Пояснительная записка
Рабочая программа по технологии составлена на основе программы
«Штукатурно-малярное дело» автора В.В.Воронковой 2022г., соответствует требованиям Федерального
государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО) по технологии.
.В авторской программе определены основные содержательные линии и содержание курса.
Предлагаемая адаптированная программа предусматривает подготовку учащихся к самостоятельному выполнению
производственных заданий на уровне 1 разряда квалификационной характеристики штукатура- маляра, возможность
дальнейшей специализации по другим строительным специальностям, связанными с выполнением операций
штукатурки и окраски (каменщик- печник- штукатур, штукатур- маляр, штукатур- облицовщик и
др.).Программа включает в себя теоретические, практические и комбинированные занятия.
Настоящая программа также предусматривает:
- Овладение обучающимися основами трудовой деятельности востребованных в разных жизненных сферах, освоение
технологических сведений, необходимых для полноценной коммуникации.
- Формирование положительного опыта и установки на активное использование полученных навыков в различных
жизненных ситуациях.
- Воспитание положительного отношения к труду.
- Социально-трудовую адаптацию и реабилитацию учащихся.
-Становление системы технических и технологических знаний и умений, воспитание трудовых, гражданских и
патриотических качеств личности;
-Овладение необходимыми в повседневной жизни базовыми (безопасными) приёмами ручного и механизированного
труда с использованием распространённых инструментов, механизмов и машин, способами управления
отдельными видами бытовой техники;
-Развитие у обучающихся познавательных интересов, технического мышления, пространственного воображения,
интеллектуальных, творческих, коммуникативных и организаторских способностей;
-Формирование у обучающихся опыта проектно-исследовательской деятельности;
-Воспитание трудолюбия,
бережливости,
аккуратности,
целеустремлённости,
предприимчивости,
ответственности за результаты своей деятельности, уважительного отношения к людям различных профессий и
результатам их труда; воспитание гражданских и патриотических качеств личности;
-Формирование профессионального самоопределения школьников в условиях рынка труда, гуманистически и
прагматически ориентированного мировозрения, социально обоснованных ценностных ориентаций.
.
Общая характеристика предмета
Обучение по технологии, как одной из образовательных областей, а именно «Штукатурно-малярному делу»
предусматривает выделение двух компонентов: «академического» и компонента жизненной компетенции
«Академический» компонент программы предусматривает накопление потенциальных возможностей обучающихся
для их активной реализации в настоящем и будущем
Компонент «жизненной компетенции» рассматривается в структуре образования умственно отсталых детей как
овладение ими знаниями, умениями и навыками, необходимыми в обыденной жизни, для решения различных
практических задач. Если овладение академическими знаниями, умениями и навыками направлено преимущественно
на обеспечение его будущей реализации, то формируемая жизненная компетенция обеспечивает развитие отношений с
окружением в настоящем. При этом программа составлена таким образом, чтобы складывались предпосылки для
развития жизненной компетенции, как возможности успешной интеграция ребёнка в более сложное социальное
окружение. При разработке содержания компонента «жизненной компетенции» принципиальным является
определение степени усложнения среды, которая необходима и полезна каждому ребёнку, т.е. может стимулировать, а
не подавлять его дальнейшее развитие.
В структуре образовательной программы «академический» компонент предполагает расширение области
развития жизненной компетенции. Среда и рабочее место обучающихся организуется в соответствии с нуждами
данной категории детей и особенностями развития конкретного ребёнка. Обязательной является организация
специального обучения и воспитания для реализации как общих, так и особых образовательных потребностей в связи с
неизбежной вынужденной упрощённостью среды обучения и воспитания, максимально приспособленной к дефекту
ребёнка.
Возможность овладения профессией обучающимися с умственной отсталостью и часто сопутствующими
физическими дефектами во многом зависит от состояния проводимой коррекционной работы, её основным
направлением служат повышение уровня познавательной активности учащихся и развитие их способности к
осознанной регуляции трудовой деятельности. Формирование у учащихся необходимого объема профессиональных
знаний и умений, необходимых в дальнейшей социализации по профессии. Программа составлена с учетом возрастных и
психофизических особенностей развития обучающихся, уровня их знаний, умений и навыков. Для эффективного
обучения детей с умственной отсталостью необходимо проводить систематическое изучение динамики развития их
трудовых способностей. Одним из способов решения этой задачи служат самостоятельные практические работы в
конце каждой темы. Целенаправленное изучение таких работ, наряду с другими методами наблюдения, позволяет
выявить сильные и слабые стороны трудовой деятельности каждого ученика, наметить задачи исправления
присущих им недостатков.
В зависимости от сохранности сторон деятельности у обучающихся делается упор на развитие тех или иных
качеств личности, выбирается соответствующее направление коррекционного воздействия. Это положение позволяет
осуществлять трудовую подготовку учащихся с недостатком интеллекта по двум направлениям: опора на сохранные
способности, расширение возможностей учащихся в трудовой деятельности.
При составлении программы учтены принципы повторяемости пройденного материала и постепенного ввода
нового. Преподавание базируется на знаниях, получаемых учащимися на уроках математики, черчения,
изобразительного искусства, социально-бытовой ориентировки. Большое внимание уделяется технике безопасности и
противопожарной безопасности.
Обучение новым приёмам штукатурки и окраски различных поверхностей происходит при изучении
технологических тем. Умения самостоятельно выполнять трудовые задания совершенствуются в процессе
практического повторения и при выполнении самостоятельных работ с анализом её качества. Полученные знания,
умения и навыки, учащиеся смогут применить при обучении в училище, устройстве на работу, выполнить ремонт
собственного жилища своими руками. В программе затронуто эстетическое воспитание обучающихся по темам
декоративные штукатурки, обойные, облицовочные работы.
Личностные результаты на окончание каждого учебного года
1. Сформированность уровня мотивации к учебным и воспитательным занятиям в образовательном учреждении;
2. Выполнение общеорганизационных режимных моментов школы;
3. Уровень гражданского становления;
4. Знание краевого компонента, как условия осознания себя в окружающем мире;
5. Овладение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия, формирования
нравственных ценностей;
6. Знание основных моральных норм и правил поведения;
7. Уровень эмоционально – волевого самообладания;
8. Развитие этических чувств – стыда, вины, совести;
9. Способность самостоятельного моделирования собственного поведения;
10. Развитие коммуникативной деятельности в общении со сверстниками;
11. Формирование социальных контактов с взрослыми;
12. Установка на здоровый образ жизни;
13. Развитие экологической грамотности;
14. Осознание правил безопасности жизнедеятельности;
15. Подготовка к семейной жизни
16. Формирование нормативно – правовой осведомленности и ориентация на знание;
17. Формирование навыков самообслуживания, общих трудовых навыков, стремления к общественно – полезному
труду;
18. Овладение навыками социально – трудовой адаптации, профориентация и профессиональное самоопределение;
19. Развитие эстетического чувства, творческих способностей, умения выделять прекрасное в окружающем мире;
Метапредметными результатами освоения выпускниками основной школы курса
«Штукатурно-малярное дело» являются:
• алгоритмизированное планирование процесса познавательно-трудовой деятельности;
• комбинирование известных алгоритмов технического и технологического творчества в ситуациях, не
предполагающих стандартного применения одного из них;
• проявление инновационного подхода к решению учебных и практических задач в процессе моделирования
изделия или технологического процесса;
• поиск новых решений возникшей технической или организационной проблемы;
• самостоятельная организация и выполнение различных творческих работ по созданию технических изделий;
• виртуальное и натурное моделирование технических объектов и технологических процессов;
• приведение примеров, подбор аргументов, формулирование выводов по обоснованию технико-технологического
и организационного решения; отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности;
• выявление потребностей, проектирование и создание объектов, имеющих потребительную
стоимость:
• выбор для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая
энциклопедии, словари, интернет-ресурсы и другие базы данных;
• использование дополнительной информации и информационных технологий при проектировании и создании
объектов, имеющих личностную или общественно значимую потребительную стоимость;
• согласование и координация совместной познавательно-трудовой деятельности с другими участниками;
• объективное оценивание вклада своей познавательно-трудовой деятельности в решение общих задач
коллектива;
• оценивание своей познавательно-трудовой деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм,
эстетических ценностей по принятым в обществе и коллективе требованиями принципам;
• диагностика результатов познавательно-трудовой деятельности по принятым критериям и
показателям;
• обоснование путей и средств устранения ошибок или разрешения противоречий выполняемых
технологических процессах;
• соблюдение норм и правил культуры труда в соответствии с технологической культурой производства;
• соблюдение норм и правил безопасности познавательно-трудовой деятельности и созидательного труда.
материально-техническим условиям способов решения учебной или трудовой задачи на основе заданных
алгоритмов;
• комбинирование известных алгоритмов технического и технологического творчества в ситуациях, не
предполагающих стандартного применения одного из них;
• проявление инновационного подхода к решению учебных и практических задач в процессе моделирования
изделия или технологического процесса;
• поиск новых решений возникшей технической или организационной проблемы; •самостоятельная организация
и выполнение различных творческих работ по созданию технических изделий;
• виртуальное и натурное моделирование технических объектов и технологических процессов;
• приведение примеров, подбор аргументов, формулирование выводов по обоснованию технико-технологического
и организационного решения; отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности;
• выявление потребностей, проектирование и создание объектов, имеющих потребительную
стоимость:
• выбор для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая
энциклопедии, словари, интернет-ресурсы и другие базы данных;
• использование дополнительной информации и информационных технологий при проектировании и создании
объектов, имеющих личностную или общественно значимую потребительную стоимость;
• согласование и координация совместной познавательно-трудовой деятельности с другими ее участниками;
• объективное оценивание вклада своей познавательно-трудовой деятельности в решение общих задач
коллектива;
• оценивание своей познавательно-трудовой деятельности сточки зрения нравственных, правовых норм,
эстетических ценностей по принятым в обществе и коллективе требованиями принципам;
• диагностика результатов познавательно-трудовой деятельности по принятым критериям и
показателям;
• обоснование путей и средств устранения ошибок или разрешения противоречий в выполняемых
технологических процессах;
• соблюдение норм и правил культуры труда в соответствии с технологической культурой производства;
• соблюдение норм и правил безопасности познавательно-трудовой деятельности и созидательного труда.
Метапредметными результатами изучения технологии является формирование универсальных учебных
действий (УУД) познавательных, коммуникативных,
регулятивных.
Средством
формирования метапредметных
результатов является творческая и проектная
деятельность учащихся, выполнение творческих,
информационных, практико–ориентированных проектов. Результатом (продуктом) проектной деятельности
может быть любая следующая работа:
-письменная работа, реферат
-художественная
творческая работа (выжигание, резьба, рисунок, точение) -материальный объект,
макет
-отчетные
материалы, тексты, технологические , инструкционные карты, тесты,
кроссворды и др.
Средством формирования метапредметных результатов является интерактивные формы проведения занятий
• творческие задания;
• работав малых группах;
• обучающие, деловые и образовательные игры);
• социальные проекты и другие не аудиторные методы обучения (соревнования, олимпиады, конкурсы,
выставки);
• «обучающийся в роли преподавателя»,« каждый учит каждого»
• разминки;
• обратная связь;
• обсуждение сложных и дискуссионных вопросов и проблем, технологии проблемного диалога
• При формировании познавательных УУД необходимо научить мыслить системно (основное понятие-примерзначение материала), помочь ученикам овладеть наиболее продуктивными методами учебно-познавательной
деятельности, научить иx учиться. Использовать схемы, планы, чтобы обеспечить усвоение системы знаний.
Знает не тот, кто пересказывает, а тот, кто использует на практике, научить ребенка применять свои
знания. Творческое мышление развивать анализом и решением проблемных ситуаций; чаще практиковать
творческие задачи
• При формировании коммуникативных УУД научить ребенка высказывать свои мысли. Во время его ответа
на вопрос задавать ему наводящие вопросы. Применять различные виды игр, дискуссий и групповой работы для
освоения материала, организовывая групповую работу или в парах, напомнить ребятам о правилах ведения
дискуссии, беседы. Приучать учащегося самого задавать уточняющие вопросы по материалу (например, Кто?
Что? Почему? Зачем? Откуда? ит.д.) переспрашивать, уточнять.
• При формировании регулятивных УУД научить учащегося контролировать свою речь при выражении своей
точки зрения по заданной тематике; контролировать, выполнять свои действия по заданному образцу и
правилу; научить адекватно оценивать выполненную им работу, исправлять ошибки.
В познавательной сфере:
• рациональное
использование учебной
и
дополнительной технической и технологической
информации для проектирования и создания объектов труда; •оценка технологических свойств сырья,
материалов и областей их применения;
• ориентация в имеющихся и возможных средствах и технологиях создания объектов труда;
• владение алгоритмами и методами решения организационных и технико-технологических задач;
• классификация видов и назначения методов получения и преобразования материалов, энергии, информации,
объектов живой природы и социальной среды, а также соответствующих технологий промышленного
производства;
• распознавание видов, назначения материалов, инструментов и оборудования, применяемого в
технологических процессах;
• владение кодами и методами чтения и способами графического представления технической,
технологической и инструктивной информации;
• применение общенаучных знаний по предметам естественно-математического цикла в процессе подготовки и
осуществления технологических процессов для обоснования и аргументации рациональности деятельности;
• владение способами научной организации труда, формами деятельности, соответствующими культуре
труда и технологической культуре производства;
• применение элементов прикладной экономики при обосновании технологий и проектов.
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
В трудовой сфере:
планирование технологического процесса и процесса труда;
подбор материалов с учетом характера объекта труда и технологии;
проведение необходимых опытов и исследований при подборе сырья, материалов и проектировании объекта
труда;
подбор инструментов и оборудования с учетом требований технологии и материальноэнергетических ресурсов;
проектирование последовательности операций и составление операционной карты работ;
выполнение технологических операций с соблюдением установленных норм, стандартов и
ограничений;
соблюдение норм и правил безопасности труда, пожарной безопасности, правил санитарии и гигиены;
соблюдение трудовой и технологической дисциплины;
обоснование критериев и показателей качества промежуточных и конечных результатов труда;
выбор и использование кодов, средств и видов представления технической и технологической информации и
знаковых систем в соответствии с коммуникативной задачей, сферой и ситуацией общения;
подбор и применение инструментов, приборов и оборудования в технологических процессах с учетом
областей их применения;
• контроль промежуточных и конечных результатов труда по установленным критериям и показателям с
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
использованием контрольных и измерительных инструментов;
выявление допущенных ошибок в процессе труда и обоснование способов их исправления;
документирование результатов труда и проектной деятельности;
расчет себестоимости продукта труда:
примерная экономическая оценка возможной прибыли с учетом сложившейся ситуации на рынке
товаров и услуг.
В мотивационной сфере:
оценивание своей способности и готовности к труду в конкретной предметной деятельности;
оценивание своей способности и готовности к предпринимательской деятельности;
выбор профиля технологической подготовки в старших классах полной средней школы или профессии в
учреждениях начального профессионального или среднего специального обучения;
выраженная готовность к труду в сфере материального производства или сфере услуг;
согласование своих потребностей и требований с потребностями и требованиями других участников
познавательно-трудовой деятельности; осознание ответственности за качество результатов труда;
наличие экологической культуры при обосновании объекта труда и выполнении работ;
стремление к экономии и бережливости в расходовании времени, материалов, денежных средств и
труда.
В эстетической сфере:
дизайнерское проектирование изделия или рациональная эстетическая организация работ;
моделирование художественного оформления объекта труда и оптимальное планирование работ;
разработка варианта рекламы выполненного объекта или результатов труда;
• эстетическое и рациональное оснащение рабочего места с учетом требований эргономики и научной
организации труда;
рациональный выбор рабочего костюма и опрятное содержание рабочей одежды
В коммуникативной сфере:
Формирование рабочей группы для выполнения проекта с учетом общности интересов и
будущих членов трудового коллектива
возможностей
• выбор знаковых систем и средств для кодирования и оформления информации и в процессе
коммуникации;
оформление коммуникационной и технологической документации с учетом требований
действующих
нормативов и стандартов;
• публичная презентация и зашита проекта изделия, продукта труда или услуги;
• разработка вариантов рекламных образов, слоганов и лейблов; потребительская оценка зрительного
ряда действующей рекламы.
В физиолого-психологической сфере:
• развитие моторики и координации движений рук при работе с ручными инструментами и
выполнении операций с помощью машин и механизмов;
• достижение необходимой точности движений при выполнении различных технологических
операций;
• соблюдение требуемой величины усилия, прикладываемого к инструменту, с учетом технологических
требований;
• сочетание образного и логического мышления в процессе проектной деятельности.
На изучение предмета « Штукатурно-малярное дело» в 5 классах отводится 136 часов в год по 4 часа в неделю.
Календарно- тематический план
1 четверть
№
тем
1
1.1
2
2.1
2.2
2.3
2.4
2.5
2.6
2.7
2.8
3
3.1
3.2
3.3
3.4
3.5
Название тем
Вводное занятие
Правила поведения и работы в мастерской
Профессия маляр-штукатур
Профессия маляр-штукатур
Свойства и применение водных и масляных красок
Состав масляных красок
Состав водных красок
Применение масляных красок
Применение водных красок
Виды окрасок
Практическая работа
32ч
Кол-во
часов
2
2
16
2
2
2
2
2
2
2
2
Подготовка ранее окрашенных деревянных поверхностей
Правила безопасной работы при подготовке ранее
окрашенных поверхностей
Способы подготовки поверхностей
14
2
Удаление отслаивающейся окраски
Подготовка стен под простую окраску
Практическая работа
ИТОГО
4
2
4
32 ч
2
Дата
Примечание.
История возникновения
Определение красок на
вид
подготовка стен под
окраску
2 четверть 32ч
1
1.2
2
2
2
8
2.1
Вводное ханятие
Правила поведения и работы в мастерской
Простая окраска масляными красками новых деревянных
поверхностей
Правила безопасной работы с масляными красками
2.2
2.3
2.4
3
3.1
3.2
3.3
3.4
3.5
3.6
Предварительная подготовка поверхности
Вырубание сучков и засмолов
Окончательная подготовка поверхности к окрашиванию
Малярные кисти
Правила безопасной работы с красками
Виды кистей
Приемы окрашивания
Окрашивания поверхности
Уход за кистями
Практическая работа
2
2
2
12
2
2
2
2
2
2
4
4.1
4.2
4.3
Окрашивание поверхностей
Шпаклевка окрашиваемой поверхности
Требования к качеству окраски
Практическая работа
10
2
2
6
ИТОГО
32 ч
2
Общие положения
Образцы кистей
Кисти
Движение руки на
стенде
Визуальное определение
качественно
штукатурки
3 четверть-40 ч
1
1.2
2
2.1
2.2
Вводное занятие
Правила поведения и работы в мастерской
Простая и улучшенная штукатурка
Назначение и свойства штукатурки
Требования к качеству штукатурки
2
2
4
2
2
3
Основные операции штукатурки
18
3.1
3.2
3.3
3.4
Инструменты для оштукатуривания стен
Способ набрасывания
Способ намазывания
Нанесение слоя обрызга
2
2
2
2
3.5
3.6
3.7
3.8
Нанесения слоя грунта
Разравнивание раствора
Затирка поверхности
Практическая работа
2
2
2
2
4
4.1
4.2
4.3
4.4
4.5
Отливка из гипса и цемента
Правила безопасной работы
Применение лепных деталей в строительстве
Декоративные элементы
Свойства гипса
Формы для отливки
18
2
2
2
2
2
Мастерок ,кельма
Тренировочная стена
для оштукатуривания
Тренировка
накидывания раствора
История создания
4.6
4.7
Приготовление гипсового раствора
Простая заливка
2
2
4.8
4.9
Свойства цемента
Цементный раствор
2
2
ИТОГО
40
История возникновения
4 четверть 32ч
1
1.1
2
2.2
23
3
3.1
Вводное занятие
Правила поведения и работы в мастерской
Краткие сведения о зданиях
Материалы для возведения здании
Внутренняя отделка здании
Штукатурка ранее оштукатуренных стен внутри здания
Правила безопасности работы при ремонте внутри здания
2
2
4
2
2
14
2
3.2
Практическая работа
12
4
4.1
4.2
Практическое повторение
Простая окраска масляными красками
Необходимые инструменты и приспособления
12
2
2
4.3
4.4
Основные операции простой штукатурки
Практическая работа
Итого
4
4
32ч
Штукатурка стен
Стамеска, киянка,
кисть
Ремонт и окраска стен
Государственное казённое образовательное учреждение Астраханской области
« Енотаевская общеобразовательная школа-интернат»
«Рассмотрено»
На заседании педагогического совета
_______________
Протокол № 1 от
«____» _____ 2025г
«Согласовано»
заместитель
директора по УР
_____________
И.Б.Алекберова
«___» _____2025г
«Утверждаю»
Директор школы
____________
Н.И. Стрелкова
«___» _____2025г
Рабочая программа по предмету
«Штукатурно-малярное дело» 5 класс( по ФГОС)
на 2025-2026 учебный год
Разработал:
Учитель трудового обучения
Шаров А.
с.Енотаевка 2025г