории детей в образовательное пространство.
Ни для кого не секрет, что процесс обучения любого ребенка в школьном возрасте должен осуществляться очно, в коллективе, под контролем педагогов, при «живом» общении учителя с учеником. В этом случае обучение более эффективно. При обучении детей с ограниченными возможностями здоровья возникают особенности, связанные с психологическим и физическим состоянием ребенка. Поэтому очень важно адаптировать образовательную среду к больным детям и детям-инвалидам.
Нормативная база:
Федеральный уровень:
• Концепция развития ранней помощи в Российской Федерации на период до 2020 года (Распоряжение Правительства Российской Федерации от 31 августа 2016 года № 1839-р);
• Федеральный закон от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (ст. 15);
• Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
• Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» (п. 4 ст. 19); • Межведомственный комплексный план мероприятий по вопросу развития системы профессиональной ориентации детей-инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья на 2016-2020 гг. (утвержден 1 февраля 2016 года Заместителем Министра труда и социальной защиты Российской Федерации Г.Г. Лекаревым, Заместителем Министра образования и науки Российской Федерации В.Ш. Кагановым);
• Межведомственный комплексный план по вопросам организации инклюзивного дошкольного и общего образования и создания специальных условий для получения образования детьми- инвалидами и детьми с ограниченными возможностями здоровья на 2016-2017 учебный год (утвержден Заместителем Председателя Правительства Российской Федерации О.Ю. Голодец 27 июня 2016 года № 4491п-П8); Автономная некоммерческая организация "Научно-методический центр образования, воспитания и социальной защиты детей.
• приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 г. № 1015 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»;    
• приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2014 г. № 1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»;
• приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2014г. № 1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»;
• приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 9 ноября 2015 г. N 1309 «Об утверждении порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи».
• приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 2 декабря 2015 г. № 1399 «Об утверждении Плана мероприятий («дорожной карты») Министерства образования и науки Российской Федерации по повышению значений показателей доступности для инвалидов объектов и предоставляемых на них услуг в сфере образования;
• приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 марта 2016 года № 336 «Об утверждении перечня средств обучения и воспитания, необходимых для реализации образовательных программ начального общего, основного общего и среднего общего образования…»;
• письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 12.02.2016 N ВК-270/07 «Об обеспечении условий доступности для инвалидов объектов и услуг в сфере образования»;
• письмо Минобрнауки России от 11 августа 2016 г. № ВК-1788/07 «Об организации образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)».
Региональный уровень:
Распоряжений Правительства Астраханской области от 30.10.2017 N 480-Пр, от 11.03.2019 N 116-Пр) " Об отдельных мероприятиях по обеспечению условий доступности для инвалидов объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и предоставляемых в них услуг (с изменениями на 11 марта 2019 года)"
Специально оборудованные учебные кабинеты
В школе-интернате имеются следующие учебные кабинеты и мастерские:
| № п/п | этаж | название кабинета | количество кабинетов | 
| 1 | 1 | помещение, оборудованное под физкультурный зал | 1 | 
| 2 | 1 | Столярная мастерская | 1 | 
| 3 | 1 | Слесарная мастерская | 1 | 
| 4 | 1 | социально-бытовой ориентировки | 1 | 
| 5 | 1 | швейная мастерская | 1 | 
| 6 | 1 | начальных классов | 4 | 
| 7 | 1 | логопедии | 1 | 
| 8 | 1 | 1 | |
| 9 | 1 | кабинет русского языка | 1 | 
| 10 | 1 | кабинет географии и биологии | 1 | 
| 11 | 1 | кабинет математики | 1 | 
| 12 | 1 | библиотека | 1 | 
- материально-техническое оснащение кабинетов, зон отдыха не полностью соответствуют современным требованиям, а именно:В структуре материально-технического обеспечения процесса образования отражена специфика требований к организации пространства, в котором обучается ребёнок с умственной отсталостью:
- наличие учебной зоны, зоны отдыха, коррекционно-развивающей работы;
- во всех классах ученическая мебель соответствует ростовым показателям обучающихся, санитарно-гигиенические требования выполняются;
- помещение, приспособленное под физкультурный зал, зоны отдыхаоснащены: мягкимимодулями, гимнастическими скамьями, шведской стенкой, мячами, обручами, канатом, и другим необходимыми для занятий и отдыха оборудованием и пособиями;
- в кабинетах начальных классов имеется современное развивающие игровое и дидактическое оборудование, игровые терминалы;
- предметные кабинеты оснащены пособиями для занятий с детьми;
- кабинеты педагога-психолога и кабинет учителя-логопеда, оснащены игровыми пособиями для групповой и индивидуальной коррекционной работы с детьми.
- в медицинском кабинете имеются электронные весы, лампа Чижевского, ростомер, аппарат для измерения артериального давления, бактерицидная лампа, весы напольные;
- в актовом зале имеются: звукоусиливающая аппаратура, видеопроектор;
- пищеблок оснащен необходимым оборудованием;
- для физической активности детей на улице имеется спортивная площадка и малые архитектурные формы.
Объекты для проведения практических занятий, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Основная задача специальной (коррекционной) школы – это социально-бытовая,социально-нормативная и социально-трудовая адаптация учащихся с нарушением интеллекта, для дальнейшего обучения и самореализации в профессиональной деятельности. Главная цель трудовой адаптации – подготовка учащихся к самостоятельной жизни и труду в современных социально-экономических условиях. Профессионально-трудовое обучение является подготовкой выпускников к получению специальности в профессиональных учреждениях и самостоятельному труду. Все трудовые мастерские оснащены необходимым для учебного процесса оборудованием согласно профилю трудового обучения.
Библиотеки, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Библиотека укомплектована специальным учебникам, специальным рабочим тетрадям, специальным дидактическим материалам, отвечающим особым образовательным потребностям обучающихся и позволяющих реализовывать выбранный вариант стандарта – приобретение рекомендованных Приказом Министерства просвещения учебников;
В библиотеке имеются учебная и учебно-методическая литература для обучающихся, а также педагогическая, методическая литература для педагогических работников.
- объем библиотечного фонда – 2047 экземпляров;
- объем учебного фонда – 1235 экземпляров.
- педагогическая - 500 экземпляров.
- художественная -312 экземпляров.
Обеспечение обучающихся обязательной учебно-методической литературой в соответствии с АООП, реализуемой в учреждении - 100%.
Учебный фонд комплектуется согласно Федеральному перечню учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки РФ к использованию в образовательном процессе школы.
Объекты спорта, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
В школе-интернате имеется помещение, приспособленное под физкультурный зал. На школьной территории имеется одна спортивная площадка, оборудованные безопасным покрытием, игровая площадка.
Все помещения оснащены необходимыми для занятий и отдыха оборудованием под возможности детей с инвалидностью и ОВЗ.
Имеется спортивный зал, в 2019 году произведен ремонт.
Средства обучения и воспитания, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Осуществляется индивидуальное психологически-комфортное обучение на уроках и воспитательных занятиях.
Обеспечение беспрепятственного доступа в здания образовательной организации
Объект доступен для всех категорий населения. Имеется беспрепятственный доступ в школу: кнопка вызова для маломобильных групп населения (размещена около входа в здание), имеются пандусы, оборудованные ограждающими бортиками. Ступени лестниц оборудованы специальной сигнальной противоскользящей лентой, все лестницы оснащены с двух сторон перилами. Вход оборудован противоскользящим покрытием. Смонтированы широкие входные двери, санитарно-гигиенические помещения. Оборудована система голосового оповещения.
Специальные условия питания
Питание осуществляется в соответствии с утвержденным меню. Для детей, нуждающихся в лечебном и диетическом питании, в соответствии с представленными родителями (законными представителями) назначениями врача, может быть организовано лечебное и диетическое питание.
Специальные условия охраны здоровья
В ГКОУ АО «ЕОШИ» штатными сотрудниками: врач-педиатр, врач-психиатр, медицинкая сестра, проводится планомерная работа по созданию условий охраны здоровья. Оборудован медицинский блок (кабинеты: врача, процедурный, санузел, изолятор). Имеется всё необходимое новое оборудование для проведения первичного медицинского обследования учащихся, оказания первой медицинской помощи, осуществления контроля за санитарно-гигиеническим режимом.
Регулярно проводится диспансеризация, осуществляется контроль состояния детей, ежедневно проводится термометрия. Врачом-педиатром контролируется процесс проведения уроков физической культуры, ритмики. Проводится контроль соблюдения СанПиН.
Доступ к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям, приспособленным для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
нет
Электронные образовательные ресурсы, к которым обеспечивается доступ инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
Самая известнаявэлектроннаябиблиотекаhttp://lib.ru/
·Детские развивающие игрыhttp://www.lohmatik.ru
·Детский сайт "Ребзики"http://www.rebzi.ru
·Детский мирhttp://www.detskiy-mir.net
·Министерство образования и науки Российской Федерацииhttp://минобрнауки.рф/
·Портал о детях для родителейhttp://www.detiseti.ru
·Коллекция: русская и зарубежная литература для школыhttp://litera.edu.ru/
·Российская государственная библиотекаhttp://elibrary.rsl.ru/
·Библиотека Гумер -Школьная литератураhttp://www.gumer.info/bibliotek_Buks/school/index.php
·Словари и энциклопедии Он-Лайнhttps://dic.academic.ru/
·http://www.nachalka.comрассчитан на детей, родителей и учителей. Детям будут интересны игры, проекты, конкурсы и общение со сверстниками. Родители смогут узнать об интересующих их вопросах и почитать о проблемах воспитания, а учителя — пообщаться с коллегами и обсудить насущные дела.
Наличие специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования
Во время проведения занятий где обучаются инвалиды и обучающиеся с ОВЗ, применяются мультимедийные средства, оргтехника и иные средства для повышения уровня восприятия учебной информации обучающимися с различными нарушениями.
Для информирования родителей имеется сайт школы.
Учебные кабинеты оборудованы специальными техническими средствами обучения коллективного и индивидуального пользования для детей-инвалидов и детей с ОВЗ. Это:
·мультимедийные комплексы (проектор и экран),
Наличие условий для беспрепятственного доступа в общежитие, интернат
Объект доступен для всех категорий населения. Имеется беспрепятственный доступ: кнопка вызова для маломобильных групп населения (размещена около входа в здание), имеются пандусы, оборудованные ограждающими бортиками. Верхние и нижние ступени лестниц окрашены специальной сигнальной краской, все лестницы оснащены с двух сторон перилами. Вход оборудован противоскользящим покрытием. Оборудована система голосового оповещения.
Количество жилых помещений в общежитии, интернате, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
В здании интерната оборудованы четыре спальных комнаты, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья.
 
                                