Государственное казенное общеобразовательное учреждение Астраханской области для обучающихся, воспитанников с
ограниченными возможностями здоровья «Енотаевская общеобразовательная школа-интернат»
«РАССМОТРЕНО»
на заседании
педагогического совета.
Протокол №________
от 28.08.2025 г.
«СОГЛАСОВАНО»
с зам. директора по УР
________/___________
От ________ августа
2025 года
« УТВЕРЖДЕНА»
Директор школы
________Н.И.Стрелкова
Приказ №_______ от
28.08.2025 года
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по ручному труду
2 класс
на уровень начального общего образования
(базовый уровень)
Рабочую программу составила
Спицина Е.В,
учитель начальных классов
высшей категории
с. Енотаевка-2025
1. Пояснительная записка.
Основная цель изучения данного предмета: всестороннее развитие личности обучающегося младшего возраста с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в процессе формирования трудовой культуры и подготовки
его к последующему профильному обучению в старших классах. Изучение предмета способствует развитию
созидательных возможностей личности, творческих способностей, формированию мотивации успеха и достижений на
основе предметно-преобразующей деятельности.
Задачи изучения предмета:
формирование представлений о материальной культуре как продукте творческой предметно-преобразующей
деятельности человека.
формирование представлений о гармоничном единстве природного и рукотворного мира и о месте в нем человека.
расширение культурного кругозора, обогащение знаний о культурноисторических традициях в мире вещей.
расширение знаний о материалах и их свойствах, технологиях использования.
формирование практических умений и навыков использования различных материалов в предметно-преобразующей
деятельности.
формирование интереса к разнообразным видам труда.
развитие познавательных психических процессов (восприятия, памяти, воображения, мышления, речи).
развитие умственной деятельности (анализ, синтез, сравнение, классификация, обобщение).
развитие сенсомоторных процессов, руки, глазомера через формирование практических умений.
развитие регулятивной структуры деятельности (включающей целеполагание, планирование, контроль и оценку
действий и результатов деятельности в соответствии с поставленной целью).
формирование информационной грамотности, умения работать с различными источниками информации.
формирование коммуникативной культуры, развитие активности, целенаправленности, инициативности; духовнонравственное воспитание и развитие социально ценных качеств личности.
Коррекция интеллектуальных и физических недостатков с учетом их возрастных особенностей, которая
предусматривает:
коррекцию познавательной деятельности обучающихся путем систематического и целенаправленного воспитания и
совершенствования у них правильного восприятия формы, строения, величины, цвета предметов, их положения в
пространстве, умения находить в трудовом объекте существенные признаки, устанавливать сходство и различие между
предметами;
развитие аналитико-синтетической деятельности, деятельности сравнения, обобщения; совершенствование умения
ориентироваться в задании, планировании работы, последовательном изготовлении изделия;
коррекцию ручной моторики; улучшение зрительно-двигательной координации путем использования вариативных и
многократно повторяющихся действий с применением разнообразного трудового материала.
2. Содержание учебного предмета.
2.1. Работа с глиной и пластилином.
Элементарные знания о глине и пластилине (свойства материалов, цвет, форма). Глина - строительный материал.
Применение глины для изготовления посуды. Применение глины для скульптуры. Пластилин - материал ручного труда.
Организация рабочего места при выполнении лепных работ. Как правильно обращаться с пластилином. Инструменты
для работы с пластилином. Лепка из глины и пластилина разными способами: конструктивным, пластическим,
комбинированным. Приемы работы: "разминание", "отщипывание кусочков пластилина", "размазывание по картону"
(аппликация из пластилина), "раскатывание столбиками" (аппликация из пластилина), "скатывание шара",
"раскатывание шара до овальной формы", "вытягивание одного конца столбика", "сплющивание", "пришипывание",
"примазывание" (объемные изделия). Лепка из пластилина геометрических тел (брусок, цилиндр, конус, шар). Лепка из
пластилина, изделий, имеющих прямоугольную, цилиндрическую, конусообразную и шарообразную форму.
2.2. Работа с природными материалами
Элементарные понятия о природных материалах (где используют, где находят, виды природных материалов). Историкокультурологические сведения (в какие игрушки из природных материалов играли дети в старину). Заготовка природных
материалов. Инструменты, используемые с природными материалами (шило, ножницы) и правила работы с ними.
Организация рабочего места работе с природными материалами. Способы соединения деталей (пластилин, острые
палочки). Работа с засушенными листьями (аппликация, объемные изделия). Работа с еловыми шишками. Работа с
тростниковой травой. Изготовление игрушек из желудей. Изготовление игрушек из скорлупы ореха (аппликация,
объемные изделия).
2.3. Работа с бумагой.
Элементарные сведения о бумаге (изделия из бумаги). Сорта и виды бумаги (бумага для письма, бумага для печати,
рисовальная, впитывающая (гигиеническая), крашеная). Цвет, форма бумаги (треугольник, квадрат, прямоугольник).
Инструменты и материалы для работы с бумагой и картоном. Организация рабочего места при работе с бумагой. Виды
работы с бумагой и картоном:
Разметка бумаги. Экономная разметка бумаги. Приемы разметки:
разметка с помощью шаблоном. Понятие "шаблон". Правила работы с шаблоном. Порядок обводки шаблона
геометрических фигур. Разметка по шаблонам сложной конфигурации;
разметка с помощью чертежных инструментов (по линейке, угольнику, циркулем). Понятия: "линейка", "угольник",
"циркуль". Их применение и устройство;
разметка с опорой на чертеж. Понятие "чертеж". Линии чертежа. Чтение чертежа.
Вырезание ножницами из бумаги. Инструменты для резания бумаги. Правила обращения с ножницами. Правила работы
ножницами. Удержание ножниц. Приемы вырезания ножницами: "разрез по короткой прямой линии", "разрез по
короткой наклонной линии", "надрез по короткой прямой линии", "разрез по длинной линии", "разрез по незначительно
изогнутой линии", "округление углов прямоугольных форм", "вырезание изображений предметов, имеющие округлую
форму", "вырезание по совершенной кривой линии (кругу)". Способы вырезания: "симметричное вырезание из бумаги,
сложенной пополам", "симметричное вырезание из бумаги, сложенной несколько раз", "тиражирование деталей".
Обрывание бумаги. Разрывание бумаги по линии сгиба. Отрывание мелких кусочков от листа бумаги (бумажная
мозаика). Обрывание по контуру (аппликация).
Складывание фигурок из бумаги (оригами). Приемы сгибания бумаги: "сгибание треугольника пополам", "сгибание
квадрата с угла на угол"; "сгибание прямоугольной формы пополам", "сгибание сторон к середине", "сгибание углов к
центру и середине", "сгибание по типу "гармошки", "вогнуть внутрь", "выгнуть наружу".
Сминание и скатывание бумаги в ладонях. Сминание пальцами и скатывание в ладонях бумаги (плоскостная и объемная
аппликация).
Конструирование из бумаги и картона (из плоских деталей, на основе геометрических тел (цилиндра, конуса),
изготовление коробок).
Соединение деталей изделия. Клеевое соединение. Правила работы с клеем и кистью. Приемы клеевого соединения:
"точечное", "сплошное". Щелевое соединение деталей (щелевой замок).
Картонажно-переплетные работы.
Элементарные сведения о картоне (применение картона). Сорта картона. Свойства картона. Картонажные изделия.
Инструменты и приспособления. Изделия в переплете. Способы окантовки картона: "окантовка картона полосками
бумаги", "окантовка картона листом бумаги".
2.4. Работа с текстильными материалами.
Элементарные сведения о нитках (откуда берутся нитки). Применение ниток. Свойства ниток. Цвет ниток. Как работать
с нитками. Виды работы с нитками:
наматывание ниток на картонку (плоские игрушки, кисточки);
связывание ниток в пучок (ягоды, фигурки человечком, цветы);
шитье: инструменты для швейных работ, приемы шитья: "игла вверх-вниз";
вышивание: что делают из ниток, приемы вышивания: вышивка "прямой строчкой", вышивка прямой строчкой "в два
приема", "вышивка стежком "вперед иголку с перевивом", вышивка строчкой косого стежка "в два приема".
Элементарные сведения о тканях. Применение и назначение ткани в жизни человека. Из чего делают ткань. Свойства
ткани (мнется, утюжится, лицевая и изнаночная сторона ткани, шероховатые, шершавые, скользкие, гладкие, толстые,
тонкие, режутся ножницами, прошиваются иголками, сматываются в рулоны, скучиваются). Цвет ткани. Сорта ткани и
их назначение (шерстяные ткани, хлопковые ткани). Кто шьет из ткани. Инструменты и приспособления, используемые
при работе с тканью. Правила хранения игл. Виды работы с нитками (раскрой, шитье, вышивание, аппликация на ткани,
вязание, плетение, окрашивание, набивка рисунка).
Раскрой деталей из ткани. Понятие "лекало". Последовательность раскроя деталей из ткани.
Шитье. Завязывание узелка на нитке. Соединение деталей, выкроенных из ткани, прямой строчкой, строчкой "косыми
стежками и строчкой петлеобразного стежка (закладки, кухонные предметы, игрушки).
Ткачество. Как ткут ткани. Виды переплетений ткани (редкие, плотные переплетения). Процесс ткачества (основа, уток,
челнок, полотняное переплетение).
Скручивание ткани. Историко-культурологические сведения (изготовление кукол-скруток из ткани в древние времена).
Отделка изделий из ткани. Аппликация на ткани. Работа с тесьмой. Применение тесьмы. Виды тесьмы (простая,
кружевная, с орнаментом).
Ремонт одежды. Виды ремонта одежды (пришивание пуговиц, вешалок, карманом). Пришивание пуговиц (с двумя и
четырьмя сквозными отверстиями, с ушком). Отделка изделий пуговицами. Изготовление и пришивание вешалки.
2.5. Работа с древесными материалами.
Элементарные сведения о древесине. Изделия из древесины. Понятия "дерево" и "древесина". Материалы и
инструменты. Заготовка древесины. Кто работает с древесными материалами (плотник, столяр). Свойства древесины
(цвет, запах, текстура).
Способы обработки древесины ручными инструментами и приспособлениями (зачистка напильником, наждачной
бумагой).
Способы обработки древесины ручными инструментами (пиление, заточка точилкой).
Аппликация из древесных материалов (опилок, карандашной стружки, древесных заготовок для спичек). Клеевое
соединение древесных материалов.
2.6. Работа металлом.
Элементарные сведения о металле. Применение металла. Виды металлов (черные, цветные, легкие тяжелые,
благородные). Свойства металлов. Цвет металла. Технология ручной обработки металла. Инструменты для работы по
металлу.
2.7. Работа с алюминиевой фольгой. Приемы обработки фольги: "сминание", "сгибание", "сжимание", "скручивание",
"скатывание", "разрывание", "разрезание".
2.8. Работа с проволокой.
Элементарные сведения о проволоке (медная, алюминиевая, стальная). Применение проволоки в изделиях. Свойства
проволоки (толстая, тонкая, гнется). Инструменты (плоскогубцы, круглогубцы, кусачки). Правила обращения с
проволокой.
Приемы работы с проволокой: "сгибание волной", "сгибание в кольцо", "сгибание в спираль", "сгибание вдвое, втрое,
вчетверо", "намотка на карандаш", "сгибание под прямым углом".
Получение контуров геометрических фигур, букв, декоративных фигурок птиц, зверей, человечков.
2.9. Работа с металлоконструктором.
Элементарные сведения о металлоконструкторе. Изделия из металлоконструктора. Набор деталей металлоконструктора
(планки, пластины, косынки, углы, скобы планшайбы, гайки, винты). Инструменты для работы с металлоконструктором
(гаечный ключ, отвертка). Соединение планок винтом и гайкой.
2.10. Комбинированные работы с разными материалами
Виды работ по комбинированию разных материалов:
пластилин, природные материалы; бумага, пластилин; бумага, нитки; бумага, ткань; бумага, древесные материалы;
бумага, пуговицы; проволока, бумага и нитки; проволока, пластилин, скорлупа ореха.
Планируемые предметные результаты изучения учебного предмета "Ручной труд".
Минимальный уровень:
знание правил организации рабочего места и умение самостоятельно его организовать в зависимости от характера
выполняемой работы, (рационально располагать инструменты, материалы и приспособления на рабочем столе,
сохранять порядок на рабочем месте);
знание видов трудовых работ;
знание названий и некоторых свойств поделочных материалов, используемых на уроках ручного труда, знание и
соблюдение правил их хранения, санитарно- гигиенических требований при работе с ними;
знание названий инструментов, необходимых на уроках ручного труда, их устройства, правил техники безопасной
работы с колющими и режущими инструментами;
знание приемов работы (разметки деталей, выделения детали из заготовки, формообразования, соединения деталей,
отделки изделия), используемые на уроках ручного труда;
анализ объекта, подлежащего изготовлению, выделение и называние его признаков и свойств; определение способов
соединения деталей;
пользование доступными технологическими (инструкционными) картами;
составление стандартного плана работы по пунктам;
владение некоторыми технологическими приемами ручной обработки материалов;
использование в работе доступных материалов (глиной и пластилином; природными материалами; бумагой и картоном;
нитками и тканью; проволокой и металлом; древесиной; конструировать из металлоконструктора);
выполнение несложного ремонта одежды.
Достаточный уровень:
знание правил рациональной организации труда, включающих упорядоченность действий и самодисциплину;
знание об исторической, культурной и эстетической ценности вещей;
знание видов художественных ремесел;
нахождение необходимой информации в материалах учебника, рабочей тетради;
знание и использование правил безопасной работы с режущими и колющими инструментами, соблюдение санитарногигиенических требований при выполнении трудовых работ;
осознанный подбор материалов по их физическим, декоративнохудожественным и конструктивным свойствам;
отбор оптимальных и доступных технологических приемов ручной обработки в зависимости от свойств материалов и
поставленных целей, экономное расходование материалов;
использование в работе с разнообразной наглядности: составление плана работы над изделием с опорой на предметнооперационные и графические планы, распознавание простейших технических рисунков, схем, чертежей, их чтение и
выполнение действий в соответствии с ними в процессе изготовления изделия;
осуществление текущего самоконтроля выполняемых практических действий и корректировка хода практической
работы;
оценка своих изделий (красиво, некрасиво, аккуратно, похоже на образец);
установление причинно-следственных связей между выполняемыми действиями и их результатами;
выполнение общественных поручений по уборке класса и (или) мастерской после уроков трудового обучения.
Календарно – тематическое планирование "Ручной труд"
№
п/п
Содержание
Кол-во
часов
1
I четверть
Введение. Правила поведения и
техника безопасности на уроках
технологии
2
Работа с глиной и пластилином.
Правила работы с пластилином.
Лепка замка и ворот из кубиков и
брусков.
1
3
Лепка столярных инструментов
(молотка)
1
4
5
Работа с природными
материалами
Экскурсия в природу с целью сбора
и заготовки природного материала
Изготовление по образцу рыбки
8ч
1
Дата
Цель
Примечание
Проверка знаний о правилах
поведения на уроках труда.
Выявление знаний о видах ручного
труда, поделочных материалах и
инструментах.
Иллюстрации в
учебнике
С.4-9
Закрепление знаний о пластилине.
Знакомство с прямоугольным
геометрическим телом – брус,
формирование умения сравнивать
брус с реальными предметами.
Обучение лепке из пластилина
изделия, состоящего из деталей
прямоугольной геометрической
формы
Правила работы с
пластилином
С.10-15 Кубики,
бруски, стека,
1
Знакомство с разными видами
природных материалов, их
применением, правилами сбора,
сушки и хранения
1
Знакомство с разнообразными
плодами деревьев. Обучение
Иллюстрациис.18 - 21
Папки для сбора
материала, мешочки,
природный материал,
картон
С.24-25
рыбки, природный
Иллюстрации, этапы
работы
С.16-17 молоток
6
Изготовление по образцу черепахи
1
7
Работа с бумагой и картоном.
Изготовление аппликации из мятой
бумаги «Дерево осенью»
1
8
Складывание фигурок из бумаги.
Собачка.
1
9
II четверть
Изготовление и украшение пакета из
бумаги для хранения изделий.
Работа с текстильными
материалами
10 Свойства ниток. Пришивание
пуговиц с двумя отверстиями
11 Экскурсия в швейную мастерскую
8ч
1
1
1
изготовлению изделия из скорлупы
грецкого ореха
Формирование умения составлять
план выполнения поделки и
оценивать свое изделие по вопросам
учителя.
материал, картон
Расширение представлений о
сезонных изменениях в природе.
Формировать умение составлять
план выполнения аппликации
Закрепление умения сгибать квадрат
пополам и с угла на угол, совмещать
стороны с опорными точками.
С.29
образцы аппликаций
Закрепление умения сгибать
прямоугольник, совмещая нижние
углы с опорными точками
Формирование умения в
оформлении изделия
С. 36-37
Обучение пришиванию пуговиц с
двумя сквозными отверстиями к
ткани.
Закрепление правил поведения в
швейной мастерской, формирование
умения анализировать поделки
С.42-43,
пуговицы, иглы, нитки,
образцы
С.24-25
Черепахи, природный
материал, картон
Этапы работы, с.31
Работа с глиной и пластилином
12 Лепка предметов цилиндрической
формы (кружки)
1
Знакомство с геометрическим телом
- цилиндр
1
Формирование умения лепить
конструктивным способом изделия
конической формы.
Работа с природными
материалами
14 Составление композиций из
засушенных листьев (оформление
декоративной рамки)
1
Обучение изготовлению рамки для
фотографий из бумаги, оформление
орнаментом - листьями,
наклеенными на поверхность
С.55 Засушенные
листья, клей, образец
Работа с бумагой и картоном
15 Изготовление из плотной бумаги
елочных игрушек (шара из двух
кругов)
1
Обучение изготовлению шара из
бумаги, состоящих из двух кругов,
симметричному вырезанию, сборке
способом соединения заготовок в
прорези.
Обучение изготовлению шара,
состоящего из 4-5 и более полос
бумаги. Обучение сборке способом
склеивания заготовок.
Этапы работы, с.62-63
Картон, бумага, клей,
образец, шаблоны
13
Лепка с натуры предметов
конической формы (ведра)
16 Изготовление из плотной бумаги
елочных игрушек (шара из
бумажных полос)
III четверть
Работа с глиной и пластилином.
17 Лепка чайной посуды в форме шара
(чайника для заварки)
1
Этапы работы , с.4447Кружка, стека,
образцы
Приемы работы, с.48-49
С.64
Картон, бумага, клей,
образец, шаблоны
10ч
Образцы
1
Формирование умения
анализировать объект, выделяя его
Приемы работы,
иллюстрации, с.60-61
признаки и свойства.
Чайная посуда
Совершенствовать умения скатывать
пластилин кругообразными
движениями до получения формы
шара.
Работа с бумагой и картоном
18 Разметка бумаги и картона по
шаблонам сложной конфигурации
1
Овладение понятиями «контур»,
«силуэт», закрепление умений
вырезать ножницами по контурной
линии.
С. 56
Картон, бумага, клей,
образец, шаблоны
1
Повторение приемов наматывания
ниток на картон, обучение
сматыванию ниток в клубок на
бумажный шарик.
С.65
Нитки, ножницы,
образцы
Работа с глиной и пластилином
20 Лепка по образцу стилизованных
фигур животных (медвежонка)
1
С.66-67
21 Лепка по образцу стилизованных
фигур животных (уточки)
1
Знакомство с понятием
«скульптура», закрепление умения
лепить фигурки животных
конструктивным способом
Закрепление приемов лепки:
«скатывание овальной и конической
форм», «вытягивание»,
прищипывание», вдавливание».
Обучение составлению плана лепки.
Работа с текстильными
материалами
19 Сматывание ниток в клубок
Работа с природными
материалами
с.68-69
22 Изготовление по образцу фигурки
человека из шишек.
1
23 Изготовление по образцу фигурки
птицы из шишек.
1
Работа с бумагой и картоном
24 Разметка бумаги и картона по
линейке
Работа с текстильными
материалами
25 Изготовление и применение ткани.
Свойства и сорта тканей.
Формирование умения
изготавливать из шишек человека с
использованием дополнительных
поделочных материалов
Обучение составлению плана
работы с опорой на наглядный
образец, отчитываться о
проделанной работе.
С.70-71
Шишки ели, веточки,
листья
1
Освоение приемов измерения длины
и ширины, обучение разметке
бумаги по линейке способом
откладывания нужного размера,
проведение прямой линии между
точками
С.74-77
Картон, бумага,
линейка,
1
Знакомство с процессом
изготовления ткани, формировать
умение различать ткани по окраске и
другим свойствам.
Обучение технологии раскроя и
резания ткани по выкройке,
формирование правильных
движений рук при работе с
ножницами в процессе раскроя.
с.80-82 Нитки,
ножницы, образцы
тканей
26 Раскрой деталей изделия по готовой
выкройке в форме квадрата или
прямоугольника.
1
IV четверть
Работа с бумагой и картоном
8ч
С. 72
Шишки ели, веточки,
листья
с.89
ткань, выкройки, игла,
карандаш, нитки,
бумага в клеточку,
линейка
27 Изготовление предметной
аппликации из геометрических
фигур (лягушка, утенок, лиса,
собака)
1
Обучение умению анализировать
композиции, состоящую из
геометрических фигур, закрепление
способа разметки деталей по
линейке.
С.78
Картон, бумага, клей,
образец, шаблоны,
геометрические фигуры
Работа с глиной и пластилином
28 Лепка по представлению свободных
композиций к сказке «Колобок»
1
Формирование умения
анализировать содержание
иллюстративного материала,
Совершенствовать приемы:
«скатывание пластилина в форме
шара, жгутиков, конуса»,
«вытягивание», «сплющивание».
с.94-95
Работа с бумагой и картоном
29 Что надо знать о дорожных знаках.
Правила безопасности на дороге
1
30 Изготовление по образцу указателя
«Переход»
1
Развитие представлений о дорожных
знаках, формирование знаний о
правилах перехода улиц
Обучение изготовлению модели
указателя «переход» с
самостоятельным составлением
плана. Обучение скручивании
трубочки из бумаги с
использованием приема
«накручивание бумаги на карандаш»
С.98
Картон, бумага, клей,
образец, шаблоны
Этапы работы
С.99Картон, бумага,
клей, образец, шаблоны
Расширение представлений
вышивке, закрепление понятий
С.100-102
Канва, игла, нитки,
Работа с текстильными
материалами
31 Приемы вышивания нитками.
Вышивание закладки из канвы
1
прямой строчкой
32 Вышивание закладки из канвы.
Оформление края закладки
кисточками из ниток
33- Вышивание закладки из канвы
34 стежком «шнурок».
Итого
1
2
34ч
«вышивка», «шитье», «стежок»,
«расстояние между стежками».
Обучение вышиванию закладки
сметочным стежком.
Обучение оформлению закладки
кисточками. Развитие ритмической
упорядоченности движений рук.
Знакомство с видами отделочных
ручных стежков («шнурок»),
закрепление умения вышивать
сметочным стежком.
образцы узоров
Образцы вышивания
с.102
С.103
Канва, игла, нитки,
образцы узоров,
образцы салфеток