Государственное казённое образовательное учреждение Астраханской области «Енотаевская общеобразовательная
школа-интернат»
«Рассмотрено»
На заседании педагогического совета
________________
(Протокол №_1___от
«_____»_______2025г
«Согласовано»
заместитель
директора по УР
_______________
И.Б.Алекберова
«____»_____.2025г
« Утверждаю»
Директор школы
----------------------Т.И.Стрелкова
«___»__2025г
Рабочая программа по предмету «Столярное дело»
5 КЛАСС. (ФГОС)
на 2025-2026учебный год
с.Енотаевка 2025г
разработана:
учителем трудового обучения
Шаровым А
Федеральная рабочая программа по учебному предмету "Профильный труд" (5класс) предметной области "Технология"
«Столярное дело» включает пояснительную записку, содержание обучения, планируемые результаты освоения
программы.
Пояснительная записка.
Среди различных видов деятельности человека ведущее место занимает труд; он служит важным средством развития
духовных, нравственных, физических способностей человека. В обществе именно труд обусловливает многостороннее
влияние на формирование личности, выступает способом удовлетворения потребностей, созидателем общественного
богатства, фактором социального прогресса.
Цель изучения предмета "Профильный труд" заключается во всестороннем развитии личности обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениям) старшего возраста в процессе формирования их трудовой
культуры.
Изучение этого учебного предмета в 5 классе способствует получению обучающимися первоначальной профильной
трудовой подготовки, предусматривающей формирование в процессе учебы и общественно полезной работы трудовых
умений и навыков, развитие мотивов, знаний и умений правильного выбора профиля и профессии с учетом личных
интересов, склонностей, физических возможностей и состояния здоровья.
Учебный предмет "Профильный труд" должен способствовать решению следующих задач:
развитие социально ценных качеств личности (потребности в труде, трудолюбия, уважения к людям труда,
общественной активности);
обучение обязательному общественно полезному, производительному труду; подготовка обучающихся к выполнению
необходимых и доступных видов труда дома, в семье и по месту жительства;
расширение знаний о материальной культуре как продукте творческой предметно-преобразующей деятельности
человека;
расширение культурного кругозора, обогащение знаний о культурно-исторических традициях в мире вещей;
расширение знаний о материалах и их свойствах, технологиях использования;
ознакомление с ролью человека-труженика и его местом на современном производстве;
ознакомление с массовыми рабочими профессиями, формирование устойчивых интересов к определенным видам труда,
побуждение к сознательному выбору профессии и получение первоначальной профильной трудовой подготовки;
формирование представлений о производстве, структуре производственного процесса, деятельности производственного
предприятия, содержании и условиях труда по массовым профессиям, с которыми связаны профили трудового обучения
в образовательной организации;
ознакомление с условиями и содержанием обучения по различным профилям и испытание своих сил в процессе
практических работ по одному из выбранных профилей в условиях школьных учебно-производственных мастерских в
соответствии с физическими возможностями и состоянием здоровья обучающихся;
формирование трудовых навыков и умений, технических, технологических, конструкторских и первоначальных
экономических знаний, необходимых для участия в общественно полезном, производительном труде;
совершенствование практических умений и навыков использования различных материалов в предметно-преобразующей
деятельности;
коррекция и развитие познавательных психических процессов (восприятия, памяти, воображения, мышления, речи);
коррекция и развитие умственной деятельности (анализ, синтез, сравнение, классификация, обобщение);
коррекция и развитие сенсомоторных процессов в процессе формирование практических умений;
формирование информационной грамотности, умения работать с различными источниками информации;
формирование коммуникативной культуры, развитие активности, целенаправленности, инициативности.
Содержание учебного предмета "Профильный труд(столярное дело).
Программа по профильному труду в 5 классе определяет содержание и уровень основных знаний и умений обучающихся
по технологии ручной и машинной обработки производственных материалов, в связи с чем определены примерный
перечень профилей трудовой подготовки: "Столярное дело". Также в содержание программы включены первоначальные
сведения об элементах организации уроков трудового профильного обучения.
Структуру программы составляют следующие обязательные содержательные линии, вне зависимости от выбора
общеобразовательной организацией того или иного профиля обучения.
Материалы, используемые в трудовой деятельности. Перечень основных материалов, используемых в трудовой
деятельности, их основные свойства. Происхождение материалов (природные, производимые промышленностью и
прочие).
Инструменты и оборудование: простейшие инструменты ручного труда, приспособления, станки и проч. Устройство,
наладка, подготовка к работе инструментов и оборудования, ремонт, хранение инструмента. Технологии
изготовления предмета труда: предметы профильного труда, основные профессиональные операции и действия,
технологические карты. Выполнение отдельных трудовых операций и изготовление стандартных изделий под
руководством педагогического работника. Этика и эстетика труда: правила использования инструментов и
материалов, запреты и ограничения. Инструкции по технике безопасности (правила поведения при проведении работ).
Планируемые предметные результаты освоения учебного предмета "Профильный труд".
Минимальный уровень:
знание названий некоторых материалов, изделий, которые из них изготавливаются и применяются в быту, игре, учебе,
отдыхе;
представления об основных свойствах используемых материалов;
представления о правилах безопасной работы с инструментами и оборудованием, санитарно-гигиенических
требованиях при выполнении работы;
владение базовыми умениями, лежащими в основе наиболее распространенных производственных технологических
процессов ( пиление, строгание);
представления о разных видах профильного труда (деревообработка, металлообработка);
понимание значения и ценности труда;
понимание красоты труда и его результатов;
понимание значимости организации школьного рабочего места, обеспечивающего внутреннюю дисциплину;
выражение отношения к результатам собственной и чужой творческой деятельности ("нравится" и (или) "не нравится");
организация (под руководством педагогического работника) совместной работы в группе;
осознание необходимости соблюдения в процессе выполнения трудовых заданий порядка и аккуратности;
выслушивание предложений и мнений других обучающихся, адекватное реагирование на них;
комментирование и оценка в доброжелательной форме достижения других обучающихся, высказывание своих
предложений и пожеланий;
проявление заинтересованного отношения к деятельности своих других обучающихся и результатам их работы;
выполнение общественных поручений по уборке мастерской после уроков трудового обучения;
Достаточный уровень:
определение (с помощью педагогического работника) возможностей различных материалов, их целенаправленный выбор
(с помощью педагогического работника) в соответствии с физическими, декоративно-художественными и
конструктивными свойствам в зависимости от задач предметно-практической деятельности;
экономное расходование материалов;
знание оптимальных и доступных технологических приемов ручной и машинной обработки материалов в зависимости
от свойств материалов и поставленных целей;
осуществление текущего самоконтроля выполняемых практических действий и корректировка хода практической
работы;
понимание общественной значимости своего труда, своих достижений в области трудовой деятельности.
трудовой деятельности; способность к самооценке.
Программа формирования базовых учебных действий обучающихся с умственной отсталостью (далее - программа
формирования БУД) реализуется в процессе всего периода обучения, в процессе учебной и внеурочной деятельности и
конкретизирует требования Стандарта к личностным и предметным результатам освоения АООП.
Программа строится на основе деятельностного подхода к обучению и позволяет реализовывать коррекционноразвивающий потенциал образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
БУД обеспечивают становление учебной деятельности обучающегося с умственной отсталостью в основных ее
составляющих: познавательной, регулятивной, коммуникативной, личностной.
Цель реализации программы формирования БУД состоит в формировании основ учебной деятельности обучающихся
с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), которые обеспечивают его подготовку к
самостоятельной жизни в обществе и овладение доступными видами профильного труда.
Задачи реализации программы:
1) Формирование мотивационного компонента учебной деятельности.
2) Овладение комплексом базовых учебных действий, составляющих операционный компонент учебной деятельности.
3) Развитие умений принимать цель и готовый план деятельности, планировать знакомую деятельность,
контролировать и оценивать ее результаты в опоре на организационную помощь педагогического работника.
Для реализации поставленной цели и соответствующих ей задач необходимо:
определить функции и состав базовых учебных действий, учитывая психофизические особенности и своеобразие учебной
деятельности обучающихся;
определить связи базовых учебных действий с содержанием учебных предметов.
Согласно требованиям Стандарта уровень сформированности базовых учебных действий обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями) определяется на момент завершения обучения образовательной
организации.
Связи БУД с содержанием учебных предметов.
В программе БУД достаточным является отражение их связи с содержанием учебных предметов в виде схемы,
таблиц. В связи с различиями в содержании и перечнем конкретных учебных действий для разных ступеней
образования (классов) необходимо отдельно отразить эти связи. При этом следует учитывать, что практически все
БУД формируются в той или иной степени при изучении каждого предмета, поэтому следует отбирать и указывать
те учебные предметы, которые в наибольшей мере способствуют формированию конкретного действия.
В процессе обучения необходимо осуществлять мониторинг всех групп БУД, который будет отражать
индивидуальные достижения обучающихся и позволит делать выводы об эффективности проводимой в этом
направлении работы. Для оценки сформированности каждого действия можно использовать, например, следующую
систему оценки:
0 баллов - действие отсутствует, обучающийся не понимает его смысла, не включается в процесс выполнения вместе с
учителем;
1 балл - смысл действия понимает, связывает с конкретной ситуацией, выполняет действие только по прямому
указанию педагогического работника, при необходимости требуется оказание помощи;
2 балла - преимущественно выполняет действие по указанию педагогического работника, в отдельных ситуациях
способен выполнить его самостоятельно;
3 балла - способен самостоятельно выполнять действие в определенных ситуациях, нередко допускает ошибки, которые
исправляет по прямому указанию педагогического работника;
4 балла - способен самостоятельно применять действие, но иногда допускает ошибки, которые исправляет по
замечанию педагогического работника;
5 баллов - самостоятельно применяет действие в любой ситуации.
Балльная система оценки позволяет объективно оценить промежуточные и итоговые достижения каждого
обучающегося в овладении конкретными учебными действиями, получить общую картину сформированности учебных
действий у всех обучающихся, и на этой основе осуществить корректировку процесса их формирования на протяжении
всего времени обучения. В соответствии с требованиями Стандарта обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) Организация самостоятельно определяет содержание и процедуру оценки БУД
Календарно-тематический план
1 четверть 48 ч
Наименование тем и подтем
Часы
1
Вводное занятие
2
1.1
2
2.1
2.2
2.3
2.4
2.5
2.6
2.7
Правила безопасности работы в мастерской
Пиление столярной ножовкой
Понятие плоская поверхность
Миллиметр как основная мера длины
Виды брака при пилении
Правила безопасности при пилении ножовкой
Столярные инструменты и приспособления
Измерение столярным угольником
Практическая работа
2
22
2
2
2
2
2
2
8
2.8
3
3.1
3.2
3.3
3.4
3.5
Шлифование торцов деталей шкуркой
Промышленная заготовка древесины
Основные части дерева
Породы деревьев
Использование древесины
Хранение древесины,транспортировка
Пиломатериалы
Практическая работа
Понятия грань, ребро ,торец
Рисунок детали изделия
Шило :назначение и пользование им
Меры безопасной работы шилом
Пиление фанеры в приспособлении
2
24
2
2
2
2
2
3.6
3.7
3.8
3.9
3.10
3.11
4
2
2
2
2
2
Сроки
Примечание
Распознавание пиломатериалов,пород
древисины
Пиление вдоль и поперёк волоеон
Итого:
48 ч
II четверть 48 ч
1
1.1
2
2,1
2.2
2.3
2.4
2.5
2.6
2.7
2.8
2.9
2.10
2.11
2.12
2.13
2.14
2.15
3
3.1
3.2
3.3
Вводное занятие
Правила тех. безопасности при работе в мастерской
Сверление отверстий на станке
Понятие сквозное и несквозное отверстие
Настольный сверлильный станок:разначение,устройство
Виды свёрл
Назначение и применение свёрл
Устройство сверла
Правила безопасной работы при сверлении отверстий на станке
Практическая работа
Крепление сверла в патроне сверлильного станка
Контроль глубины сверления
Рашпили: назначение ,применение
Напильники: назначение, применение
Крепление заготовок в зажимах верстака
Сборка изделия с помощью гвоздей
Сборка изделия шурупами
Сборка изделия клеями
Выжигание
Сущность выжигания
Устройство, работа выжигателя
Практическая работа
2
2
38
2
2
2
2
2
2
6
2
2
2
2
2
4
4
2
8
2
2
4
Итого :
48 ч
Сверление отверстий на станке
Выжигание на доске
III четверть 60 ч
1
1.1
2
2.1
2.2
2.3
2.4
2.5
2.6
2.7
2.8
3
3.1
3.2
3.3
3.4
3.5
3.6
3.7
3.8
3.9
4
4.1
4.2
4.3
4.4
4.5
Вводное занятие
Техника безопасности в мастерской
Пиление лучковой пилой
Виды пиления. Разница между пилениями
Назначение лучковой пилы.
Ножовка для поперечного пиления
Ножовка для продольного пиления
Правила пиления
Брак при пилении и его устранение
Регулировка лучковой пилы
Практическая работа
Строгание древесины
Понятие грань бруска, ребро
Длина, ширина, толщина бруска
Измерение, последовательность разметки при строгании
Общее представление о строгании древесины
Волокнистость и её влияние на строгание
Рубанок, Основные части
Настройка рубанка
Правила безопасной работы рубанком
Практическая работа
Соединение деталей с помощью саморезов
Назначение, устройство саморезов
Правила соединения деталей саморезами
Ручная дрель: устройство, назначение
Правила безопасной работы ручной дрелью
Практическая работа
2
2
20
2
2
2
2
2
2
2
6
26
2
2
2
2
2
2
2
2
10
12
2
2
2
2
4
По выбору учителя
Работа рубанком, лучковой пилой
Сборка деталей с помощью саморезов
Итого:
60 ч
IV четверть 48ч
1
1.1
2
2.1
2.2
2.3
2.4
2.5
2.6
2.7
2.8
3
3.1
3.2
3.3
3.4
3.5
3.6
4
Вводное занятие.
Правила безопасности при работе в мастерской
Изготовление кухонной утвари
Черчение. Нанесение разметки на поверхность
Отличие чертежа от технического рисунка
Древесина для изготовления кухонной утвари
Выполняемое изделие. Требование предъявляемое к изделию
Подбор материала, подготовка рабочего места
Понятие черновая разметка
Понятие чистовая разметка
Практическая работа
Соединение реек с бруском врезкой
Врезка как способ соединения деталей
Паз: назначение, ширина, глубина
Необходимость плотной подгонки соединений
Требования к качеству разметки
Стамеска: устройство, применение, размеры
Правила безопасной работы со стамеской
Практическая работа
2
2
24
2
2
2
2
2
2
2
10
12
2
2
2
2
2
2
10
Итого
Итого за год
48 ч
204 ч
Выполнение 2-3 кухонных изделий
Выполнение врезки, изготовление
ящика