факультатив "Семьеведение"9 кл (базовый уровень)

Государственное казенное общеобразовательное учреждение Астраханской
области для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями
здоровья «Енотаевская общеобразовательная школа-интернат»
«РАССМОТРЕНО»

«СОГЛАСОВАНО»

На заседании
педагогического совета
протокол №_____от
28.08.2025 года

с заместителем
директора УР:
____________
И.Б. Алекберова
от ___августа 2025 года

«УТВЕРЖДЕНА»
Директор школы:
_____________
Н.И. Стрелкова
Приказ №______ от
28.08. 2025 года

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
факультатива «Семьеведение»
9 класс
(2025-2026 учебный год)

Рабочую программу составила:
Кирсанова Т.И, педагог-психолог,
высшей квалификационной
категории.

Енотаевка-2025 г
Пояснительная записка

Программа составлена на основании программно-методического
обеспечения для 9-х классов пособие для учителя/ В. Гребенникова "Основы
семейной жизни" под ред. А.М. Щербаковой, Н.М. Платоновой. – М.: Гуманитар.
изд. центр ВЛАДОС, 2006 с учетом ФГОС среднего (полного) общего
образования.
Подготовка молодёжи к жизни в сложившихся социально-экономических
условиях является одной из наиболее актуальных проблем современной школы.
Определение молодыми людьми своей социальной и личностной позиции
взрослого человека в системе межличностных отношений и построение
долговременной перспективы жизни – профессиональной, гражданской,
семейной занимает одно из главных мест в развитии личности старшеклассника.
Активные пробы взрослой позиции начинаются молодыми людьми в
период пребывания за школьной партой. При этом усвоение образцов
полоролевого поведения, формирование образа семьи и готовности вступления в
брак являются основными условиями успешной адаптации к взрослой жизни.
Вместе с тем социально-психологическая практика показывает, что многие
старшеклассники испытывают затруднения в установлении эмоционально
значимых межличностных отношений, в выборе типа полоролевого поведения, в
осознании своих планов на будущее, в частности семейной жизни. Проблема
жизненного самоопределения в области семейной сферы жизнедеятельности
является особенно актуальным в связи с тем, что одной из основных функций
семьи как малой социальной группы, члены которой связаны брачными или
родственными отношениями, общностью быта, взаимной помощью и моральной
ответственностью, является обеспечение развития личности в течение жизни
человека, а также передача духовно-нравственного и культурного наследия
новому поколению. Особенности семьи, ее духовное и моральное здоровье во
многом определяют характер человека, эффективность воспитания
подрастающего поколения и в конечном итоге развитие всего общества.
Программа «Семьеведение» направлена на оказание психологопедагогической поддержки старшеклассникам в ситуации семейного
самоопределения, расширение жизненной перспективы личности учащихся,
оказание помощи в построении жизненных планов и образа будущей семьи с
учетом построение образовательного процесса с учётом индивидуальных,
возрастных, психологических, физиологических особенностей обучающихся.
Курс занятий расширяет кругозор учащихся, акцентирует внимание на
важнейших социально-психологических явлениях при формировании личности,
актуализирует вопросы адаптированности, жизненного самоопределения и
саморазвития. Предлагаемая программа построена с учетом информационной
нагрузки школьников и возрастных особенностей.
Программа рассчитана на 34 учебных часа.
Курс состоит из мини-лекций, практических занятий с элементами ролевых
игр.
Срок обучения: 34 учебных недель
Режим занятий: 1 час в неделю

Методы и формы обучения:теоретические блоки, отработка социальнопсихологических навыков общения и взаимодействия, практические блоки с
элементами ролевых игр, самодиагностика, групповые дискуссии.
В программе использованы различные типы занятий, на которых учащиеся
знакомятся с необходимыми теоретическими сведениями, выполняют
практические задания (проблемно-поисковые задачи, ролевые игры, проблемные
ситуации, упражнения, направленные на развитие рефлексии и навыков
социального
взаимодействия,
элементы
тренинга,
дискуссии).
Предусматривается также использование таких активных методов обучения как
эвристическая беседа, практический семинар, проблемное изложение учебного
материала. Каждое занятие по дидактической задаче является комбинированным
с элементами лекционного и практического блоков.
Задача педагога, ведущего этот курс, состоит в том, чтобы ориентировать
учащегося на осознание и принятие традиционных ценностей семьи,
российского гражданского общества, многонационального российского народа,
человечества, осознающего свою сопричастность к судьбе Отечества.
Вопросы сексуального просвещения не входят в содержание данного
курса.
Курс “Семьеведение” может стать средоточием духовно-нравственного
образования и воспитания, обращенного к насущным жизненным задачам
юношества. Ведь семья - это жизненный центр, взращивающий в душе человека
вечные ценности добра, красоты, разумности и любви.
Содержание программы.
Введение.
Содержание, цели и задачи курса “Семьеведение”. Связь курса с другими
учебными предметами.
Семья в свете духовно - нравственных и культурных традиций общества.
Семья в различных культурах.
Прочность семьи, основанной на традиционных духовно-нравственных
ценностях. Неустойчивость современной семьи вследствие утраты
традиционных духовно-нравственных ценностей.
История и традиции русской семьи. Русские обряды и семья:
благословение, обручение, венчание, семейные иконы.
Нравственные нормы брака в христианской культуре.
Десять заповедей как основа христианской нравственности. Основные
нормы брака: свободное избрание по взаимной любви; пожизненность
супружеских уз; супружеская верность, добрачное целомудрие жениха и
невесты; рождение и воспитание детей как цель брака; семья - “малая Церковь”,
глава которой - муж. Жертвенная любовь как основание всех норм брака.
Разрушительные последствия девальвации норм христианского брака.
Личность и семья.
Основы самоорганизации личности.
Цели, задачи, методы и приемы самостоятельной работы над собой,
самовоспитание воли, характера, памяти и внимания.
Самооценка и уровень притязаний.

Самовоспитание. Самооценка, ее адекватность. Виды самооценки.
Последствия неадекватной самооценки. Стремление к совершенствованию и
самокритичность. Стыд и совесть как побудители духовно-нравственного
развития личности. Различение добра и зла. Свобода выбора. ПЗ – выявление
уровня самооценки.
Внушаемость.
Основные понятия внушаемости, действие религиозных сект, гипноз,
жажда чуда, установки. Тест "Поддаетесь ли вы чужому мнению?"
Роль семьи в воспитании личности.
Важнейшая задача семьи - формирование личности, раскрытие лучших
ее способностей. Влияние родителей и старших членов семьи на формирование
у подрастающего человека смысла и цели жизни, развитие его способностей.
Уклад семейной жизни, сплоченность семьи как основа выработки
ценностных ориентаций подрастающего человека. Хранение семьей духовнонравственных традиций предшествовавших поколений. Воспитание чувства
долга в семье. Уважение к матери, отцу, дедушке и бабушке. Обязанности
старшеклассников перед младшими членами семьи. Воспитание в семье
нравственной чистоты и целомудрия как залог продолжения рода, его духовнонравственного и физического здоровья.
Особенности межличностных отношений юношества.
Психология межличностных отношений.
Понятие о межличностных отношениях. Отношения деловые и личные.
Черты характера, необходимые для полноценного общения. Тактичность и
сдержанность. Искренность. Принципиальность. Доброжелательность.
Культура общения. Умение слушать человека, уважение его взглядов,
мыслей, способность и стремление понимать мысли и переживания другого
человека, прощать его недостатки.
Конфликтные ситуации, возникающие в процессе общения, возможные
способы их разрешения.
Нравственные основы взаимоотношений юношей н девушек.
Воспитанность, благородство и самообладание, скромность, вежливость,
доброта, отзывчивость, уважительное отношение к окружающим, к старшим,
самоотверженность.
Современный юноша. Понятие о мужественности. Долг юноши оберегать и охранять достоинство и честь девушки. Искаженные представления
о мужественности.
Современная девушка. Понятие о женственности. Непреходящие
ценности женского характера. Девичья честь и достоинство. Особая роль
девушки в создании здорового климата в коллективе. Ложное отношение к
женственности.
Этические нормы и правила “хорошего тона” во взаимоотношениях
юношей и девушек.
Девушка и юноша - будущие мать и отец, воспитатели детей, хранители
семейного очага.
О товариществе и дружбе.

Товарищество и дружба как человеческие потребности и социальные
ценности. Товарищ - человек, близкий по сходству взглядов, по совместной
деятельности. Дружба - высшая степень товарищества. Общность интересов,
убеждений, устремлений, взаимная симпатия, готовность оказать помощь другу,
разделить радость и неудачу, поступиться ради друга собственным
благополучием и др.
Дружба – школа любви.
Дружба как школа общения, самовоспитания и любви. Дружба истинная и
ложная.
Товарищеские отношения и дружба между юношами и девушками.
Любовь как высшее человеческое чувство.
Духовная природа любви. Потребность быть любимым и способность
любви, бескорыстной самоотдачи. Способность любви как выражение высшего
уровня развития личности.
Особенности материнской и отцовской любви. Любовь как глубокое
чувство между членами семьи и близкими людьми.
Вдохновляющая, творческая сила любви. Первая любовь. Особенности
юношеской романтической любви. Идеал и идеализация человека; их
различение. Умение различать любовь и другие чувства - симпатию, интерес,
влюбленность, увлечение, влечение. Соотношение дружбы и любви. Любовь
как основа брака. Мудрость любви: способность видеть незримую для других,
неповторимую индивидуальность любимого человека. Мужчина и женщина.
Мы такие разные.
Различие между мужчиной и женщиной: физиологические,
психологические и нравственные. Роли мужчин и женщин в семье. Воспитание
культуры чувств - дружбы и любви. Духовная ранимость друзей и любящих;
необходимость бережного отношения к дружбе и любви. Стремление к полноте
единства. Целомудрие - полнота мудрости.
Необходимость беречь взаимное чувство, не оскорблять его капризами,
самолюбием, недоверием, требованием “доказательств”; уметь выразить свое
чувство в уважении, внимании, верности, тактичном предпочтении своего
любимого (любимой) всем другим. Быть готовым защищать, если потребуется,
честь и достоинство любимого (любимой). Взаимовоспитание любящих.
Счастливая пора юности, ее красота и неповторимость.
Необходимость глубокой проверки своих чувств. Знакомство с друзьями,
близкими, родителями любимого (любимой) как знак уважения к ним,
серьезного отношения к выбору будущего супруга (супруги).
Брак и семья
Что такое готовность к браку.
Брачный возраст. Осознание молодыми людьми того, что они берут на
себя определенные обязательства друг перед другом, ответственность за
будущую семью, будущих детей. Понимание духовно-нравственной и правовой
основы брака. Мотивы вступления в брак: любовь, желание создать семью,
вырастить и воспитать детей как ведущие мотивы заключения брака.

Психологическая готовность молодежи к браку. Наличие у будущих
супругов глубокого чувства любви, уважения, доверия, взаимной преданности.
Общность их взглядов на содержание семейной жизни, идеал семейного
счастья. Распределение ролей и обязанностей в семье. Готовность уступить,
простить оплошность, помочь супругу (супруге) достойно преодолевать
трудности. Направленность на другого человека, способность считаться с его
индивидуальными особенностями, ценить и уважать его творческие
стремления.
Какой брак надежнее? Дискуссия "Какой брак надежнее - по любви или по
расчету?".
Просмотр фрагмента из фильмов "Самая привлекательная и обаятельная",
"Влюблен по собственному желанию".
Замужество и женитьба.
Понятия "брак", "супружество", "муж", "жена". Предложение о вступлении в
брак. Виды браков. Гражданский брак. Венчание. Время подачи заявлений в
ЗАГС. Испытательный срок. Жених и невеста. Психологические сложности
добрачного периода. Под звуки Мендельсона.
Семья и ее функции.
Основная функция семьи - продолжение человеческого рода, рождение и
воспитание детей. Необходимость сочетания интересов семьи с интересами
общества. Важность наличия в каждой семье нескольких детей. Роль семьи в
жизни общества и укреплении государственности.
Особенности молодой семьи.
Супружество - новый этап межличностных отношений. Обязанности
молодых супругов друг перед другом, перед родителями, родственниками и
близкими. Сходство основных ценностных ориентаций супругов как условие
гармонии супружеских отношений. Создание круга общих друзей.
Необходимость душевного труда в создании семьи и сохранении
благоприятного семейного климата.
Начальный период брака. Изменение привычного образа жизни,
сложившегося до брака. Возникновение чувства “мы”. Взаимное освоение
вкусов, особенностей и привычек друг друга. Проблема “главенства” в семье.
Сопереживание в трудностях и радостях.
Развитие добрых отношений с родителями обоих супругов, их друзьями и
знакомыми. Типичные причины конфликтов в первые годы брака (борьба
самолюбий, столкновения характеров, борьба за главенство в семье и др.)
Семья, ждущая ребенка. Здоровый образ жизни как условие рождения
здорового ребенка, вредность алкоголя и никотина. Подготовка к принятию в
семью нового человека. Психологические проблемы, связанные с рождением
ребенка. Перестройка семейной структуры. Новый бюджет времени и средств.
Внимание к молодой матери. Влияние внутриутробного периода в жизни
ребенка на его дальнейшее развитие. Момент зачатия - начало жизни человека.
Пробуждение чувства материнства и отцовства.

Несколько детей в семье. Влияние детей на развитие личности родителей.
Обогащение нравственно-эмоциональной сферы родителей в связи с
воспитанием детей.
Этапы развития семьи.
Средний и старший супружеский возраст. Эволюция отношений и чувств
в разные периоды супружества.
Семейный досуг. Организация семейного досуга. Культура досуга. Игры,
телевидение, книги, хобби членов семьи. Домашние чтения. Домашние
концерты, спектакли. Совместные поездки, походы. Праздники. Подарки в
семье. Вечерние беседы о прожитом дне. Семейные советы. Урок - ролевая игра
"Семейные посиделки".
Основы семейной жизни.
Семейные роли.
Понятие семейной роли. Конвенционные и межличностные роли. Типы
распределения семейных ролей. Структура семейных подсистем.
Семейное благополучие . Понятия «психологический климат», «семейное
благополучие». Виды совместимости. Законы совместимости. Психология
супружеской совместимости.
Качества семьянина.
Любовь к окружающим людям, направленность на другого человека,
способность к браку. Адекватные брачно-семейные представления. ПЗ –
методика оценки старшеклассниками самих себя как будущих членов семьи.
Семейные правила.
Правила, заданные социумом и культурой. Уникальные семейные правила.
Семейные мифы.
Нарушения функционирования семейной системы.
Факторы и стрессоры, осложнения отношений: нарушение представлений о
семье и ее членах, нарушение межличностной коммуникации, нарушение
механизмов интеграции, структурно-ролевого аспекта жизнедеятельности
семьи.
Конфликты в семье. Конфликты в семье, их причины и следствия.
Одиночество в семье. Профилактика нарушений семейных отношений.
Развод и его последствия.
Развод. Причины и последствия развода. Депрессия и пути выхода из нее.
Вторичные браки.
Семья и дети.
Ребенок в доме.
Ожидание ребенка. Появление ребенка в доме. Периодизация детства. Детствооснова жизненного успеха.
Воспитание в семье
Сущность семейного воспитания. Тактики семейного воспитания. Авторитет
родителей и его слагаемые. Родительская любовь. Советы педагогов и
психологов родителям (Макаренко А.С., Сухомлинский В.А., Корчак Я. и др.).
Секреты воспитания по М. Поппинс.
Стили общения родителей с детьми.

Авторитарный и демократический стили общения родителей с детьм
Общение родителей и детей в семье.
Позиции в общении родителей и детей. Манипуляции в общении:
манипулятивные способы детей, манипулятивные способы родителей
Ошибки родителей. Практическое занятие.
Ошибки родителей в воспитании детей и их последствия. Одиночество ребенка
как результат неверного стиля обучения и воспитания. Детские неврозы и их
причины. Беспричинное чувство вины. Жестокость родителей и ее последствия
для детей и их будущего. Алкоголизм родителей.
Ошибки родителей. Просмотр фильма «Похороните меня за плинтусом»
Беседа по фильму.
Конфликты родителей и детей.
Трудности в воспитании детей. Проблемы подросткового возраста. Юношеский
возраст. Конфликты родителей и детей. Их причины и пути выхода из
конфликтных ситуаций.
Одаренный ребенок.Понятие о способностях. Детская одаренность: понятие,
признаки одаренности. Специфика работы с одаренными детьми.
Нестандартный ребенок.
Заключительное занятие. Поведение итогов курса.
Список литературы.
1
2
3

4
5
6

7
8
9

10

Гребенников И.В. Основы семейной жизни: учебное пособие для
студентов пед. ин-тов. – М.: Просвещение, 2005.
Истратова О.Н., Эксакусто Т.В. Справочник психолога средней школы
(2-е изд.) / Серия "Справочники". – Ростов н/Д: "Феникс", 2004.
Ковалев С.В. Психология современной семьи: Информ.-метод.
материалы к курсу "Этика и психология семейной жизни": Кн. для
учителя. – М.: Просвещение,2008.
Кон И.С. Психология ранней юности: Кн. для учителя. – М.:
Просвещение, 2009.
Малкина-Пых И.Г. Семейная терапия. – М.: Изд-во Эксмо, 2005.
Особенности обучения и психического развития школьников 13 – 17 лет/
Под ред. И. В. Дубровиной, Б. С. Круглова; науч.-исслед. ин-т общей и
педагогической психологии Акад. пед. наук СССР. – М.: Педагогика,
1988.
Панкова Л.М. У порога семейной жизни: Кн. для учителя. – М.:
Просвещение, 2011.
Петровский А.В. Что мы знаем и чего не знаем о себе? – М.: Педагогика,
2006.
Пономаренко Л.П., Белоусова Р.В. Основы психологии для
старшеклассников: Пособие для педагога: В 2 ч. – М.: Гуманит. изд.
Центр ВЛАДОС, 2003.
Семейный Кодекс Российской Федерации.

11 Фридман Л.М. Педагогический опыт глазами психолога: Кн. для

учителя. – М.: Просвещение, 2007.
12 Фридман Л.М., Волков К.Н. Психологическая наука – учителю. – М.:
Просвещение, 2009.
13 Фридман Л.М., Пушкина Т.А., Каплунович И.Я. Изучение личности
учащегося и ученических коллективов: Кн. для учителя. – М.:
Просвещение, 2008.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».