русский 4 кл (базовый уровень)

Государственное казенное общеобразовательное учреждение Астраханской области для обучающихся, воспитанников с
ограниченными возможностями здоровья «Енотаевская общеобразовательная школа-интернат»
«РАССМОТРЕНО»
На заседании
Педагогического совета
Протокол №________
28.08.2025 г.

«СОГЛАСОВАНО»
с зам. директора по УР
________/___________
От_____ августа
2025 года

« УТВЕРЖДЕНА»
Директор школы
________ Н,И.Стрелкова
Приказ №_______ от
28.08.2025 года

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
4 класс
на уровень начального общего образования
(базовый уровень)
Рабочую программу составила
Баймухамбетова З.Т.
Учитель начальных классов
высшей категории

с. Енотаевка 2025 г.

1. Пояснительная записка.
Обучение русскому языку в I - IV и дополнительном классах предусматривает включение в учебную программу
следующих разделов: "Подготовка к усвоению грамоты", "Обучение грамоте", "Практические грамматические
упражнения и развитие речи", "Чтение и развитие речи", "Речевая практика".
Изучение всех предметов, входящих в структуру русского языка, призвано решить следующие задачи:
уточнение и обогащение представлений об окружающей действительности и овладение на этой основе языковыми
средствами (слово, предложение, словосочетание);
формирование первоначальных "дограмматических" понятий и развитие коммуникативно-речевых навыков;
овладение различными доступными средствами устной и письменной коммуникации для решения практикоориентированных задач;
коррекция недостатков речевой и мыслительной деятельности;
формирование основ навыка полноценного чтения художественных текстов доступных для понимания по структуре и
содержанию;
развитие навыков устной коммуникации;
формирование положительных нравственных качеств и свойств личности.
2. Содержание учебного предмета "Русский язык":
2.1. Раздел "Подготовка к усвоению грамоты".
Подготовка к усвоению первоначальных навыков чтения. Развитие слухового внимания, фонематического слуха.
Элементарный звуковой анализ. Совершенствование произносительной стороны речи. Формирование первоначальных
языковых понятий: "слово", "предложение", часть слова - "слог" (без называния термина), "звуки гласные и согласные".
Деление слов на части. Выделение на слух некоторых звуков. Определение наличия и (или) отсутствия звука в слове на
слух.
Подготовка к усвоению первоначальных навыков письма. Развитие зрительного восприятия и пространственной
ориентировки на плоскости листа. Совершенствование и развитие мелкой моторики пальцев рук. Усвоение гигиенических
правил письма. Подготовка к усвоению навыков письма.
Речевое развитие. Понимание обращенной речи. Выполнение несложных словесных инструкций. Обогащение словарного
запаса за счет слов, относящихся к различным грамматическим категориям. Активизация словаря. Составление

нераспространенных и простых распространенных предложений (из 3 - 4 слов) на основе различных опор (совершаемого
действия, простой сюжетной картинки, наблюдению).
Расширение арсенала языковых средств, необходимых для вербального общения. Формирование элементарных
коммуникативных навыков диалогической речи: ответы на вопросы собеседника на темы, близкие личному опыту, на
основе предметно-практической деятельности, наблюдений за окружающей действительностью.
2.2. Раздел "Обучение грамоте":
Формирование элементарных навыков чтения.
Звуки речи. Выделение звуки на фоне полного слова. Отчетливое произнесение. Определение места звука в слове.
Определение последовательности звуков в несложных по структуре словах. Сравнение на слух слов, различающихся
одним звуком.
Различение гласных и согласных звуков на слух и в собственном произношении.
Обозначение звука буквой. Соотнесение и различение звука и буквы. Звукобуквенный анализ несложных по структуре
слов.
Образование и чтение слогов различной структуры (состоящих из одной гласной, закрытых и открытых двухбуквенных
слогов, закрытых трехбуквенных слогов с твердыми и мягкими согласными, со стечениями согласных в начале или в
конце слова). Составление и чтение слов из усвоенных слоговых структур. Формирование основ навыка правильного,
осознанного и выразительного чтения на материале предложений и небольших текстов (после предварительной отработки
с учителем). Разучивание с голоса коротких стихотворений, загадок, чистоговорок.
Формирование элементарных навыков письма.
Развитие мелкой моторики пальцев рук; координации и точности движения руки. Развитие умения ориентироваться на
пространстве листа в тетради и классной доски.
Усвоение начертания рукописных заглавных и строчных букв.
Письмо букв, буквосочетаний, слогов, слов, предложений с соблюдением гигиенических норм. Овладение разборчивым,
аккуратным письмом. Дословное списывание слов и предложений, списывание со вставкой пропущенной буквы или слога
после предварительного разбора с учителем. Усвоение приемов и последовательности правильного списывания текста.
Письмо под диктовку слов и предложений, написание которых не расходится с их произношением.
Практическое усвоение некоторых грамматических умений и орфографических правил: обозначение на письме границ
предложения, раздельное написание слов, обозначение заглавной буквой имен и фамилий людей, кличек животных;
обозначение на письме буквами сочетания гласных после шипящих ("ча-ща", "чу-щу", "жи-ши").

Речевое развитие.
Использование усвоенных языковых средств (слов, словосочетаний и конструкций предложений) для выражения просьбы
и собственного намерения (после проведения подготовительной работы), ответов на вопросы педагогического работника
и обучающихся. Пересказ прослушанных и предварительно разобранных небольших по объему текстов с опорой на
вопросы педагогического работника и иллюстративный материал. Составление двух-трех предложений с опорой на серию
сюжетных картин, организованные наблюдения, практические действия.
2.3. Раздел "Практические грамматические упражнения и развитие речи".
Фонетика. Звуки и буквы. Обозначение звуков на письме. Гласные и согласные. Согласные твердые и мягкие. Согласные
глухие и звонкие. Согласные парные и непарные по твердости - мягкости, звонкости - глухости. Ударение. Гласные
ударные и безударные.
Графика. Обозначение мягкости согласных на письме буквами "ь, е, е, и, ю, я". Разделительный "ь". Слог. Перенос слов.
Алфавит.
Слово. Слова, обозначающие названия предметов. Различение слова и предмета. Слова-предметы, отвечающие на
вопросы "кто?", "что?". Расширение круга слов, обозначающих фрукты, овощи, мебель, транспорт, явления природы,
растения, животных. Слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
Имена собственные. Большая буква в именах, фамилиях, отчествах, кличках животных, названиях городов, сел и деревень,
улиц, географических объектов.
Знакомство с антонимами и синонимами без называния терминов ("Слова-друзья" и "Слова-враги").
Слова, обозначающие названия действий. Различение действия и его названия. Название действий по вопросам "что
делает?" "что делают?" "что делал?" "что будет делать?" Согласование слов-действий со словами-предметами.
Слова, обозначающие признак предмета. Определение признака предмета по вопросам "какой?" "какая?" "какое?"
"какие?". Названия признаков, обозначающих цвет, форму, величину, материал, вкус предмета.
Дифференциация слов, относящихся к разным категориям.
Предлог. Предлог как отдельное слово. Раздельное написание предлога со словами. Роль предлога в обозначении
пространственного расположении предметов. Составление предложений с предлогами.
Имена собственные (имена и фамилии людей, клички животных, названия городов, сел, улиц, площадей).
Правописание. Правописание сочетаний, шипящих с гласными. Правописание парных звонких и глухих согласных на
конце и в середине слова. Проверка написания безударных гласных путем изменения формы слова.

Родственные слова. Подбор гнезд родственных слов. Общая часть родственных слов. Проверяемые безударные гласные в
корне слова, подбор проверочных слов. Слова с непроверяемыми орфограммами в корне.
Предложение. Смысловая законченность предложения. Признаки предложения. Главные и второстепенные члены
предложений. Оформление предложения в устной и письменной речи. Повествовательные, вопросительные и
восклицательные предложения. Составление предложений с опорой на сюжетную картину, серию сюжетных картин, по
вопросам, по теме, по опорным словам. Распространение предложений с опорой на предметную картинку или вопросы.
Работа с деформированными предложениями. Работа с диалогами.
Развитие речи. Составление подписей к картинкам. Выбор заголовка из нескольких предложенных. Различение текста и
"не текста". Работа с деформированным текстом. Коллективное составление коротких рассказов после предварительного
разбора. Коллективное составление небольших по объему изложений и сочинений (3 - 4 предложения) по плану, опорным
словам и иллюстрации.
2.4. Раздел "Чтение и развитие речи":
Содержание чтения (круг чтения). Произведения устного народного творчества (пословица, скороговорка, загадка,
потешка, закличка, песня, сказка, былина). Небольшие рассказы и стихотворения русских и зарубежных писателей о
природе родного края, о жизни обучающихся и взрослых, о труде, о народных праздниках, о нравственных и этических
нормах поведения. Статьи занимательного характера об интересном и необычном в окружающем мире, о культуре
поведения, об искусстве, историческом прошлом.
Примерная тематика произведений: произведения о Родине, родной природе, об отношении человека к природе, к
животным, труду, друг другу, о жизни обучающихся, их дружбе и товариществе, произведения о добре и зле.
Жанровое разнообразие: сказки, рассказы, стихотворения, басни, пословицы, поговорки, загадки, считалки, потешки.
Навык чтения: осознанное, правильное плавное чтение с переходом на чтение целыми словами вслух и "про себя".
Формирование умения самоконтроля и самооценки. Формирование навыков выразительного чтения (соблюдение пауз на
знаках препинания, выбор соответствующего тона голоса, чтение по ролям и драматизация разобранных диалогов).
Работа с текстом. Понимание слов и выражений, употребляемых в тексте. Различение простейших случаев
многозначности и сравнений. Деление текста на части, составление простейшего плана и определение основной мысли
произведения под руководством педагогического работника. Составление картинного плана. Пересказ текста или части
текста по плану и опорным словам.
Внеклассное чтение. Чтение детских книг русских и зарубежных писателей. Знание заглавия и автора произведения.
Ориентировка в книге по оглавлению. Ответы на вопросы о прочитанном, пересказ. Отчет о прочитанной книге.

2.5. Раздел "Речевая практика":
Аудирование и понимание речи: выполнение простых и составных устных инструкций педагогического работника,
словесный отчет о выполненных действиях. Прослушивание и выполнение инструкций, записанных на аудионосители.
Чтение и выполнение словесных инструкций, предъявленных в письменном виде.
Соотнесение речи и изображения (выбор картинки, соответствующей слову, предложению).
Повторение и воспроизведение по подобию, по памяти отдельных слогов, слов, предложений.
Слушание небольших литературных произведений в изложении педагогического работника и с аудио носителей. Ответы
на вопросы по прослушанному тексту, пересказ.
Дикция и выразительность речи. Развитие артикуляционной моторики. Формирование правильного речевого дыхания.
Практическое использование силы голоса, тона, темпа речи в речевых ситуациях. Использование мимики и жестов в
общении.
Общение и его значение в жизни. Речевое и неречевое общение. Правила речевого общения. Письменное общение (афиши,
реклама, письма, открытки). Условные знаки в общении людей.
Общение на расстоянии. Кино, телевидение, радио.
Виртуальное общение. Общение в социальных сетях.
Влияние речи на мысли, чувства, поступки людей.
Организация речевого общения
Базовые формулы речевого общения
Обращение, привлечение внимания. "Ты" и "Вы", обращение по имени и отчеству, по фамилии, обращение к знакомым
взрослым и ровесникам. Грубое обращение, нежелательное обращение (по фамилии). Ласковые обращения. Грубые и
негрубые обращения. Бытовые (неофициальные) обращения к сверстникам, в семье. Именные, бытовые, ласковые
обращения. Функциональные обращения (к продавцу, к сотруднику полиции). Специфика половозрастных обращений
(дедушка, бабушка, девушка, мужчина). Вступление в речевой контакт с незнакомым человеком без обращения
("Скажите, пожалуйста..."). Обращение в письме, в поздравительной открытке.
Знакомство, представление, приветствие. Формул: "Давай познакомимся", "Меня зовут...", "Меня зовут..., а тебя?",
"Это...", "Познакомься пожалуйста, это...". Ответные реплики на приглашение познакомиться: "Очень приятно!", "Рад
познакомиться!".
Приветствие и прощание. Употребление различных формул приветствия и прощания в зависимости от адресата (взрослый
или сверстник). Формулы: "Здравствуй", "Здравствуйте", "До свидания". Развертывание формул с помощью обращения

по имени и отчеству. Жесты приветствия и прощания. Этикетные правила приветствия: замедлить шаг или остановиться,
посмотреть в глаза человеку.
Формулы: "Доброе утро", "Добрый день", "Добрый вечер", "Спокойной ночи". Неофициальные разговорные формулы:
"Привет", "Салют", "Счастливо", "Пока". Грубые (фамильярные) формулы: "Здорово", "Бывай", "Чао" (в зависимости от
условий образовательной организации). Недопустимость дублирования этикетных формул, использованных
невоспитанными взрослыми. Развертывание формул с помощью обращений.
Формулы, сопровождающие ситуации приветствия и прощания: "Как дела?", "Как живешь?", "До завтра", "Всего
хорошего". Просьбы при прощании "Приходи(те) еще", "Заходи(те)", "Звони(те)".
Приглашение, предложение. Приглашение домой. Правила поведения в гостях.
Поздравление, пожелание. Формулы: "Поздравляю с...", "Поздравляю с праздником..." и их развертывание с помощью
обращения по имени и отчеству.
Пожелания близким и малознакомым людям, сверстникам и старшим. Различия пожеланий в связи с разными
праздниками. Формулы: "Желаю тебе...", "Желаю Вам...", "Я хочу пожелать...". Неречевые средства: улыбка, взгляд,
доброжелательность тона.
Поздравительные открытки.
Формулы, сопровождающие вручение подарка: "Это Вам (тебе)", "Я хочу подарить тебе...". Этикетные и эмоциональные
реакции на поздравления и подарки.
Одобрение, комплимент. Формулы: "Мне очень нравится твой...", "Как хорошо ты...", "Как красиво!".
Телефонный разговор. Формулы обращения, привлечения внимания в телефонном разговоре. Значение сигналов
телефонной связи (гудки, обращения автоответчика сотовой связи). Выражение просьбы позвать к телефону: "Позовите
пожалуйста...", "Попросите пожалуйста...", "Можно попросить (позвать)...". Распространение этих формул с помощью
приветствия. Ответные реплики адресата: "Алло", "Да", "Я слушаю".
Просьба, совет. Обращение с просьбой к учителю, соседу по парте на уроке или на перемене. Обращение с просьбой к
незнакомому человеку. Обращение с просьбой к сверстнику, к близким людям.
Развертывание просьбы с помощью мотивировки. Формулы: "Пожалуйста", "Можно..., пожалуйста!", "Разрешите.",
"Можно мне", "Можно я...".
Мотивировка отказа. Формулы: "Извините, но...".
Благодарность. Формулы: "Спасибо", "Большое спасибо", "Пожалуйста". Благодарность за поздравления и подарки как
ответная реакция на выполнение просьбы: "Спасибо... имя". Мотивировка благодарности. Формулы: "Очень приятно", "Я

очень рада" как мотивировка благодарности. Ответные реплики на поздравление, пожелание: "Спасибо за поздравление",
"Я тоже поздравляю тебя (Вас)". "Спасибо, и тебя (Вас) поздравляю).
Замечание, извинение. Формулы: "Извините, пожалуйста" с обращением и без него. Правильная реакция на замечания.
Мотивировка извинения: "Я нечаянно", "Я не хотел". Использование форм обращения при извинении. Извинение перед
старшим, ровесником. Обращение и мотивировка при извинении.
Сочувствие, утешение. Сочувствие заболевшему сверстнику, взрослому. Слова поддержки, утешения.
Одобрение, комплимент. Одобрение как реакция на поздравления, подарки: "Молодец!", "Умница!", "Как красиво!".
Примерные темы речевых ситуаций:
"Я - дома" (общение с близкими людьми, прием гостей);
"Я и мои товарищи" (игры и общение со сверстниками, общение в образовательной организации, в секции, в творческой
студии);
"Я за порогом дома" (покупка, поездка в транспорте, обращение за помощью, поведение в общественных местах (кино,
кафе);
"Я в мире природы" (общение с животными, поведение в парке, в лесу).
Темы речевых ситуаций формулируются исходя из уровня развития коммуникативных и речевых умений обучающихся и
социальной ситуации их жизни. Например, в рамках лексической темы "Я за порогом дома" для отработки этикетных
форм знакомства на уроках могут быть организованы речевые ситуации "Давайте познакомимся!", "Знакомство во дворе",
"Знакомство в гостях".
Алгоритм работы над темой речевой ситуации:
1) Выявление и расширение представлений по теме речевой ситуации.
2) Актуализация, уточнение и расширение словарного запаса о теме ситуации.
3) Составление предложений по теме ситуации, в том числе ответы на вопросы и формулирование вопросов учителю,
одноклассникам.
4) Конструирование диалогов, участие в диалогах по теме ситуации.
5) Выбор атрибутов к ролевой игре по теме речевой ситуации. Уточнение ролей, сюжета игры, его вариативности.
6) Моделирование речевой ситуации.
7) Составление устного текста (диалогического или несложного монологического) по теме ситуации.
3.Планируемые предметные результаты освоения учебного предмета "Русский язык":
3.1. Минимальный уровень:

различение гласных и согласных звуков и букв; ударных и безударных согласных звуков; оппозиционных согласных по
звонкости-глухости, твердости-мягкости;
деление слов на слоги для переноса;
списывание по слогам и целыми словами с рукописного и печатного текста с орфографическим проговариванием;
запись под диктовку слов и коротких предложений (2 - 4 слова) с изученными орфограммами;
обозначение мягкости и твердости согласных звуков на письме гласными буквами и буквой "ь" (после предварительной
отработки);
дифференциация и подбор слов, обозначающих предметы, действия, признаки;
составление предложений, восстановление в них нарушенного порядка слов с ориентацией на серию сюжетных картинок;
выделение из текста предложений на заданную тему;
участие в обсуждении темы текста и выбора заголовка к нему.
3.2. Достаточный уровень:
различение звуков и букв;
характеристика гласных и согласных звуков с опорой на образец и опорную схему;
списывание рукописного и печатного текста целыми словами с орфографическим проговариванием;
запись под диктовку текста, включающего слова с изученными орфограммами (30 - 35 слов);
дифференциация и подбор слов различных категорий по вопросу и грамматическому значению (название предметов,
действий и признаков предметов);
составление и распространение предложений, установление связи между словами с помощью педагогического работника,
постановка знаков препинания в конце предложения (точка, вопросительный и восклицательный знак);
деление текста на предложения;
выделение темы текста (о чем идет речь), выбор одного заголовка из нескольких, подходящего по смыслу;
самостоятельная запись 3 - 4 предложений из составленного текста после его анализа.
Тематическое планирование рассчитано на 3 часа в неделю, что составляет 102 учебных часа в год. Для реализации
данного планирования был выбран учебник Э.В.Якубовской, Я.В. Коршунова «Русский язык» для 4 класса
общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы в двух
частях, г.Москва «Просвещение», 2019

Календарно-тематическое планирование «Русский язык»
№

Содержание

п/п
I четверть
Повторение
Предложение
Выделение предложения из текста.

Колво Дата
часов
24ч

1

1
Предложение законченное и
незаконченное.

1

Завершение начатого предложения.

1

Предложение и его схема.
Распространение предложений.

1

Порядок слов в предложении.

1

2

3

4

5

Цели

Словарная работа

Учить выделять предложения из
текста, отличать от набора слов,
закрепить правила записи
предложения.
Формировать навыки различия
законченного и незаконченного
предложений.
Учить определять границы
Вопросительный знак
предложения, завершать их
подходящими по смыслу словами.
Обучать составлению схемы
предложения, записи предложения
по схеме, различать
распространённые и
нераспространённые предложения
Обучать установлению порядка слов
в предложении, восстановлению

Выделение в предложении названий
предметов, действий и признаков.

1

Контрольный диктант по теме:
«Предложение».
Работа над ошибками. Составление
предложений по сюжетной картинке.

1

Составление предложений по
предметной картинке. Письмо по
памяти.
Звуки и буквы.
Алфавит. Расположение слов по
алфавиту.

1

6

7

1

8

9

11

Проверка и контроль знаний по
Текст диктанта
изученной теме
Учить анализировать и исправлять Серии сюжетных картинок
допущенные ошибки, обучать
составлению предложения по
сюжетной картинке,
распространению предложений
Учить составлению предложения по Набор предметных
предметной картинке,
картинок
распространению предложений

1

Учить анализировать допущенные
Алфавит
ошибки, закрепить знания по теме:
«Предложение». Повторить алфавит,
располагать слова в алфавитном
порядке.

1

Упражнять в различении гласных и
согласных звуков и букв, учить

10

Гласные и согласные звуки.
Гласные звуки и буквы. Соотнесение
количества гласных и слогов в слове.
Контрольное списывание

нарушенного порядка слов в
предложении
Формировать навыки нахождения и
выделения названий предметов,
действий и признаков в предложении.

Гласные, согласные

соотносить количество гласных и
слогов в слове.

12

Ударные и безударные гласные.
Различение ударных и безударных
гласных.
Правописание безударных
гласных.
Одинаковое написание гласных в
ударной и безударной позиции.

1

Учить слышать и выделять голосом
ударный звук в словах, ставить знак
ударения над ударной гласной.

1

Учить соотносить звук и букву под
Безударные гласные
ударением и несоответствием в
безударной позиции, формировать
навыки проверки безударной гласной
в слове.
Учить соотносить звук и букву под
ударением и несоответствием в
безударной позиции, формировать
навыки проверки безударной гласной
в слове.
Учить подбирать проверочное слово
с объяснением, правильно ставить
ударение в слове, пополнять словарь.
Учить подбирать проверочное слово,
правильно ставить ударение в слове,
обучать правильному списыванию
текста
Упражнять в подборе проверочного
слова , правильной постановке

13

Одинаковое написание гласных в
ударной и безударной позиции.

1

Проверка безударной гласной в слове

1

Проверка безударной гласной в слове
Контрольное списывание

1

Проверка безударной гласной в
слове. Письмо по памяти

1

14

15

16

17

Ударные гласные

Проверяемые и непроверяемые
безударные гласные.

1

Проверяемые и непроверяемые
безударные гласные. Картинный
диктант

1

18

19

20

21

22
23

Твердые и мягкие согласные.
Различение твердых и мягких
согласных перед гласными.
Контрольное списывание
Обозначение мягкости согласных на
письме буквами и, е, ё, ю, я.

1

1

Буква мягкий знак (ь) на конце и в
середине слова.

1

Контрольный диктант по теме:
«Твердые и мягкие согласные»

1

ударения в слове, обучать письму по
памяти
Формировать навыки овладения
способом проверки безударных
проверяемых и непроверяемых
гласных по образцу, приводить
примеры слов с проверяемыми и
непроверяемыми безударными
гласными.
Формировать навыки овладения
способом проверки безударных
проверяемых и непроверяемых
гласных по образцу, навыки
написания картинного диктанта

РОССИЯ, РОДИНА

ТРАМВАЙ

Учить различать твёрдые и мягкие
согласных перед гласными,
формировать навыки списывания.
Обучать обозначению и выделению
Твердые, мягкие
мягких и твёрдых согласных перед
согласные
гласными, различать на слух и при
письме твёрдые и мягкие согласные.
Учить на слух и при письме
Мягкий знак
выделять мягкие согласные на конце
слова и в середине, обозначать их ь.
Проверка и контроль знаний по
Текст
изученной теме

24

25

26
2728
29

30

31

Работа над ошибками. Буква мягкий
знак (ь) на конце и в середине слова.

1

II четверть
Различение твердых и мягких
согласных.
Написание жи-ши, ча-ща, чу-щу в
словах
Активизация словаря по теме.
Контрольное списывание

24 ч
1

Написание ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ в
словах.

2

Различение правил правописания в
словах.
Разделительный мягкий знак (ь)
перед гласными И, Е, Ё, Ю, Я.
Знакомство с разделительным
мягким знаком.

1

Перенос слов с разделительным
мягким знаком и без него.
Контрольное списывание

1

Формировать навыки анализа
допущенных ошибок, различения
твердых и мягких согласных с
мягким знаком.

вдруг

Упражнять в различении твердых и
мягких согласных

4
1

1

Активизация и применение словаря
по теме, формирование навыков
списывания
Упражнять в написании слов с
сочетаниями жи – ши, ча – ща, чу –
щу .
Учить грамотно писать слова с
сочетаниями жи-ши, ча-ща, чу –щу.

Познакомить с разделительным
мягким знаком, с его ролью и
значением в слове.
Упражнять в умение делить слова с
разделительным мягким знаком и
переносить их, повторить деление
слов на слоги, правила переноса.

Словарь

Жи – ши Ча – ща Чу – щу
СПАСИБО

Разделительный мягкий
знак

32

33

34

35

36

37

38

Правило правописания слов с
разделительным мягким знаком.

1

Правило правописания слов с
разделительным мягким знаком

1

Различение сходных по буквам слов
с разделительным мягким знаком и
без него.
Мягкий знак для обозначения мягких
согласных и разделительный мягкий
знак. Картинный диктант

1

Разделительный мягкий знак.
Закрепление знаний. Письмо по
памяти
Контрольный диктант по теме:
«Разделительный мягкий знак (ь)
перед гласными И, Е, Ё,Ю,Я».
Звонкие и глухие согласные.
Работа над ошибками. Различение
звонких и глухих согласных в словах.

1

1

Учить слышать, правильно
ЗДОРОВЬЕ
произносить и записывать слова с
разделительным мягким знаком,
объяснять правила переноса
Учить слышать, правильно
произносить и записывать слова с
разделительным мягким знаком,
объяснять правила переноса
Обучать сравнению и записи слов с ДЕРЕВНЯ
разделительным мягким знаком и без
него.
Упражнять в сравнении слов с
мягким знаком и разделительным
мягким знаком, обучать умению
писать картинный диктант на основе
зрительного восприятия
Закрепление знаний по пройденной
Текст
теме.

1

Проверка и контроль знаний по
изученной теме

1

Формировать навыки анализа
допущенных ошибок, умение
различать звонкие и глухие
согласные зрительно и на слух

Текст

39

Правописание звонких и глухих
согласных на конце слова.
Наблюдение за парными согласными
на конце слова.

1

1

40

Правописание звонких и глухих
согласных на конце слова.

1

41

Проверка написания звонких и
глухих согласных на конце слова.

1

42

Проверка написания звонких и
глухих согласных на конце слова.
Различение правил проверки парных
согласных и безударных гласных.

1

Контрольный диктант по теме:
«Парные звонкие и глухие согласные
на конце и в середине слова».
Работа над ошибками. Различение
правил проверки парных согласных и
безударных гласных.

1

43

44

45

1

Учить наблюдению за звонкими и
глухими согласными на конце слова,
сравнивать их произношение и
письмо
Обучать правописанию слов со
звонкими и глухими согласными на
конце
Обучать проверке правильности
написания парных согласных на
конце слова по образцу.
Обучать проверке правильности
написания парных согласных на
конце слова по образцу.
Упражнять в различении правил
проверки парных звонких и глухих
согласных в словах и безударных
гласных в словах.
Обучать письму под диктовку с
выполнением задания.
Формировать навыки анализа
допущенных ошибок. Упражнять в
различении правил проверки парных
звонких и глухих согласных в словах
и безударных гласных в словах

РАССКАЗ

46

47

48

49

50
51

52

Правила правописания в слове.
Закрепление знаний. Письмо по
памяти.

1

Правила правописания в слове.
1
Закрепление знаний. Картинный
диктант.
Правила правописания в слове.
1
Закрепление знаний. Контрольное
списывание.
III четверть
30ч
Слово.
26ч
Названия предметов, действий и
1
признаков предмета.
Названия предметов.
Различение их по вопросам кто? что?

12ч
1

Различение названий предметов по
вопросам кого? чего?

1

Различение названий предметов по
вопросам кому? чему?

1

Закрепление знаний по теме.
Применение правила при письме.
обучать умению писать по памяти.
Закрепить
орфограмм.

правописание изученных

Закрепить
орфограмм.

правописание изученных

Учить определять слова – названия
предметов,
действий,
признаков,
правильно ставить к ним вопрос.
Учить различать названия предметов по лягушка
вопросам.
Учить
выделять
в
предложении
названия предметов, данных в разных
формах.
Учить различать названия предметов по
вопросам, составлять предложения по
схеме, меняя форму слова по вопросам,
данным в схеме.

53

54

55

56

Различение названий предметов по
вопросам кем? чем?

1

Различение названий предметов по
вопросам о ком? о чём? Картинный
диктант.

1

Выделение названий предметов в
предложении. Письмо по памяти.
Имена собственные.
Большая буква в именах, отчествах,
фамилиях людей и кличках животных.

1
6ч
1

1

58

Большая буква в названиях городов,
сёл, деревень, улиц.
Большая буква в названиях городов,
сёл, деревень, улиц.
списывание:

1

59

Контрольное
«Снегурочка».

Контрольный диктант по теме:
«Названия предметов».
Работа над ошибками. Название
предметов. Закрепление знаний.

1

57

60
61

Названия признаков.

1

1

13ч

Учить
выделять
в
предложении
названия предметов, данных в разных
формах.
Учить различать названия предметов по
вопросам, составлять предложения по
схеме, меняя форму слова по вопросам,
данным в схеме.
Формировать умения выделять названия
предметов в предложении.
Познакомить с понятием «имена фамилия
собственные». Учить писать данные
слова с большой буквы.
Обучать написанию имен собственных с
большой буквы.
Учить различать и правильно писать
похожие названия предметов и имён
собственных.
Обучать
самостоятельному
списыванию текста с проговариванием
слов по слогам
Проверка и контроль полученных
знаний по изученной теме
Анализировать допущенные ошибки,
исправлять их. Закрепить знания по
теме: «Названия предметов».

1

63

Определение признаков предмета по
вопросам какой? какая? какое? какие?
Постановка вопросов к названиям
признаков предмета

1

64

Постановка вопросов к названиям
признаков предмета
Контрольное списывание: «Март».

1

Различение признаков, обозначающих
цвет, форму, величину, материал, вкус
предмета.

1

Подбор слов, обозначающих
признаков одного предмета.

ряд

1

1

69

Определение предмета по его
признакам. Картинный диктант.
Различение названий предметов,
действий, признаков

1

70

Постановка вопросов к словам в
предложении.
Контрольное
«Осьминог».

1

62

65

66

67
68

71

списывание:

1

1

Учить находить в тексте слова,
обозначающие признаки предмета.
Учить называть признак (качество)
данного предмета по вопросам: какой?
какая? какое? какие?
Упражнять в назывании признака
(качество)
данного
предмета
по
вопросам: какой? какая? какое? какие?
Учить диктовать слова по слогам и
записывать их.
Различать признаки предмета по форме, костюм
цвету, величине, материалу, вкусу,
правильная постановка вопроса. Учить
определять предмет по его признакам.
Учить подбирать слова, обозначающие магазин
ряд признаков одного предмета,
определять предмет по его признакам.
Учить определять предмет по его
признакам, правильно ставить вопрос.
Учить различать и находить в тексте метро
слова, обозначающие предмет, действие
и признак.
Закрепить умение находить и правильно
ставить
вопросы
к
словам
в
предложении и выделять их.
Обучать диктовать слова по слогам и
записывать их.

72

73

74

75

Распространение
предложений
словами, обозначающими признаки
предмета.

1

Контрольный диктант по теме: 1
«Признаки предмета».
Работа
над
ошибками. 1
Распространение
предложений
словами, обозначающими предметы и
признаки предмета по вопросам.
Предлоги.
10ч
Предлоги: по, к, от, над, под, о, в. на,
1
со словами.
Предлог из со словами.
1

76
Предлог за со словами.

1

Предлог без со словами.

1

77

78
IV четверть

24ч

Формировать умение распространять
предложение словами, обозначающими
признаки
предмета.
Обогащение
словаря.
Проверка и контроль полученных
знаний по изученной теме
Закрепить
умение
распространять
предложение словами, обозначающими
предмет и его признаки, правильно
ставить вопрос.
Познакомить с новыми предлогами.
Роль предлога в предложении.
Формировать умение выбирать или
подбирать нужный предлог для связи
слов
в
словосочетании
или
предложении.
Формировать умение выбирать или
подбирать нужный предлог для связи
слов
в
словосочетании
или
предложении.
Формировать умение выбирать или билет
подбирать нужный предлог для связи
слов
в
словосочетании
или
предложении.

Предлог до со словами.

1

Предлог про со словами.

1

Контрольное списывание:

1

Предлоги. Закрепление знаний.

1

Контрольный диктант по теме:
«Предлоги».
Работа над ошибками. Предлоги.
Закрепление знаний.

1

79

80

81

82

83
84

85
86
87
88

Предложение.
Выделение предложения из текста.

1

12ч
1

Деление текста на предложения
Контрольное списывание.

1
1

Завершение начатого предложения.

1

Формировать умение выбирать или
подбирать нужный предлог для связи
слов
в
словосочетании
или
предложении.
Формировать умение выбирать или
подбирать нужный предлог для связи
слов
в
словосочетании
или
предложении.
Обучать диктовать слова по слогам и
записывать их.
Закрепить знания по теме. Формировать шел
умение составлять разные по смыслу
предложения с одним и тем же
словосочетанием.
Проверка и контроль полученных
знаний по изученной теме
Анализировать допущенные ошибки,
исправлять их, закрепить правописание
предлогов.
Учить выделять предложения из речи и
текста.
Учить делить текст на предложения.
вокзал
Формировать навыки контрольного
списывания.
Учить завершать начатое предложения. аптека
Деление текста на предложения

89
90

Порядок слов в предложении.

1

Порядок слов в предложении.

1

Связь слов в предложении.

1

Связь слов в предложении. Письмо по
памяти.

1

Предложения,
разные
интонации.
Вопросительные предложения.

4ч

91

92

93
94
95

96

97
98

по

1

Восклицательные предложения.

1

Контрольный диктант по теме:
«Предложение».
Работа над ошибками. Разные по
интонации предложения.

1

Повторение.
Правописание гласных и согласных в
слове
Правописание гласных и согласных в
слове

6ч
1

1

1

Учить восстанавливать порядок слов в
предложении.
Закрепить
умение
составлять квартира
предложения.
Учить устанавливать связь слов в
предложении, составлять предложения
из отдельных слов.
Закрепить умение устанавливать связь
слов в предложении, составлять
предложения из отдельных слов.

Познакомить с новыми знаками
препинания в конце предложения.
Познакомить с новыми знаками
препинания в конце предложения.
Проверка и контроль полученных
знаний по изученной теме.
Учить
сравнивать
и
выделять
предложения
разными
знаками
препинания в конце предложения,
правильно произносить их.
Повторить
правила
правописание
гласных и согласных букв в слове.
Повторить
и
закрепить
правила
правописания звонких и глухих,

99
100

101

102

Итоговый контрольный диктант.

1

Название
признаков.

предметов,

действий,

1

Название
признаков.

предметов,

действий,

1

Предложение.
Итого:

1
102ч

твёрдых и мягких согласных. Ударные и
безударные гласные.
Проверка и контроль полученных
знаний по изученной теме.
Закрепить навыки анализа допущенных
ошибок, повторить названия предметов,
действий и признаков.
Закрепить умение находить и выделять
слова,
обозначающие
названия
предметов, действий и признаков.
Постановка вопросов
Повторить и закрепить знания по теме
предложение


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».