штукатурно-малярное дело 9 кл (базовый уровень)

Государственное казённое образовательное учреждение Астраханской области «Енотаевская общеобразовательная
школа-интернат»
«Рассмотрено»
На заседании педагогического совета
_______________
Протокол № 1 от
«____» _____ 2025г

«Согласовано»
заместитель
директора по УР
_____________
И.Б.Алекберова
«___» _____2025г

«Утверждаю»
Директор школы
____________
Н.И. Стрелкова
«___» _____2025г

Рабочая программа по предмету
«Штукатурно-малярное дело» 9 класс( по ФГОС)
на 2025-2026 учебный год
Разработал:
Учитель трудового обучения
Шаров А.

с.Енотаевка 2025г

Федеральная рабочая программа по учебному предмету "Профильный труд" (9 класс) предметной
области
"Штукатурно-малярное дело" включает пояснительную записку, содержание обучения, планируемые результаты
освоения программы

Пояснительная записка
Рабочая программа по технологии составлена на основе программы
«Штукатурно-малярное дело» автора В.В.Воронковой 2022г., соответствует требованиям Федерального
государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО) по технологии
.В авторской программе определены основные содержательные линии и содержание курса.
Предлагаемая адаптированная программа предусматривает подготовку учащихся к самостоятельному выполнению
производственных заданий на уровне 1 разряда квалификационной характеристики штукатура- маляра, возможность
дальнейшей специализации по другим строительным специальностям, связанными с выполнением операций
штукатурки и окраски (каменщик- печник- штукатур, штукатур- маляр, штукатур- облицовщик и
др.).Программа включает в себя теоретические, практические и комбинированные занятия.

Настоящая программа также предусматривает:
- Овладение обучающимися основами трудовой деятельности востребованных в разных жизненных сферах, освоение
технологических сведений, необходимых для полноценной коммуникации.
- Формирование положительного опыта и установки на активное использование полученных навыков в различных
жизненных ситуациях.
- Воспитание положительного отношения к труду.

- Социально-трудовую адаптацию и реабилитацию учащихся.
-Становление системы технических и технологических знаний и умений,
воспитание трудовых,
гражданских и патриотических качеств личности;
-Овладение необходимыми в повседневной жизни базовыми (безопасными) приёмами ручного и механизированного
труда с использованием распространённых инструментов, механизмов и машин, способами управления отдельными
видами бытовой техники;
-Развитие у обучающихся познавательных интересов, технического мышления, пространственного воображения,
интеллектуальных, творческих, коммуникативных и организаторских способностей;
-Формирование у обучающихся опыта проектно-исследовательской деятельности;
-Воспитание трудолюбия,
бережливости,
аккуратности,
целеустремлённости,
предприимчивости,
ответственности за результаты своей деятельности, уважительного отношения к людям различных профессий и
результатам их труда; воспитание гражданских и патриотических качеств личности;
-Формирование профессионального самоопределения школьников в условиях рынка труда, гуманистически и
прагматически ориентированного мировозрения, социально обоснованных ценностных ориентаций.

.

Общая характеристика предмета

Обучение по технологии, как одной из образовательных областей, а именно «Штукатурно-малярному делу»
предусматривает выделение двух компонентов: «академического» и компонента жизненной компетенции
«Академический» компонент программы предусматривает накопление потенциальных возможностей обучающихся
для их активной реализации в настоящем и будущем

Компонент «жизненной компетенции» рассматривается в структуре образования умственно отсталых детей как
овладение ими знаниями, умениями и навыками, необходимыми в обыденной жизни, для решения различных
практических задач. Если овладение академическими знаниями, умениями и навыками направлено преимущественно
на обеспечение его будущей реализации, то формируемая жизненная компетенция обеспечивает развитие отношений с
окружением в настоящем. При этом программа составлена таким образом, чтобы складывались предпосылки для
развития жизненной компетенции, как возможности успешной интеграция ребёнка в более сложное социальное
окружение. При разработке содержания компонента «жизненной компетенции» принципиальным является
определение степени усложнения среды, которая необходима и полезна каждому ребёнку, т.е. может стимулировать, а
не подавлять его дальнейшее развитие.
В структуре образовательной программы «академический» компонент предполагает расширение области
развития жизненной компетенции. Среда и рабочее место обучающихся организуется в соответствии с нуждами
данной категории детей и особенностями развития конкретного ребёнка. Обязательной является организация
специального обучения и воспитания для реализации как общих, так и особых образовательных потребностей в связи с
неизбежной вынужденной упрощённостью среды обучения и воспитания, максимально приспособленной к дефекту
ребёнка.
Возможность овладения профессией обучающимися с умственной отсталостью и часто сопутствующими
физическими дефектами во многом зависит от состояния проводимой коррекционной работы, её основным
направлением служат повышение уровня познавательной активности учащихся и развитие их способности к
осознанной регуляции трудовой деятельности. Формирование у учащихся необходимого объема профессиональных
знаний и умений, необходимых в дальнейшей социализации по профессии. Программа составлена с учетом возрастных и
психофизических особенностей развития обучающихся, уровня их знаний, умений и навыков. Для эффективного
обучения детей с умственной отсталостью необходимо проводить систематическое изучение динамики другими
развития их трудовых способностей. Одним из способов решения этой задачи служат самостоятельные практические

работы в конце каждой темы. Целенаправленное изучение таких работ, наряду с методами наблюдения, позволяет
выявить сильные и слабые стороны трудовой деятельности каждого ученика, наметить задачи исправления
присущих им недостатков.
В зависимости от сохранности сторон деятельности у обучающихся делается упор на развитие тех или иных
качеств личности, выбирается соответствующее направление коррекционного воздействия. Это положение позволяет
осуществлять трудовую подготовку учащихся с недостатком интеллекта по двум направлениям: опора на сохранные
способности, расширение возможностей учащихся в трудовой деятельности.
При составлении программы учтены принципы повторяемости пройденного материала и постепенного ввода
нового. Преподавание базируется на знаниях, получаемых учащимися на уроках математики, черчения,
изобразительного искусства, социально-бытовой ориентировки. Большое внимание уделяется технике безопасности и
противопожарной безопасности.
Обучение новым приёмам штукатурки и окраски различных поверхностей происходит при изучении
технологических тем. Умения самостоятельно выполнять трудовые задания совершенствуются в процессе
практического повторения и при выполнении самостоятельных работ с анализом её качества. Полученные знания,
умения и навыки, учащиеся смогут применить при обучении в училище, устройстве на работу, выполнить ремонт
собственного жилища своими руками. В программе затронуто эстетическое воспитание обучающихся по темам
декоративные штукатурки, обойные, облицовочные работы.

Личностные результаты на окончание каждого учебного года
1. Сформированность уровня мотивации к учебным и воспитательным занятиям в образовательном учреждении;
2. Выполнение общеорганизационных режимных моментов школы;

3. Уровень гражданского становления;
4. Знание краевого компонента, как условия осознания себя в окружающем мире;
5. Овладение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия, формирования
нравственных ценностей;
6. Знание основных моральных норм и правил поведения;
7. Уровень эмоционально – волевого самообладания;
8. Развитие этических чувств – стыда, вины, совести;
9. Способность самостоятельного моделирования собственного поведения;
10. Развитие коммуникативной деятельности в общении со сверстниками;
11. Формирование социальных контактов с взрослыми;
12. Установка на здоровый образ жизни;
13. Развитие экологической грамотности;
14. Осознание правил безопасности жизнедеятельности;
15. Подготовка к семейной жизни
16. Формирование нормативно – правовой осведомленности и ориентация на знание;

17. Формирование навыков самообслуживания, общих трудовых навыков, стремления к общественно – полезному
труду;
18. Овладение навыками социально – трудовой адаптации, профориентация и профессиональное самоопределение;
19. Развитие эстетического чувства, творческих способностей, умения выделять прекрасное в окружающем мире;

Метапредметными результатами освоения выпускниками основной школы курса
«Штукатурно-малярное дело» являются:
• алгоритмизированное планирование процесса познавательно-трудовой деятельности;
• комбинирование известных алгоритмов технического и технологического творчества в ситуациях, не
предполагающих стандартного применения одного из них;
• проявление инновационного подхода к решению учебных и практических задач в процессе моделирования
изделия или технологического процесса;
• поиск новых решений возникшей технической или организационной проблемы;
• самостоятельная организация и выполнение различных творческих работ по созданию технических изделий;
• виртуальное и натурное моделирование технических объектов и технологических процессов;
• приведение примеров, подбор аргументов, формулирование выводов по обоснованию технико-технологического и
организационного решения; отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности;
• выявление потребностей, проектирование и создание объектов, имеющих потребительную
стоимость:
• выбор для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая

энциклопедии, словари, интернет-ресурсы и другие базы данных;
• использование дополнительной информации и информационных технологий при проектировании и создании
объектов, имеющих личностную или общественно значимую потребительную стоимость;
• согласование и координация совместной познавательно-трудовой деятельности с другими участниками;
• объективное оценивание вклада своей познавательно-трудовой деятельности в решение общих задач
коллектива;
• оценивание своей познавательно-трудовой деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм,
эстетических ценностей по принятым в обществе и коллективе требованиями принципам;
• диагностика результатов познавательно-трудовой деятельности по принятым критериям и
показателям;
• обоснование путей и средств устранения ошибок или разрешения противоречий выполняемых
технологических процессах;
• соблюдение норм и правил культуры труда в соответствии с технологической культурой производства;
• соблюдение норм и правил безопасности познавательно-трудовой деятельности и созидательного труда.
материально-техническим условиям способов решения учебной или трудовой задачи на основе заданных
алгоритмов;
• комбинирование известных алгоритмов технического и технологического творчества в ситуациях, не
предполагающих стандартного применения одного из них;
• проявление инновационного подхода к решению учебных и практических задач в процессе моделирования
изделия или технологического процесса;
• поиск новых решений возникшей технической или организационной проблемы; •самостоятельная организация
и выполнение различных творческих работ по созданию технических изделий;

• виртуальное и натурное моделирование технических объектов и технологических процессов;
• приведение примеров, подбор аргументов, формулирование выводов по обоснованию технико-технологического и

организационного решения; отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности;
• выявление потребностей, проектирование и создание объектов, имеющих потребительную
стоимость:
• выбор для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая
энциклопедии, словари, интернет-ресурсы и другие базы данных;
• использование дополнительной информации и информационных технологий при проектировании и создании
объектов, имеющих личностную или общественно значимую потребительную стоимость;
• согласование и координация совместной познавательно-трудовой деятельности с другими ее участниками;
• объективное оценивание вклада своей познавательно-трудовой деятельности в решение общих задач
коллектива;
• оценивание своей познавательно-трудовой деятельности сточки зрения нравственных, правовых норм,
эстетических ценностей по принятым в обществе и коллективе требованиями принципам;
• диагностика результатов познавательно-трудовой деятельности по принятым критериям и
показателям;
• обоснование путей и средств устранения ошибок или разрешения противоречий в выполняемых
технологических процессах;
• соблюдение норм и правил культуры труда в соответствии с технологической культурой производства;
• соблюдение норм и правил безопасности познавательно-трудовой деятельности и созидательного труда.

Метапредметными результатами изучения технологии является формирование универсальных
учебных

действий (УУД) познавательных, коммуникативных,

регулятивных.
Средством
формирования метапредметных
результатов является творческая и проектная
деятельность учащихся, выполнение творческих,
информационных, практико–ориентированных проектов. Результатом (продуктом) проектной деятельности
может быть любая следующая работа:
-письменная работа, реферат
-художественная
творческая работа (выжигание, резьба, рисунок, точение) -материальный объект,
макет
-отчетные
материалы, тексты, технологические , инструкционные карты, тесты,
кроссворды и др.
Средством формирования метапредметных результатов является интерактивные формы проведения занятий
• творческие задания;
• работав малых группах;
• обучающие, деловые и образовательные игры);
• социальные проекты и другие не аудиторные методы обучения (соревнования, олимпиады, конкурсы,
выставки);
• «обучающийся в роли преподавателя»,« каждый учит каждого»
• разминки;
• обратная связь;
• обсуждение сложных и дискуссионных вопросов и проблем, технологии проблемного диалога
•

При формировании познавательных УУД необходимо научить мыслить системно (основное
понятие-пример-значение материала), помочь ученикам овладеть наиболее продуктивными

методами учебно-познавательной деятельности, научить иx учиться. Использовать схемы,
планы, чтобы обеспечить усвоение системы знаний. Знает не тот, кто пересказывает, а тот, кто
использует на практике, научить ребенка применять свои знания. Творческое мышление
развивать анализом и решением проблемных ситуаций; чаще практиковать творческие задачи
При формировании УУД научить ребенка высказывать свои мысли. Во время его ответа на вопрос задавать
ему наводящие вопросы. Применять различные виды игр, дискуссий и групповой работы для освоения материала,
организовывая групповую работу или в парах, напомнить ребятам о правилах ведения дискуссии, беседы. Приучать
учащегося самого задавать уточняющие вопросы по материалу (например, Кто? Что? Почему? Зачем? Откуда?
ит.д.) переспрашивать, уточнять.
При формировании регулятивных УУД научить учащегося контролировать свою речь при выражении своей
точки зрения по заданной тематике; контролировать, выполнять свои действия по заданному образцу и правилу;
научить адекватно оценивать выполненную им работу, исправлять ошибки.

В познавательной сфере:
• рациональное

•
•
•

•

использование учебной
и
дополнительной технической и технологической
информации для проектирования и создания объектов труда; •оценка технологических свойств сырья,
материалов и областей их применения;
ориентация в имеющихся и возможных средствах и технологиях создания объектов труда;
владение алгоритмами и методами решения организационных и технико-технологических задач;
классификация видов и назначения методов получения и преобразования материалов, энергии, информации,
объектов живой природы и социальной среды, а также соответствующих технологий промышленного
производства;
распознавание видов, назначения материалов, инструментов и оборудования, применяемого в
технологических процессах;

• владение кодами и методами чтения и способами графического представления технической,

технологической и инструктивной информации;
• применение общенаучных знаний по предметам естественно-математического цикла в процессе подготовки и
осуществления технологических процессов для обоснования и аргументации рациональности деятельности;
• владение способами научной организации труда, формами деятельности, соответствующими культуре
труда и технологической культуре производства;
• применение элементов прикладной экономики при обосновании технологий и проектов.

В трудовой сфере:
• планирование технологического процесса и процесса труда;
• подбор материалов с учетом характера объекта труда и технологии;
• проведение необходимых опытов и исследований при подборе сырья, материалов и проектировании объекта
•
•
•
•
•
•
•

труда;
подбор инструментов и оборудования с учетом требований технологии и материальноэнергетических ресурсов;
проектирование последовательности операций и составление операционной карты работ;
выполнение технологических операций с соблюдением установленных норм, стандартов и
ограничений;
соблюдение норм и правил безопасности труда, пожарной безопасности, правил санитарии и гигиены;
соблюдение трудовой и технологической дисциплины;
обоснование критериев и показателей качества промежуточных и конечных результатов труда;
выбор и использование кодов, средств и видов представления технической и технологической информации и

•
•
•
•
•
•

знаковых систем в соответствии с коммуникативной задачей, сферой и ситуацией общения;
подбор и применение инструментов, приборов и оборудования в технологических процессах с учетом областей
их применения;
контроль промежуточных и конечных результатов труда по установленным критериям и показателям с
использованием контрольных и измерительных инструментов;
выявление допущенных ошибок в процессе труда и обоснование способов их исправления;
документирование результатов труда и проектной деятельности;
расчет себестоимости продукта труда:
примерная экономическая оценка возможной прибыли с учетом сложившейся ситуации на рынке
товаров и услуг.

В мотивационной сфере:
• оценивание своей способности и готовности к труду в конкретной предметной деятельности;
• оценивание своей способности и готовности к предпринимательской деятельности;
• выбор профиля технологической подготовки в старших классах полной средней школы или профессии в
•
•
•
•

учреждениях начального профессионального или среднего специального обучения;
выраженная готовность к труду в сфере материального производства или сфере услуг;
согласование своих потребностей и требований с потребностями и требованиями других участников
познавательно-трудовой деятельности; осознание ответственности за качество результатов труда;
наличие экологической культуры при обосновании объекта труда и выполнении работ;
стремление к экономии и бережливости в расходовании времени, материалов, денежных средств и
труда.
В эстетической сфере:

• дизайнерское проектирование изделия или рациональная эстетическая организация работ;
• моделирование художественного оформления объекта труда и оптимальное планирование работ;
• разработка варианта рекламы выполненного объекта или результатов труда;
• эстетическое и рациональное оснащение рабочего места с учетом требований эргономики и научной

организации труда;
рациональный выбор рабочего костюма и опрятное содержание рабочей одежды

В коммуникативной сфере:
Формирование рабочей группы для выполнения проекта с учетом общности интересов и
будущих членов трудового коллектива

возможностей

• выбор знаковых систем и средств для кодирования и оформления информации и в процессе

коммуникации;
оформление коммуникационной и технологической документации с учетом требований
действующих
нормативов и стандартов;
• публичная презентация и зашита проекта изделия, продукта труда или услуги;
• разработка вариантов рекламных образов, слоганов и лейблов; потребительская оценка зрительного
ряда действующей рекламы.

В физиолого-психологической сфере:
• развитие моторики и координации движений рук при работе с ручными инструментами и

выполнении операций с помощью машин и механизмов;

• достижение необходимой точности движений при выполнении различных технологических

операций;
• соблюдение требуемой величины усилия, прикладываемого к инструменту, с учетом технологических
требований;
• сочетание образного и логического мышления в процессе проектной деятельности.

На изучение предмета « Штукатурно-малярное дело» в 9 классах отводится 136 часов в год по
4 часа в неделю.

Календарно-тематическое планирование.
№
1.
1.1
1.2
2.
2.1
2.2
2.3
2.4
3.
4.

1.

Наименование тем и подтем
I четверть
Вводное занятие
Техника безопасности в мастерской
Гигиена труда, производственная санитария,
профилактика травматизма
Общие сведения об отделочных работах
Технология штукатурных работ
Оборудование и инструменты для штукатурных
работ
Материалы для штукатурных работ
Безопасность труда при выполнении штукатурных
работ
Практическое повторение
Самостоятельная работа
Итого

II четверть
Вводное занятие

Кол.часов
32ч
4
2
2

Сроки

Примечание

8
2
2
2
2
12
8
32 ч

32 ч
2

Оштукатуривание стены
Оштукатуривание стены

1.1 Правила поведения в мастерской
2. Общие сведения о зданиях, сооружениях

2
8

2.1 Классификация зданий и сооружений по назначению

2

2.1 Основные части зданий

2

2.2 Материалы для возведения здании

2

2.3 Основные виды строительных работ: земельные,

2

каменные, бетонные, монтажные и т. д.
3

Общие сведения об отделочных работах

6

3.1 Назначения и виды отделочных работ

2

3.2 Последовательность выполнения отделочных работ

2

3.3 Механизация при выполнении отделочных работ

2

4

Технология штукатурных работ

6

4.1 Виды штукатурных работ

2

4.2 Слои штукатурного раствора и их нанесение

2

4.3 Технология нанесения раствора

2

Иметь общие представления
о зданиях

5

Практическое повторение

10

5.1 Слои штукатурного раствора: обрызг, грунтовка

4

5.2 Последовательность операций простой штукатурки

4

5.3 Определение качества штукатурки

2

Итого
III четверть
1

Вводное занятие

1.2 Правила ТБ при работе в мастерской
2

Основные сведения о малярных работах

32 ч
40 ч
2
2
10

2.1 Виды окраски

2

2.3 Способы окраски

2

2.4 Инструменты для малярных работ

2

2.5 Кисти, валики. краскопульт

2

2.6 Уход за кистями, валиками и краскопультом

2

3

Виды красок

12

3.1 Известковые и акриловые краски

2

Краски на водной основе

3.2 Эмали и алкидные краски

2

Краски на основе
растворителей

3.3 Масляные краски

2

3.4 Лаки

2

3.5 Грунтовки, шпатлёвки

2

3.6 Растворители

2

4

Практические работы

12

4.1 Подготовка поверхности к окраске

4

4.2 Непрозрачная окраска заготовки

4

4.3 Работа с лаками

4

5

Работы на нужды школы

4

Итого

40 ч
IV четверть

1

Вводное занятие

32 ч
2

Лики водные и неводные

1.1 Правила поведения в мастерской
2

Работа с обоями

2
10

2.1 Виды обоев, назначение

2

2.2 Выбор цвета обоев

2

2.3 Обои под покраску

2

2.4 Обои для оклеивания потолков

2

2.5 Клеи, клейстеры для наклеивания обоев

2

3

Инструменты и приспособления для обойных работ

2

4

Подготовка поверхности для обоев

8

4.1

Подготовка оштукатуренных стен под обои

4

4.2 Подготовка деревянных стен под обои

4

5

Практическое повторение

6

6

Работа на нужды школы

4

Итого

32 ч

Итого за год

136 ч

Нож, ножницы, валики


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».