история 8 кл (базовый уровень)

Государственное казенное общеобразовательное учреждение для обучающихся,
воспитанников с
ограниченными
возможностями здоровья «Енотаевская
общеобразовательная школа-интернат»

«РАССМОТРЕНО»
на заседании
педагогического совета
Протокол №__1_
от 28.08.2025 г.

«СОГЛАСОВАНО»
с зам. директора по УР
_________/____________
От___28______августа
2025 года

«УТВЕРЖДЕНА»
Директор школы
_______Н.И. Стрелкова
Приказ № ______от
28.08.2025 года

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по истории Отечества
8 КЛАСС
на уровень основного общего образования
(базовый уровень)

Рабочую программу составила:
Алекберова Ирина Борисовна
учитель истории, высшая категория

Енотаевка 2025

Федеральная рабочая программа по учебному предмету "История
Отечества" (VIII класс) предметной области "Человек и общество"
включает пояснительную записку, содержание обучения,
планируемые результаты освоения программы.
1. Пояснительная записка.
Предмет "История Отечества" играет важную роль в процессе развития и
воспитания личности обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями), формирования гражданской позиции
обучающихся, воспитания их в духе патриотизма и уважения к своей Родине, ее
историческому прошлому.
Основные цели изучения данного предмета "История Отечества":
формирование нравственного сознания развивающейся личности обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), способных к
определению своих ценностных приоритетов на основе осмысления
исторического опыта своей страны;
развитие умения применять исторические знания в учебной и социальной
деятельности; развитие нарушенных при умственной отсталости высших
психических функций.
Достижение этих целей будет способствовать социализации обучающихся с
интеллектуальным недоразвитием.
Основные задачи изучения предмета:
овладение обучающимися знаниями о выдающихся событиях и деятелях
отечественной истории;
формирование у обучающихся представлений о жизни, быте, труде людей в
разные исторические эпохи;
формирование представлений о развитии российской культуры, ее выдающихся
достижениях, памятниках;
формирование представлений о постоянном развитии общества, связи прошлого
и настоящего;
усвоение обучающимися терминов и понятий, знание которых необходимо для
понимания хода развития истории;
формирование интереса к истории как части общечеловеческой культуры,
средству познания мира и самопознания;
формирование у обучающихся умений применять исторические знания для
осмысления сущности современных общественных явлений, в общении с другими
людьми в современном поликультурном, полиэтническом и
многоконфессиональном обществе;
воспитание обучающихся в духе патриотизма, уважения к своему Отечеству;
воспитание гражданственности и толерантности;

коррекция и развитие познавательных психических процессов.
2. Содержание учебного предмета.
2.1. Россия в XVIII веке.
Начало царствования Петра I. Азовские походы. "Великое посольство" Петра I.
Создание российского флота и борьба за выход к Балтийскому и Черному морям.
Начало Северной войны. Строительство Петербурга. Создание регулярной армии.
Полтавская битва: разгром шведов. Победы русского флота. Окончание Северной
войны. Петр I - первый российский император. Личность Петра I Великого.
Реформы государственного управления, губернская реформа. Оппозиция
реформам Петра I, дело царевича Алексея. Экономические преобразования в
стране. Нововведения в культуре. Развитие науки и техники. Итоги и цена
петровских преобразований.
Дворцовые перевороты: внутренняя и внешняя политика преемников Петра I.
Российская Академия наук и деятельность М.В. Ломоносова. И.И. Шувалов покровитель просвещения, наук и искусства. Основание первого Российского
университета и Академии художеств.
Правление Екатерины II - просвещенный абсолютизм. Укрепление
императорской власти. Развитие промышленности, торговли, рост городов.
"Золотой век дворянства". Положение крепостных крестьян, усиление
крепостничества. Восстание под предводительством Е. Пугачева и его значение.
Русско-турецкие войны второй половины XVIII века, их итоги. Присоединение
Крыма и освоение Новороссии. А.В. Суворов, Ф.Ф. Ушаков. Культура и быт России
во второй половине XVIII века. Русские изобретатели и умельцы, развитие
исторической науки, литературы, искусства.
Правление Павла I.
2.2. Россия в первой половине XIX века.
Россия в начале XIX века. Приход к власти Александра I. Внутренняя и внешняя
политика России. Отечественная война 1812 г. Основные этапы и сражения войны.
Бородинская битва. Герои войны (М.И. Кутузов, М.Б. Барклай-де-Толли, П.И.
Багратион, Н.Н. Раевский, Д.В. Давыдов). Причины победы России в
Отечественной войне. Народная память о войне 1812 г.
Правление Александра I. Движение декабристов: создание тайных обществ в
России, их участники. Вступление на престол Николая I. Восстание декабристов
на Сенатской площади в Санкт-Петербурге. Суд над декабристами. Значение
движения декабристов.
Правление Николая I. Преобразование и укрепление государственного аппарата.
Введение военных порядков во все сферы жизни общества. Внешняя политика
России. Крымская война 1853 - 1856 гг. Итоги и последствия войны.
"Золотой век" русской культуры первой половины XIX века. Развитие науки,
техники, живописи, архитектуры, литературы, музыки. Выдающиеся деятели
культуры (А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов, Н.В. Гоголь, М.И. Глинка, В.А.
Тропинин, К.И. Росси).
2.3. Россия во второй половине XIX - начале XX века.

Правление Александра II. Отмена крепостного права, его значение. Жизнь
крестьян после отмены крепостного права. Социально-экономическое развитие
России. Реформы, связанные с преобразованием жизни в стране (городская,
судебная, военная реформы, открытие начальных народных училищ). Убийство
Александра II.
Приход к власти Александра III. Развитие российской промышленности,
формирование русской буржуазии. Положение и жизнь рабочих. Появление
революционных кружков. Жизнь и быт русских купцов, городского и сельского
населения. Наука и культура во второй половине XIX века. Великие имена: И.С.
Тургенев, Ф.М. Достоевский, Л.Н. Толстой, В.И. Суриков, П.И. Чайковский, А.С.
Попов, А.Ф. Можайский.
Начало правления Николая II. Промышленное развитие страны. Положение
основных групп населения. Стачки и забастовки рабочих. Русско-японская война
1904 - 1905 гг.: основные сражения. Причины поражения России в войне.
Воздействие войны на общественную и политическую жизнь страны.
Первая русская революция 1905 - 1907 гг. Кровавое воскресенье 9 января 1905 г. начало революции, основные ее события. "Манифест 17 октября 1905 года".
Поражение революции, ее значение. Реформы П.А. Столыпина и их итоги.
"Серебряный век" русской культуры. Выдающиеся деятели культуры: А.М.
Горький, В.А. Серов, Ф.И. Шаляпин, Анна Павлова. Появление первых
кинофильмов в России.
Россия в Первой мировой войне. Героизм и самоотверженность русских солдат.
Победы и поражения русской армии в ходе военных действий. Брусиловский
прорыв. Подвиг летчика П.Н. Нестерова. Экономическое положение в стране.
Отношение к войне в обществе.
Планируемые предметные результаты освоения учебного предмета
"История Отечества".
Минимальный уровень:
знание некоторых дат важнейших событий отечественной истории;
знание некоторых основных фактов исторических событий, явлений, процессов;
знание имен некоторых наиболее известных исторических деятелей (князей,
царей, политиков, полководцев, ученых, деятелей культуры);
понимание значения основных терминов-понятий;
установление по датам последовательности и длительности исторических
событий, пользование "Лентой времени";
описание предметов, событий, исторических героев с опорой на наглядность,
составление рассказов о них по вопросам педагогического работника;
нахождение и показ на исторической карте основных изучаемых объектов и
событий;
объяснение значения основных исторических понятий с помощью
педагогического работника.

Достаточный уровень:
знание хронологических рамок ключевых процессов, дат важнейших событий
отечественной истории;
знание некоторых основных исторических фактов, событий, явлений, процессов;
их причины, участников, результаты и значение; составление рассказов об
исторических событиях, формулировка выводов об их значении;
знание мест совершения основных исторических событий;
знание имен известных исторических деятелей (князей, царей, политиков,
полководцев, ученых, деятелей культуры) и составление элементарной
характеристики исторических героев;
формирование первоначальных представлений о взаимосвязи и
последовательности важнейших исторических событий;
понимание "легенды" исторической карты и "чтение" исторической карты с
опорой на ее "легенду";
знание основных терминов понятий и их определений;
соотнесение года с веком, установление последовательности и длительности
исторических событий;
сравнение, анализ, обобщение исторических фактов;
поиск информации в одном или нескольких источниках;
установление и раскрытие причинно-следственных связей между историческими
событиями и явлениями.

Календарно-тематическое
планирование
№
урока

3

Наименование темы,
разделов
Повторение
Наше Отечество-Россия в XVII веке
Раздел I
Российское государство в конце XVIIначале XVIII века
Территория и общество России в XVII
веке
Отношение России с другими странами

4

Детство и юность Петра I (1672-1689)

1

2

Кол-во Дата Примечасов
чание
1

1
1
1

5

Борьба за власть. Правление Софьи.

1

6

Начало правления Петра I.

1

7
8
9
10
11
12

Великое посольство (1697-1698).Возвращение Петра I в Москву.
Северная война (1700-1721).Основание
Петербурга.
Самостоятельная работа по теме
«Северная война»
Заслуги Петра Великого в истории
России
Образование и культура при Петре I.
Семья Петра I .

1
1
1
1
1
1
1

14

Обобщение темы «Российское
государство в конце XVII- начале XVIII
века
Раздел II
Российская империя после Петра I
(1725-1801)
Екатерина I и Петр II

15

Анна Иоанновна и Иван VI

1

16

1

18

Царствование Елизаветы Петровны
(1741-1761)
Войны России в период правления
Елизаветы Петровны.
Воцарение Петра III

19

Начало царствования Екатерины II

1

20

Войны России в период правления
Екатерины II
Как управляла Россией Екатерина II.
Восстание Пугачева
Развитие образования при
Екатерине II
Практическая работа:»Итоги правления
Екатерины Великой»
Обобщение темы:»Российская империя
после Петра I»

1

13

17

21
22
23
24

1

1
1

1
1
1
1

26

Раздел III
Российская империя в первой
половине XIX века
Отношение со странами Европы в конце
XVIII- начале XIX века
Павел I и его внутренняя политика.

27

Начало правления Александра I

1

28

1

29

Реформы Александра I.
Аракчеевщина.
Вторжение армии Наполеона в Россию.

30

Битва за Смоленск

1

31

Отечественная война 1812 года

1

32

Бородинское сражение.

1

33

1

36

Практическая работа:»Бородинская
битва»
Народная война против армии
Наполеона.
Отступление и гибель французской
армии.
Россия после войны с Наполеоном.

37

Начало правления Николая I.

1

38

Восстание декабристов.

1

39

Реформы Николая I.

1

40

1

41

Войны на Кавказе. Отношение России с
другими странами при Николае I.
Связи России со странами при Николае I.

42

Крымская война. Оборона Севастополя.

1

43

Практическая работа: «Оборона
Севастополя».
Обобщение темы: «Российская империя в
первой половине XIX века»
Раздел IV
Россия во второй половине XIXначале XX века

1

25

34
35

44

1
1

1

1
1
1

1

1

1

46

Царь-освободитель Александр II (18551881)
Отмена крепостного права.

47

Военные реформы Александра II

1

45

1

Международные отношения России при
Александре II
Русско-турецкая война 1877-1879 гг.

1

1

57

Революционные организации в России в
конце XIX века
Практическая работа: «Заслуги
Александра II в истории России»
Царь Александр III миротворец (18811894)
Укрепление самодержавия Александра
III.
Российское государство в период
правления Александра III.
Отношения России с европейскими
странами, конец правления Александра
III.
Последний российский император –
Николай II (1894-1917)
Россия в начале царствования Николая II.

58

Реформы П.А.Столыпина

1

59

Война с Японией.

1

60

Революционные выступления 19051907гг.
Итоги первой русской революции.
Проверочная работа (тест)
Россия перед Первой мировой
войной(1908-1914)
Участие России в Первой мировой войне.

1

Февральская революция 1917 года.
Отречение Николая II.
Развитие науки и культуры в начале XX
века.

1

48
49
50
51
52
53
54
55

56

61
62
63
64
65

1

1
1
1
1
1

1
1

1
1
1

1

66

Обобщение темы: «Россия во второй

1

половине XIX- начале XXвека»
67
68

Итого

Экскурсия в музей. Астраханская область
в конце XIX века- начале XX века.
Итоговое повторение курса истории 8
класса. Итоговое тестирование.
68 часов

1
1


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».