чтение 8 кл (базовый уровень)

Государственное казенное общеобразовательное учреждение Астраханской области для
обучающихся, воспитанников с
ограниченными
возможностями здоровья
«Енотаевская общеобразовательная школа-интернат»
«Рассмотрено»
на заседании МО учителей
протокол №___
от «__» ______2025 г.

«Согласовано»
с заместителем директора
по УР
______ И.Б.Алекберовой
« ___»________ 2025г.

«Утверждено»
Директор школы
_______ Н.И. Стрелкова
«___»________2025г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по

чтению

8 КЛАСС
на уровень основного общего образования
(базовый уровень)

Рабочую программу составила:
Алекберова Ирина Борисовна,
учитель русского языка и чтения

Енотаевка 2025 г

1. Пояснительная записка.
Изучение учебного предмета "Чтение (литературное чтение)" имеет своей
целью развитие коммуникативно-речевых навыков и коррекцию недостатков
мыслительной деятельности.
Достижение поставленной цели обеспечивается решением следующих задач:
совершенствование навыка полноценного чтения как основы понимания
художественного и научно-познавательного текстов;
развитие навыков речевого общения на материале доступных для понимания
художественных и научно-познавательных текстов;
развитие положительных качеств и свойств личности;

На изучение предмета "Чтение" в 8 классах в Федеральном учебном
плане отведено 4 часа в неделю, 136 часов в год
2. Содержание учебного предмета "Чтение»
2.1. Содержание чтения (круг чтения): произведения устного народного
творчества (сказка, былина, предание, легенда). Стихотворные и
прозаические произведения отечественных и зарубежных писателей XIX XXI вв. Книги о приключениях и путешествиях. Художественные и научнопопулярные рассказы и очерки. Справочная литература: словари, книгисправочники, детская энциклопедия.
2.2. Примерная тематика произведений: произведения о Родине, героических
подвигах во имя Родины, об отношении человека к природе, к животным,
труду, друг другу; о жизни обучающихся, их дружбе и товариществе; о
нравственно-этических понятиях (добро, зло, честь, долг, совесть, жизнь,
смерть, правда, ложь).
2.3. Жанровое разнообразие: народные и авторские сказки, басни, былины,
легенды, рассказы, рассказы-описания, стихотворения.
2.4. Ориентировка в литературоведческих понятиях:
литературное произведение, фольклор, литературные жанры (сказка, былина,
сказ, басня, пословица, рассказ, стихотворение), автобиография писателя;
присказка, зачин, диалог, произведение;

герой (персонаж), гласный и второстепенный герой, портрет героя, пейзаж;
стихотворение, рифма, строка, строфа;
средства выразительности (логическая пауза, темп, ритм);
элементы книги: переплет, обложка, форзац, титульный лист, оглавление,
предисловие, послесловие.
2.5. Навык чтения: чтение вслух и про себя небольших произведений и целых
глав из произведений целыми словами. Выразительное чтение произведений.
Формирование умения самоконтроля и самооценки. Формирование навыков
беглого чтения.
2.6. Работа с текстом. Осознание последовательности смысла событий.
Выделение главной мысли текста. Определение мотивов поступков героев.
Сопоставление и оценка поступков персонажей. Выявление авторской
позиции и собственного отношения к событиям и персонажам. Деление
текста на части и их озаглавливание, составление плана. Выборочный,
краткий и подробный пересказ произведения или его части по плану.
2.7. Внеклассное чтение. Самостоятельное чтение книг, газет и журналов.
Обсуждение прочитанного. Отчет о прочитанном произведении. Ведение
дневников внеклассного чтения (коллективное или с помощью
педагогического работника).
3. Планируемые предметные результаты освоения учебного предмета
"Чтение (литературное чтение)".
Минимальный уровень:
правильное, осознанное чтение в темпе, приближенном к темпу устной речи,
доступных по содержанию текстов (после предварительной подготовки);
определение темы произведения (под руководством педагогического
работника);
ответы на вопросы педагогического работника по фактическому содержанию
произведения своими словами;
участие в коллективном составлении словесно-логического плана
прочитанного и разобранного под руководством педагогического работника
текста;
пересказ текста по частям на основе коллективно составленного плана (с
помощью педагогического работника);

выбор заголовка к пунктам плана из нескольких предложенных;
установление последовательности событий в произведении;
определение главных героев текста;
составление элементарной характеристики героя на основе предложенного
плана и по вопросам педагогического работника;
нахождение в тексте незнакомых слов и выражений, объяснение их значения
с помощью педагогического работника;
заучивание наизусть 7 - 9 стихотворений;
самостоятельное чтение небольших по объему и несложных по содержанию
произведений для внеклассного чтения, выполнение посильных заданий.
Достаточный уровень:
правильное, осознанное и беглое чтение вслух, с соблюдением некоторых
усвоенных норм орфоэпии;
ответы на вопросы педагогического работника своими словами и словами
автора (выборочное чтение);
определение темы художественного произведения;
определение основной мысли произведения (с помощью педагогического
работника);
самостоятельное деление на части несложного по структуре и содержанию
текста;
формулировка заголовков пунктов плана (с помощью педагогического
работника);
различение главных и второстепенных героев произведения с элементарным
обоснованием;
определение собственного отношения к поступкам героев (героя), сравнение
собственного отношения и отношения автора к поступкам героев с
использованием примеров из текста (с помощью педагогического работника);
пересказ текста по коллективно составленному плану;
нахождение в тексте непонятных слов и выражений, объяснение их значения
и смысла с опорой на контекст;

ориентировка в круге доступного чтения, выбор интересующей литературы
(с помощью взрослого), самостоятельное чтение художественной
литературы;
знание наизусть 10 - 12 стихотворений и 1 прозаического отрывка
4.Календарно-тематическое планирование с определением

основных видов учебной деятельности обучающихся.
8 класс
Для обучающихся учебным планом и программой на изучение
предмета предусмотрено 4 часа в неделю, 136 часов в год (34 учебных
недели).

№
Дата

Месяц

Тема урока
Устное народное творчество (11ч)

1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.

Устное народное творчество. Сказки.
Русская народная сказка «Волшебное кольцо».
Русская народная сказка «Волшебное кольцо».
Пословицы и поговорки.
Баллады.
Баллады. Перчатка В.А. Жуковский.
Баллады. Нашла коса на камень. И.З. Суриков.
Былины.
Былины. Садко.
Былины. Садко.
Внеклассное чтение. В.А, Жуковский «Светлана», А.С.
Пушкин «Песнь о вещем Олеге» (на выбор).
Произведения русских писателей 19 века (59 ч.)

12.

Знакомство с биографией и творчеством
А.С. Пушкина.
М.Я. Басина. Публичное испытание.
М.Я. Басина. Публичное испытание. Краткий пересказ.
И.И. Пущин. Записки о Пушкине. Комментированное
чтение.
А. С. Пушкин. Памятник.
А. С. Пушкин. «Во глубине сибирских руд»
А. С. Пушкин. Зимние утро.
А. С. Пушкин. Няне

13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.

20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.

31.

32.

33.
34.
35.
36.
37.
38.
39.
40.
41.
42.
43.
44.
45.
46.
47.
48.
49.
50.

А. С. Пушкин. Сожженное письмо.
А. С. Пушкин. «Я вас любил».
А. С. Пушкин. Сказка о попе и о работнике его Балде.
А. С. Пушкин. Сказка о попе и о работнике его Балде.
Внеклассное чтение. Урок- игра по сказкам А.С.
Пушкина.
М. Ю. Лермонтов. Биография и творчество.
М. Ю. Лермонтов. Смерть поэта.
М. Ю. Лермонтов. Родина.
М. Ю. Лермонтов. Парус.
М. Ю. Лермонтов. Сосна.
М. Ю. Лермонтов. Песня про царя Ивана Васильевича,
молодого опричника и удалого купца Калашникова.
Комментированное чтение.
М. Ю. Лермонтов. Песня про царя Ивана Васильевича,
молодого опричника и удалого купца Калашникова.
Сюжет. Герои.
М. Ю. Лермонтов. Песня про царя Ивана Васильевича,
молодого опричника и удалого купца Калашникова.
Выразительное чтение.
Внеклассное чтение. М.Ю. Лермонтов «Незабудка».
И. А. Крылов. Знакомство с биографией и творчеством.
Басня как жанр литературы.
Урок – викторина по теме «Басня».
И. А. Крылов. Волк на псарне. Выделене главной мысли.
И. А. Крылов. Осел и Соловей. Выразительное чтение.
И. А. Крылов. Муха и Пчела. Чтение по ролям.
Внеклассное чтение. Басни Крылова по выбору.
Н. А. Некрасов. Биография и творчество.
Н. А. Некрасов. Размышления у парадного подъезда.
Анализ стихотворения.
Н. А. Некрасов. «В полном разгаре страда
деревенская…»
Н. А. Некрасов. Мороз, Красный нос. Выразительное
чтение.
Н. А. Некрасов. Мороз, Красный нос. Характеристика
героев.
Н. А. Некрасов. Русские женщины. Составление
характеристики героя.
Н. А. Некрасов. Русские женщины.
Урок – викторина по творчеству Н.А. Некрасова.
Внеклассное чтение.
Н.А. Некрасов «Генерал
Топтыгин».
И. С. Никитин. Биография и творчество.

51.
52.
53.
54.
55.
56.
57.
58.
59.
60.
61.
62.
63.
64.
65.
66.
67.
68.
69.

70.
71.
72.
73.
74.
75.
76.
77.
78.
79.

И. С. Никитин. Русь.
И. С. Никитин. Утро на берегу озера.
Внеклассное чтение. Продолжение знакомства с
творчеством И.С. Никитина.
И. С. Тургенев. Биография и творчество.
Составление характеристики героя рассказа И.С.
Тургенева «Муму» по плану.
Комментированное чтение рассказа И.С. Тургенева
«Муму».
Чтение по ролям рассказа И.С. Тургенева «Муму».
Комментированное чтение рассказа И.С. Тургенева
«Муму».
Полный пересказ рассказа И.С. Тургенева «Муму».
Разбор по вопросам рассказа И.С. Тургенева «Муму».
Выборочный пересказ рассказа И.С. Тургенева «Муму».
Разбор по вопросам рассказа И.С. Тургенева «Муму».
Озаглавливание частей рассказа И.С. Тургенева «Муму»
Урок – викторина по рассказу И.С. Тургенева «Муму».
Внеклассное чтение. Урок – игра «Угадай…» (По
произведениям поэтов-классиков).
Л. Н. Толстой. Биография и творчество.
Л. Н. Толстой. После бала.Комментированное чтение.
Л. Н. Толстой. После бала. Разбор по вопросам.
Внекласное чтение. История бала.
Произведение писателей первой половины 20 века.
(37ч.)
А. П. Чехов. Биография и творчество.
А. П. Чехов. Лошадиная фамилия. Сюжет.
Характеристика героев.
А. П. Чехов. Лошадиная фамилия. Выразительное
чтение.
А.П. Чехов. Лошадиная фамилия. Пересказ.
Внеклассное чтение. Рассказы А.П. Чехова по выбору.
В. Г. Короленко. Биография и творчество.
Комментированное чтение повести В.Г. Короленко
«Слепой музыкант».
Изображение детского характера в повести В.Г.
Короленко «Слепой музыкант».
Чтение по ролям повести В.Г. Короленко «Слепой
музыкант».
Выборочный пересказ повести В.Г. Короленко «Слепой
музыкант».

80.

Комментированное чтение повести В.Г. Короленко
«Слепой музыкант».

81.

Разбор по вопросам повести В.Г. Короленко «Слепой
музыкант».

82.

Разбор по вопросам повести В.Г. Короленко «Слепой
музыкант».

83.

Выборочный пересказ повести В.Г. Короленко «Слепой
музыкант».

84.

Разбор по вопросам повести В.Г. Короленко «Слепой
музыкант».

85.

Внеклассное чтение. Просмотр и обсуждение
кинофильма «Повесть о настоящем человеке».

86.
87.
88.
89.
90.
91.
92.
93.

М. Горький. Биография и творчество.
М. Горький. Макар Чудра. Работа над образами.
М. Горький. Макар Чудра. Краткий пересказ.
С. А. Есенин. Биография и творчество.
С. А. Есенин. «Спит ковыль» Анализ.
С. А. Есенин. Пороша. Выразительное чтение.
С. А. Есенин. «Отговорила роща золотая». Анализ.
Внеклассное чтение. Песни и романсы на стихи С.А.
Есенина.
А. П. Платонов. Биография и творчество. Разноцветная
бабочка.
А. П. Платонов. Разноцветная бабочка.
А. П. Платонов. Разноцветная бабочка.
А. Н. Толстой. Биография и творчество.
А. Н. Толстой. Русский характер. Разбор рассказа.
А. Н. Толстой. Русский характер. Выделение главной
мысли.
А. Н. Толстой. Русский характер. Характеристика
героев.
А. Н. Толстой. Русский характер. Полный пересказ.
Внеклассное чтение. Выразительное чтение стихов А.Н.
Толстого. (по выбору). Романсы на стихи А.Н. Толстого.
Н. А. Заболоцкий. Биография и творчество.
Н. А. Заболоцкий. Некрасивая девочка.
Н. А. Заболоцкий. Некрасивая девочка
Внеклассное чтение. Макаренко А.С. «Педагогическая
поэма» (отрывки).

94.
95.
96.
97.
98.
99.
100.
101.
102.
103.
104.
105.
106.

107.
108.
109.
110.
111.
112.

113.
114.
115.
116.
117.
118.
119.
120.
121.
122.
123.
124.
125.
126.
127.
128.
129.
130.
131.
132.
133.

134
135.
136.

Произведения русских писателей второй половины
20 века. (30 ч.)
К. Г. Паустовский. Биография и творчество.
К. Г. Паустовский. Телеграмма.
К. Г. Паустовский. Телеграмма.
Знакомство с биографией и творчеством Р.И.
Фраермана
Разбор 1 главы повести Р.И. Фраермана «Дикая собака
Динго».
Краткий пересказ повести Р.И. Фраермана «Дикая
собака Динго». 2 глава
Озаглавливание глав повести «Дикая собака Динго». 3
глава
Деление отрывка повести «Дикая собака Динго» на
части. 4 глава
Разбор 5 главы повести Р.И. Фраермана «Дикая собака
Динго».
Внеклассное чтение. Знакомство с творчеством
Шукшина.
Л. А. Кассиль. Биография и творчество..
Л. А. Кассиль. Пекины бутсы.
А. Т. Твардовскийй. Биография и творчество.
А. Т. Твардовскийй. Василий Терки.
А. Т. Твардовскийй. Василий Теркин.
А. Т. Твардовскийй. Василий Теркин.
Внеклассное чтение. Стихи о ВОВ.
В. М. Шукшин. Биография и творчество.
В. М. Шукшин. Гринька Малюгин
В. М. Шукшин. Гринька Малюгин
В. М. Шукшин. Гринька Малюгин
Внеклассное чтение. Рассказы В.М. Шукшина по
выбору.
В. П. Астафьев. Биография и творчество.
В. П. Астафьев Далекая и близкая сказка.
Р. П. Погодин. Биография и творчество.
Р. П. Погодин. Алфред
Внеклассная чтение. Бондарев Ю.В. «На большой реке»,
«Юность командиров», «Батальон просит огня» (на
выбор).
А. А. Сурков. Биография и творчество.
А. А. Сурков. Родина.
Урок-зачет.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».