столярное дело 9 кл (базовый уровень)

Государственное казённое образовательное учреждение Астраханской области «Енотаевская общеобразовательная
школа-интернат»

«Рассмотрено »

«Согласовано»

« Утверждаю»

решением педагогического совета
________________
(Протокол №_1___от
«_____»_______2025г

заместитель
директора по УР
_______________
И.Б.Алекберова
«____»_____.2025г

Директор школы
----------------------Т.И.Стрелкова
«___»__2025г

Рабочая программа по предмету «Столярное дело»
9 КЛАСС. (ФГОС)
на 2025-2026учебный год

с.Енотаевка 2025г

разработана:
учителем трудового обучения
Шаровым А

Федеральная рабочая программа по учебному предмету "Профильный труд" (9 класс) предметной области "Технология"
«Столярное дело» включает пояснительную записку, содержание обучения, планируемые результаты освоения
программы.
Пояснительная записка.
Среди различных видов деятельности человека ведущее место занимает труд; он служит важным средством развития
духовных, нравственных, физических способностей человека. В обществе именно труд обусловливает многостороннее
влияние на формирование личности, выступает способом удовлетворения потребностей, созидателем общественного
богатства, фактором социального прогресса.
Цель изучения предмета "Профильный труд" заключается во всестороннем развитии личности обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениям) старшего возраста в процессе формирования их трудовой
культуры.
Изучение этого учебного предмета в 9классе способствует получению обучающимися первоначальной профильной
трудовой подготовки, предусматривающей формирование в процессе учебы и общественно полезной работы трудовых
умений и навыков, развитие мотивов, знаний и умений правильного выбора профиля и профессии с учетом личных
интересов, склонностей, физических возможностей и состояния здоровья.
Учебный предмет "Профильный труд" должен способствовать решению следующих задач:
развитие социально ценных качеств личности (потребности в труде, трудолюбия, уважения к людям труда,
общественной активности);
обучение обязательному общественно полезному, производительному труду; подготовка обучающихся к выполнению
необходимых и доступных видов труда дома, в семье и по месту жительства;

расширение знаний о материальной культуре как продукте творческой предметно-преобразующей деятельности
человека;
расширение культурного кругозора, обогащение знаний о культурно-исторических традициях в мире вещей;
расширение знаний о материалах и их свойствах, технологиях использования;
ознакомление с ролью человека-труженика и его местом на современном производстве;
ознакомление с массовыми рабочими профессиями, формирование устойчивых интересов к определенным видам труда,
побуждение к сознательному выбору профессии и получение первоначальной профильной трудовой подготовки;
формирование представлений о производстве, структуре производственного процесса, деятельности производственного
предприятия, содержании и условиях труда по массовым профессиям, с которыми связаны профили трудового обучения
в образовательной организации;
ознакомление с условиями и содержанием обучения по различным профилям и испытание своих сил в процессе
практических работ по одному из выбранных профилей в условиях школьных учебно-производственных мастерских в
соответствии с физическими возможностями и состоянием здоровья обучающихся;
формирование трудовых навыков и умений, технических, технологических, конструкторских и первоначальных
экономических знаний, необходимых для участия в общественно полезном, производительном труде;
совершенствование практических умений и навыков использования различных материалов в предметно-преобразующей
деятельности;
коррекция и развитие познавательных психических процессов (восприятия, памяти, воображения, мышления, речи);
коррекция и развитие умственной деятельности (анализ, синтез, сравнение, классификация, обобщение);

коррекция и развитие сенсомоторных процессов в процессе формирование практических умений;
формирование информационной грамотности, умения работать с различными источниками информации;
формирование коммуникативной культуры, развитие активности, целенаправленности, инициативности.
Содержание учебного предмета "Профильный труд(столярное дело).
Программа по профильному труду в 9классе определяет содержание и уровень основных знаний и умений обучающихся
по технологии ручной и машинной обработки производственных материалов, в связи с чем определены примерный
перечень профилей трудовой подготовки: "Столярное дело". Также в содержание программы включены первоначальные
сведения об элементах организации уроков трудового профильного обучения.
Структуру программы составляют следующие обязательные содержательные линии, вне зависимости от выбора
общеобразовательной организацией того или иного профиля обучения.
Материалы, используемые в трудовой деятельности. Перечень основных материалов, используемых в трудовой
деятельности, их основные свойства. Происхождение материалов (природные, производимые промышленностью и
прочие).
Инструменты и оборудование: простейшие инструменты ручного труда, приспособления, станки и проч. Устройство,
наладка, подготовка к работе инструментов и оборудования, ремонт, хранение инструмента. Технологии
изготовления предмета труда: предметы профильного труда, основные профессиональные операции и действия,
технологические карты. Выполнение отдельных трудовых операций и изготовление стандартных изделий под
руководством педагогического работника. Этика и эстетика труда: правила использования инструментов и
материалов, запреты и ограничения. Инструкции по технике безопасности (правила поведения при проведении работ).
Планируемые предметные результаты освоения учебного предмета "Профильный труд".

Минимальный уровень:
знание названий некоторых материалов, изделий, которые из них изготавливаются и применяются в быту, игре, учебе,
отдыхе;
представления об основных свойствах используемых материалов;
представления о правилах безопасной работы с инструментами и оборудованием, санитарно-гигиенических
требованиях при выполнении работы;
владение базовыми умениями, лежащими в основе наиболее распространенных производственных технологических
процессов ( пиление, строгание);
представления о разных видах профильного труда (деревообработка, металлообработка);
понимание значения и ценности труда;
понимание красоты труда и его результатов;
понимание значимости организации школьного рабочего места, обеспечивающего внутреннюю дисциплину;
выражение отношения к результатам собственной и чужой творческой деятельности ("нравится" и (или) "не нравится");
организация (под руководством педагогического работника) совместной работы в группе;
осознание необходимости соблюдения в процессе выполнения трудовых заданий порядка и аккуратности;
выслушивание предложений и мнений других обучающихся, адекватное реагирование на них;

комментирование и оценка в доброжелательной форме достижения других обучающихся, высказывание своих
предложений и пожеланий;
проявление заинтересованного отношения к деятельности своих других обучающихся и результатам их работы;
выполнение общественных поручений по уборке мастерской после уроков трудового обучения;
Достаточный уровень:
определение (с помощью педагогического работника) возможностей различных материалов, их целенаправленный выбор
(с помощью педагогического работника) в соответствии с физическими, декоративно-художественными и
конструктивными свойствам в зависимости от задач предметно-практической деятельности;
экономное расходование материалов;
знание оптимальных и доступных технологических приемов ручной и машинной обработки материалов в зависимости
от свойств материалов и поставленных целей;
осуществление текущего самоконтроля выполняемых практических действий и корректировка хода практической
работы;
понимание общественной значимости своего труда, своих достижений в области трудовой деятельности.
трудовой деятельности; способность к самооценке.

Программа формирования базовых учебных действий обучающихся с умственной отсталостью (далее - программа
формирования БУД) реализуется в процессе всего периода обучения, в процессе учебной и внеурочной деятельности и
конкретизирует требования Стандарта к личностным и предметным результатам освоения АООП.
Программа строится на основе деятельностного подхода к обучению и позволяет реализовывать коррекционноразвивающий потенциал образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
БУД обеспечивают становление учебной деятельности обучающегося с умственной отсталостью в основных ее
составляющих: познавательной, регулятивной, коммуникативной, личностной.
Цель реализации программы формирования БУД состоит в формировании основ учебной деятельности обучающихся
с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), которые обеспечивают его подготовку к
самостоятельной жизни в обществе и овладение доступными видами профильного труда.
Задачи реализации программы:
1) Формирование мотивационного компонента учебной деятельности.
2) Овладение комплексом базовых учебных действий, составляющих операционный компонент учебной деятельности.
3) Развитие умений принимать цель и готовый план деятельности, планировать знакомую деятельность,
контролировать и оценивать ее результаты в опоре на организационную помощь педагогического работника.
Для реализации поставленной цели и соответствующих ей задач необходимо:
определить функции и состав базовых учебных действий, учитывая психофизические особенности и своеобразие учебной
деятельности обучающихся;

определить связи базовых учебных действий с содержанием учебных предметов.
Согласно требованиям Стандарта уровень сформированности базовых учебных действий обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями) определяется на момент завершения обучения образовательной
организации.
Связи БУД с содержанием учебных предметов.
В программе БУД достаточным является отражение их связи с содержанием учебных предметов в виде схемы,
таблиц. В связи с различиями в содержании и перечнем конкретных учебных действий для разных ступеней
образования (классов) необходимо отдельно отразить эти связи. При этом следует учитывать, что практически все
БУД формируются в той или иной степени при изучении каждого предмета, поэтому следует отбирать и указывать
те учебные предметы, которые в наибольшей мере способствуют формированию конкретного действия.
В процессе обучения необходимо осуществлять мониторинг всех групп БУД, который будет отражать
индивидуальные достижения обучающихся и позволит делать выводы об эффективности проводимой в этом
направлении работы. Для оценки сформированности каждого действия можно использовать, например, следующую
систему оценки:
0 баллов - действие отсутствует, обучающийся не понимает его смысла, не включается в процесс выполнения вместе с
учителем;
1 балл - смысл действия понимает, связывает с конкретной ситуацией, выполняет действие только по прямому
указанию педагогического работника, при необходимости требуется оказание помощи;
2 балла - преимущественно выполняет действие по указанию педагогического работника, в отдельных ситуациях
способен выполнить его самостоятельно;

3 балла - способен самостоятельно выполнять действие в определенных ситуациях, нередко допускает ошибки, которые
исправляет по прямому указанию педагогического работника;
4 балла - способен самостоятельно применять действие, но иногда допускает ошибки, которые исправляет по
замечанию педагогического работника;
5 баллов - самостоятельно применяет действие в любой ситуации.
Балльная система оценки позволяет объективно оценить промежуточные и итоговые достижения каждого
обучающегося в овладении конкретными учебными действиями, получить общую картину сформированности учебных
действий у всех обучающихся, и на этой основе осуществить корректировку процесса их формирования на протяжении
всего времени обучения. В соответствии с требованиями Стандарта обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) Организация самостоятельно определяет содержание и процедуру оценки БУД

5.Календарно-тематическое планирование.

1 четверть 56 часов.

№
1
1.1
2
2.1
2.2
2.3
3
3.1
3.2
33
3.4
3.5
3.6
3.7
4
4.1
5
51

1
1.1

Темы и подтемы
Вводное занятие
Правила безопасности работы в мастерской
Правила пожарной безопасности в столярной мастерской
Причины возникновения пожара. Меры предупреждения пожара
Правила пользования электроинструментами
Использование первичных средств для пожаротушения
Практические работы
Организация рабочего места
Выполнение столярных операций по изготовлению изделия
основы
Разметка штапиков и геометрического рисунка
Нарезание прямых полос
Нарезание штапиков
Нарезание геометрических фигур
Наклеивание набора на бумагу
Практическое повторение
Изготовление журнального столика с художественной отделкой
поверхности
Самостоятельная работа.
Изготовление изделия по выбору учителя
Итого:
II четверть
Вводное занятие
Правила тех. безопасности при работе в мастерской

Часы
2
2
6
2
2
2
24
2
2
4
4
2
8
2
14
14
10
10
56
56ч
2
2

Сроки

Примечание

2
2.1
2.2
23
2.4
3
31
3.2
3.3
3.4
35
4
4.1
4.2
4.3
4.4
4.5
46
5
5.1
6

1
1.1
2
2.1

Теоретические сведения
8
Виды мебели по назначению (бытовая, офисная).
2
Виды мебели: секционная, сборно-разборная. корпусная
2
Эстетическое требование к мебели
2
Элементы деталей столярного изделия: брусок, штапик ,
2
филёнка. фальц, паз
Практические работы
16
Изучение чертежей изготовления деталей и сборка изделия
4
Выполнение заготовительных операций
2
Разметка и обработка деталей
4
Сборка узлов «насухо»
2
Подгонка деталей , сборка на клею
4
Трудовое законодательство
12
Порядок приёма и увольнения с роботы
2
Права и обязанности рабочих на производстве
2
Перевод на другую работу
2
Виды оплаты труда, охрана труда
2
Трудовая и производственная дисциплина
2
Перерывы для отдыха и питания. Выходные и праздничные дни 2
Практическое повторение
10
Изготовление игрушечной мебели в масштабе 1:2
10
Самостоятельная работа
8
Итого:
56
III четверть 70ч
Вводное занятие
Техника безопасности в мастерской
Мебельная фурнитура и крепёжные изделия
Фурнитура для подвижного соединения: петли, направляющие

2
2
10
2

22
2.3
2.4
25
3
3.1
4
4.1
5
5.1
5.2
5.3
5.4
6
6.1
6.2
6.3
6.4
7
8

1
1.1
2

Виды петель
2
Фурнитура для неподвижного соединения: стяжки, замки,
2
задвижки, кронштейны
Фурнитура для открывания дверей
2
Фурнитура для выдвижных ящиков
2
Практическое повторение
6
Изготовление несложной мебели для школы
6
Самостоятельная работа
10
Изготовление деталей мебели с учётом качества и
10
производительности труда
Столярные и плотничные ремонтные работы
8
Дефекты изделия: виды, способы устранения
2
Правила безопасности при устранении дефектов
2
Ремонт столярных соединений: сколы трещины
2
Ремонт оконной рамы, двери, перегородки
2
Практические работы
8
Осмотр изделия. Выявление дефектов
2
Составление дефектной ведомости
2
Подготовка изделия к ремонту
2
Устранение дефекта. Проверка качества работы
2
Практическое повторение по выбору учителя
20
Работы на нужды школы
12
Итого:
70ч
IV четверть 56ч
Вводное занятие.
Правила техники безопасности
Сведения о механизации и автоматизации мебельного
производства

2
2
16

2.1
2.2
2.3
2.4
2.5
2.6
2.7
2.8
3
3.1
3.2
3.3
3.4
3.5
3.6
4
4.1
4.2
5
6

Механизация и автоматизация на мебельном производстве
Изготовление мебели на крупных мелких предприятиях
Сравнение механизированного и ручного труда по
производительности и качеству работы
Универсальные электроинструменты
Станки с программным управлением
Механизация облицовочных, сборочных и транспортных работ
Механизация оборудования для сборки столярных изделий
Снижение себестоимости продукции
Изготовление секционной мебели
Мебельная стенка для кабинета
Секционная мебель: преимущество, конструктивные элементы,
основные узлы и детали
Стол секционный для учителя
Установка и соединение стенок секций
Двери распашные, раздвижные и откидные
Фурнитура для фиксации, навеса и запирания дверей
Практическое повторение
Работа по выбору учителя
Контрольная работа
Подготовка к экзамену
Экзамен
Итого:

6.Критерии и нормы оценки знаний.

2
2
2
2
2
2
2
2
12
2
2
2
2
2
2
12
10
2
12
2
56ч

Реализация программы дает возможность выявить уровень развития обучающихся, позволяющего успешно освоить
соответствующий объем программного материала.
Диагностическая деятельность, которая осуществляет обратную связь в процессе обучения, с целью повышения
эффективности обучения включает в себя следующие приемы контроля:
 устный опрос;
 письменные работы;
 практический контроль;
 программированный и лабораторный контроль.
Каждый вид контроля помогает мне объективно оценивать знания и умения учащихся специальной
(коррекционной) школы VIII вида.
На этом этапе реализации программы применяются следующие задания:
 самостоятельные практические работы;
 технологические карты;
 инструкционные карты;
 тесты;
 карточки для индивидуальной работы.
При подходе к оценке текущих и итоговых проверочно-контрольных работ
необходимо использовать критерии и нормы оценок.
Теоретическое оценивание:
Отметка «5» ставится, если учащийся полностью усвоил учебный материал, может изложить его своими словами,
правильно отвечает на дополнительные вопросы.
Отметка «4» ставится, если учащийся в основном усвоил учебный материал, дополнительные вопросы.
Отметка «3» ставится, если учащийся не усвоил существенную часть учебного материала, допускает значительные
ошибки в его изложении своими словами, слабо отвечает на дополнительные вопросы учителя.
Практическое оценивание:
Отметка «5» ставится, если полностью соблюдались правила трудовой и технологической дисциплины, работа

выполнялась самостоятельно, тщательно спланирован труд или соблюдался план работы, предложенный учителем,
рационально организованно рабочее место, полностью соблюдались общие правила техники безопасности, отношение к
труду добросовестное, к инструментам - бережное, экономное.
Отметка «4» ставится, если работа выполнялась самостоятельно, допущены незначительные ошибки в планировании
труда, организации рабочего места, которые исправлялись самостоятельно, полностью выполнялись правила трудовой
и технологической дисциплины, правила техники безопасности.
Отметка «3» ставится, если самостоятельность в работе была низкой, допущены нарушения трудовой и
технологической дисциплины, ТБ.

.Учебно-методический комплекс
Литература
1.Технология. В.Д.Симоненко 2014г
2.Столярное дело. Б.А.Журавлёв 2005г
3.Столярное дело. А.Н.Перелётов, П.М.Лебедева, Л.Сековец 2005г
4.Технология обработки древесины. И.А.Карабанов 2007г

Наглядные пособия
1.Плакаты
2.Демонстрационные материалы
3.Выстовочные поделки


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».