Государственное казённое общеобразовательное учреждение Астраханской области для обучающихся, воспитанников с
ограниченными возможностями здоровья
«Енотаевская общеобразовательная школа-интернат»
«Рассмотрено»
на заседании педагогического совета
Протокол № ___ от
«____»____________2025 г.
«Согласовано»
С заместителем директора школы по УВР
И.Б. Алекберова
«____»____________2025 г.
«Утверждена»
Директор школы
___________________________
Н.И. Стрелкова
Приказ №____
«___»_______________2025 г.
Рабочая программа
по чтению и развитию речи
5 класс
на уровень основного общего образования
(базовый уровень)
Разработана:
Крыловой Ириной Валерьевной
учителем русского языка и технологии
высшей квалификационной категории
Енотаевка 2025 год
Государственное казённое общеобразовательное учреждение Астраханской области для обучающихся, воспитанников с
ограниченными возможностями здоровья
«Енотаевская общеобразовательная школа-интернат»
«Рассмотрено»
на заседании МО учителей
Протокол№__________
От «____»____________2025 г.
«Согласовано»
с заместителем директора школы по УР
«Утверждено»
Директор школы
И.Б. Алекберова
Н.И. Стрелкова
Приказ №_____
«____»____________2025г.
«___»_______________2025 г.
Календарно-тематическое планирование
по предмету «Чтение»
5 класс
на 2025-2026 учебный год.
Разработана
Крыловой Ириной Валерьевной
учителем русского языка и чтения
высшей квалификационной категории
Енотаевка 2025 год
Федеральная рабочая программа по учебному предмету "Чтение (литературное чтение)" предметной области
"Язык и речевая практика" (V - IX классы) включает пояснительную записку, содержание обучения,
планируемые результаты освоения программы по предмету.
1. Пояснительная записка.
Изучение учебного предмета "Чтение (литературное чтение)" имеет своей целью развитие коммуникативно-речевых навыков и
коррекцию недостатков мыслительной деятельности.
Достижение поставленной цели обеспечивается решением следующих задач:
совершенствование навыка полноценного чтения как основы понимания художественного и научно-познавательного текстов;
развитие навыков речевого общения на материале доступных для понимания художественных и научно-познавательных текстов;
развитие положительных качеств и свойств личности;
2. Содержание учебного предмета "Чтение (литературное чтение)".
2.1. Содержание чтения (круг чтения): произведения устного народного творчества (сказка, былина, предание, легенда).
Стихотворные и прозаические произведения отечественных и зарубежных писателей XIX - XXI вв. Книги о приключениях и
путешествиях. Художественные и научно-популярные рассказы и очерки. Справочная литература: словари, книги-справочники,
детская энциклопедия.
2.2. Примерная тематика произведений: произведения о Родине, героических подвигах во имя Родины, об отношении человека
к природе, к животным, труду, друг другу; о жизни обучающихся, их дружбе и товариществе; о нравственно-этических понятиях
(добро, зло, честь, долг, совесть, жизнь, смерть, правда, ложь).
2.3. Жанровое разнообразие: народные и авторские сказки, басни, былины, легенды, рассказы, рассказы-описания,
стихотворения.
2.4. Ориентировка в литературоведческих понятиях:
литературное произведение, фольклор, литературные жанры (сказка, былина, сказ, басня, пословица, рассказ, стихотворение),
автобиография писателя;
присказка, зачин, диалог, произведение;
герой (персонаж), гласный и второстепенный герой, портрет героя, пейзаж;
стихотворение, рифма, строка, строфа;
средства выразительности (логическая пауза, темп, ритм);
элементы книги: переплет, обложка, форзац, титульный лист, оглавление, предисловие, послесловие.
2.5. Навык чтения: чтение вслух и про себя небольших произведений и целых глав из произведений целыми словами.
Выразительное чтение произведений. Формирование умения самоконтроля и самооценки. Формирование навыков беглого
чтения.
2.6. Работа с текстом. Осознание последовательности смысла событий. Выделение главной мысли текста. Определение мотивов
поступков героев. Сопоставление и оценка поступков персонажей. Выявление авторской позиции и собственного отношения к
событиям и персонажам. Деление текста на части и их озаглавливание, составление плана. Выборочный, краткий и подробный
пересказ произведения или его части по плану.
2.7. Внеклассное чтение. Самостоятельное чтение книг, газет и журналов. Обсуждение прочитанного. Отчет о прочитанном
произведении. Ведение дневников внеклассного чтения (коллективное или с помощью педагогического работника).
Планируемые предметные результаты освоения учебного предмета "Чтение (литературное чтение)".
Минимальный уровень:
правильное, осознанное чтение в темпе, приближенном к темпу устной речи, доступных по содержанию текстов (после
предварительной подготовки);
определение темы произведения (под руководством педагогического работника);
ответы на вопросы педагогического работника по фактическому содержанию произведения своими словами;
участие в коллективном составлении словесно-логического плана прочитанного и разобранного под руководством
педагогического работника текста;
пересказ текста по частям на основе коллективно составленного плана (с помощью педагогического работника);
выбор заголовка к пунктам плана из нескольких предложенных;
установление последовательности событий в произведении;
определение главных героев текста;
составление элементарной характеристики героя на основе предложенного плана и по вопросам педагогического работника;
нахождение в тексте незнакомых слов и выражений, объяснение их значения с помощью педагогического работника;
заучивание наизусть 7 - 9 стихотворений;
самостоятельное чтение небольших по объему и несложных по содержанию произведений для внеклассного чтения, выполнение
посильных заданий.
Достаточный уровень:
правильное, осознанное и беглое чтение вслух, с соблюдением некоторых усвоенных норм орфоэпии;
ответы на вопросы педагогического работника своими словами и словами автора (выборочное чтение);
определение темы художественного произведения;
определение основной мысли произведения (с помощью педагогического работника);
самостоятельное деление на части несложного по структуре и содержанию текста;
формулировка заголовков пунктов плана (с помощью педагогического работника);
различение главных и второстепенных героев произведения с элементарным обоснованием;
определение собственного отношения к поступкам героев (героя), сравнение собственного отношения и отношения автора к
поступкам героев с использованием примеров из текста (с помощью педагогического работника);
пересказ текста по коллективно составленному плану;
нахождение в тексте непонятных слов и выражений, объяснение их значения и смысла с опорой на контекст;
ориентировка в круге доступного чтения, выбор интересующей литературы (с помощью взрослого), самостоятельное чтение
художественной литературы;
знание наизусть 10 - 12 стихотворений и 1 прозаического отрывка.
Рабочая программа по чтению рассчитана на 136 часов , 4 часа в неделю
Тематическое планирование уроков чтения и развития речи в 5 классе
(4 часа в неделю)
I четверть(32ч)
Тема
Дата
Кол-во Формируемые Материалы и
часов
представления оборудование
Содержание,
виды деятельности
Устное народное творчество
1.Вводное занятие.
Инструктаж по
О.Т. Считалки.
1
Считалки
Сборник
«Устное
народное
творчество»,
презентация
Зн-во с у.н.тв. – считалки
рассказывание считалок, чтение
данных, распределение в ней ролей,
определение настроения считалки.
(стр.3)
2. Заклички –
приговорки.
1
Заклички –
приговорки.
Сборник
«Устное
народное
творчество»,
презентация
Что такое заклички, ра-та с текстом:
нахождение слов – обращений.
Рассказывание известных закличек,
чтение данных.(стр.3-4) понятие слова
потешки, подбор родственных слов,
замена близких по значению. Чтение по
ролям. (стр.4-5)
Потешки.
Потешки.
3. Загадки.
1
Пословицы и
поговорки.
Загадки.
Пословицы и
поговорки.
Сборник
«Устное
народное
творчество»,
презентация
Чтение и объяснение смысла посл. И
поговорок, выбор пословиц и
поговорок по теме. Объяснение
смысла. Название известных пословиц
и поговорок.(стр.5-8)
4. Сказки. «Никита
Кожемяка» русская народная
сказка.
1
Сказки.
Сборник
«Устное
народное
творчество»,
презентация
Чтение сказки. Работа над
содержанием. Р-та с иллюстрацией.
Добро и зло в сказке – построение
сказки. Пересказ сказки. (стр.11-14).
5. «Как наказали
медведя» тофаларская
сказка.
1
Сказки.
Сборник
«Устное
народное
творчество»,
презентация
Чтение сказки. Р-та над содержанием.
Выделение правды и вымысла.
Пересказ содержания. (стр.14-15)
6. «Золотые руки»
- башкирская
сказка.
1
Сказки.
Сборник
«Устное
народное
творчество»,
презентация
Чтение сказки. Выборочное чтение. Рта над содержанием. Составление
словесного портрета. Р-та с
иллюстрацией. Пересказ содержания.
(стр.15-18)
7. «Морозко» русская сказка.
2
Сказки.
Сборник
«Устное
народное
Чтение и р-та над сод-ем сказки.
Сравнение героев. Пересказ от своего
имени. Подбор слов, хар-щих героев. Рта с иллюстрацией. Пересказ
творчество»,
презентация
смысловых частей. самост. чтение.
Объяснение слов и выражений и замена
их близкими по значению. (стр.18-24)
8. «Два мороза» русская сказка.
2
Сказки.
Сборник
«Устное
народное
творчество»,
презентация
Чтение по ролям, пересказ содержания,
сравнение героев, р-та с иллюстрацией.
(стр24-27)
9. «Три дочери» татарская сказка.
1
Сказки.
Сборник
«Устное
народное
творчество»,
презентация
Р-та над содержанием. Чтение по
ролям. Пересказ, работа с пословицей.
(стр.27-28)
10. «Сказка о
мертвой царевне и
о семи богатырях»
А. Пушкин.
2
Сказки.
Сборник
«Устное
народное
творчество»,
презентация,
мультфильм
Выборочное чтение. Сопоставление
внешности и характера героев. Р-та над
содержанием. Определение хар-ра
сказки. Словарная р-та: истор-ие слова
– индо, очи, молвить. Р-та с
иллюстрацией. Чтение сказки. (стр.2940)
11. «Серая шейка»
- по Д. Мамину –
Сибиряку.
5
Сказки.
Сборник
«Устное
народное
творчество»,
презентация,
мультфильм
Чтение и пересказ близко к тексту;
анализ изм. В природе поздней осенью:
озоглавливание частей; р-та с
иллюстрацией, заучивание наизусть
прозаических кусков; подбор словаря к
заданному отрывку; пересказ по плану;
словарная работа; чтение по ролям;
расположение пунктов плана в нужной
последовательности. (стр.41-51)
1
Сказки,
загадки,
потешки,
заклички,
пословицы,
поговорки
Сборник
«Устное
народное
творчество»,
презентация,
мультфильм
Анализ видов произведений раздела,
чему учат пословицы и поговорки,
народные сказки. Сочинение сказки,
сравнение народной и литературной
сказки, составление рассказа на тему
«почему я люблю сказки. (стр.51-52).
I часть
II - III часть
IV - часть
V - часть
12 Обобщающий
урок по теме
«Устное народное
творчество».
Картины родной природы
13. Лето.
«Июнь» Г.
Скребицкий.
1
Приметы лета,
июнь. Красота
русской
природы
Презентация,
иллюстрации
Словарная работа. Работа над сод-ем.
Составление словесной картины «Лес
летом». (стр.53-54).
1
Приметы лета.
Красота
русской
природы
Презентация,
иллюстрации
Выразительное чтение; заучивание
наизусть; словарная р-та,
обоснование своих ответов. (стр.5455).
4
Приметы лета,
июль.
Презентация,
иллюстрации
Выборочное чтение. анализ
прочитанного. Озаглавливанием
частей. передача содержания
оценивание поступков героев, р-та с
иллюстрацией. (стр.55-61).
16.«Березка» - А.
Прокофьев.
1
Приметы лета.
Красота
русской
природы .
Презентация,
иллюстрации
Составление словесной картины,
слов. р-та, выразительное
чтение, заучивание наизусть. (стр.6162)
17. «Вот и клонится
лето к закату» Ю.
Гордиенко.
1
Приметы лета, Презентация,
август. Красота иллюстрации
русской
природы.
Выразительное чтение; р-та над
средствами выр-ти в ст-нии. (стр.6263)
18. Обобщающий
урок по теме
«Лето».
1
Приметы лета.
Красота
русской
природы
Чтение понр-ся произведений
составление рассказа (стр.63)
описание местности, составление
рассказа по плану, р-та с загадками и
пословицами, р-та с иллюстрациями.
14. «…Ярко солнце
светит, ..» И.
Суриков.
15. «Июльская
гроза»
А. Платонов.
1ч., 2ч.,3ч.,4ч.
Осень
1
Приметы
осени.
Красота
русской
природы
Презентация,
иллюстрации,
телевизор,
носитель
информации
Составление рассказа из личных
наблюдений, составление кратких
ответов, р-та с приметами осени,
словарная р-та. (стр.64-65)
20. «Золотая осень»
по И. СоколовуМикитову.
1
Приметы
осени.
Красота
русской
природы
Презентация,
иллюстрации,
телевизор,
носитель
информации
Выборочное чтение. Средства
описания, словарная р-та, сравнение
средств выр-ти художника и
писателя, расположение пунктов
плана в нужной последовательности.
(стр.66-67)
21. «Осень» К.
Бальмонт.
1
Приметы
осени.
Красота
русской
природы
Презентация,
иллюстрации,
телевизор,
носитель
информации
Заучивание наизусть, словарная р-та.
(стр.68)
22. Внеклассное
чтение. Сказки
народов мира.
1.
Презентация,
иллюстрации,
телевизор,
носитель
информации
Чтение, пересказ
19. «Сентябрь» по
Г. Скребицкому.
ІІ четверть(32ч)
№
Тема
1
«Добро
пожаловать»
По Г
Скребицкому
2
«Осенние
грусти…» по
В Астафьеву
Дата
КолФормируемые
во
представления
часов
Материалы и
оборудование
Содержание, виды работ.
1
Красный денёк, Иллюстрации,
манок.
презента
ция.
Выборочное чтение, работа по
иллюстрации, озаглавливание,
деление текста на части, составление
плана , пересказ, работа над
выражениями. (стр69-71)
1
Изменения в
природе
осенью.
Презента
ция, иллюстра
ции.
Выборочное чтение, описание
возникшей картины.
3
«Первый
снег» И.
Бунин.
1
Признаки
зимы, пурпур.
Носитель
информа
ции, телевизор.
Краткое описание возникшей
картины; описание и пересказ своих
наблюдений; выборочное чтение;
заучивание наизусть. (стр 73)
4
Обобщающий
урок по теме
«Осень».
1
Приметы
осени, золотая
осень.
Презента
ция, иллюстра
ции, носитель
информа
ции, телевизор.
Беседа по изученным пр-ям;
составление устного рассказа на тему
«Наступает осень»; работа с
иллюстрацией. (стр 74)
5
О друзьяхтоварищах.
«Колючка»
Ю. Яковлев.
2
Дружелю
бие, решитель
ность,
справедли
Иллюстрации,
презента
ция.
Выборочные ответы; анализ текста;
выборочные части; работа с
иллюстрацией; составление плана
вость.
1
Презента
ция.
6
«Рыцарь
Вася» Ю.
Яковлев.
7
«Витя Малеев
в школе и
дома» Н.
Носов.
2
Дружба, ябеда.
Иллюстрации,
носитель
информа
ции, телевизор.
Чтение диалога; анализ текста;
пересказ отрывков; работа с
иллюстрацией. (стр 83-87)
8
«Фосфоричес
кий мальчик»
В. Медведев.
2
Скром
ность, хвастли
вость, фосфор.
Презента
ция.
Анализ текста; выборочный пересказ;
работа над выражениями. (стр 88-91)
9
«Дорогой
подарок»
Л. Воронкова.
2
Благодар
ность,
полдюжины
Иллюстрации,
носитель
информа
ции, телевизор.
Постановка вопроса; ответы на
поставленные вопросы; анализ
текста; работа с иллюстрацией;
подробный пересказ; озаглавливание
частей и запись их в виде плана;
краткий пересказ всего рассказа;
выделение главной мысли. (стр 92-96)
1
Учитель-друг.
Носитель
информа
ции, телевизор.
Работа с текстом; выборочное чтение;
выразительное чтение – выделение
10
«Твой друг»
Я. Аким.
Герой, рыцарь,
тюфяк.
рассказа; передача содержания
рассказа по плану. (стр 75-79)
Сравнение поступков и анализ;
почему рассказ назван так;
озаглавление части рассказа;
выборочный пересказ. (стр 80-83)
голосом слов, в которых заключен
главный смысл. (стр 96-97)
11
Обобщающий
урок по теме
«О друзьяхтоварищах».
1
Дружба.
Иллюстрации,
презента
ция.
Работа с иллюстрациями;
соотнесение пословиц с
прочитанными рассказами. (стр 98)
12
Басни И.
Крылова
«Ворона и
лисица»
1
Басня, лесть.
Иллюстрации,
носитель
информа
ции, телевизор.
Смысл басни, от чего они
предостерегают; словарная работа;
выборочное чтение; соотнесение слов
героев с их внешним видом. (стр 99101)
13
«Щука и кот»
1
Хвас
товство, амбар,
пирожник.
14
«Квартет»
1
Листы бумаги,
цветные
карандаши
Самоувереннос Носитель
ть, квартет, бас, информа
альт, скрипка.
ции, телевизор,
иллюстра
ции.
Работа над выражениями;
выразительное чтение; рисование
картинки к басни; нахождение слов,
выражающих смысл басни. (стр 101102)
Анализ прочитанного; выборочное
чтение; работа с иллюстрацией; кого
имел в виду автор изображая
животных; нахождение главных слов;
заучивание выборочное; чтение басни
по ролям. (стр 102-104)
15
Обобщающий
урок по теме
«Басни
И. Крылова».
1
Басня, мораль.
Иллюстрации,
носитель
информа
ции, телевизор.
Викторина. (стр 104)
16
Спешите
делать добро.
«Будущий
олимпиец»
Н. Хмелик.
1
Олимпиец,
заботливое
отношение
Иллюстрация,
презента
ция, сюжетные
картинки.
Передача содержания по вопросам;
сравнение поступков героев; работа с
поговоркой. (стр 105-108)
17
«Слепой
домик»
О. Бондарчук.
1
Мило
сердие, ставни.
Презента
ция.
Выявление характера произведения;
характеристика героев; сравнение
героев рассказа «Будущий олимпиец»
и «Доброе дело»; выделение главного
в рассказе; пересказ. (стр 108-110)
4
Горькая
старость,
доброта.
Сундук.
Иллюстрации,
носитель
информа
ции, телевизор.
Анализ содержания; ответы на
вопросы с обоснованием; подбор
слов, определяющих отношение;
пересказ; работа с иллюстрацией;
чему учит рассказ. (стр 110-112, 112114, 114-115, 115-117)
Между
рядье
Мотыжить
Работа над содержанием; выборочное
чтение; ответы на вопросы с
обоснованием; пересказ; словарная
работа; анализ рассказа; пересказ
18
«Бабка»
В. Осеева.
19
«Сухой хлеб»
А. Платонов.
2
Коврига,
мотыжить,
междурядье
Сострада
ние, «большое
сердце»,
«сухой хлеб»,
20
«Люся»
В. Распутин.
понравившегося эпизода. (стр 118121, 121-124)
1
Послевоен
ные годы.
Доброта.
Вожжи.
Презента
ция.
Время описанное в рассказе;
выборочное чтение; составление
портрета; работа над
выразительностью чтения; деление
рассказа на части и озаглавливание.
(стр 124-127)
1
Важность
труда,
труженик.
Носитель
информа
ции, телевизор.
Анализ ст-ния; работа с пословицей
над выделением главной мысли стния. (стр 127-128)
21
«Труд» В.
Брюсов.
22
«Огромное
небо»
Р. Рождест
венский.
1
Любовь к
людям,
самопожертвов
ание.
Эскадрилья.
Аудио
Работа над содержанием; выборочное
запись, носитель чтение; характер произведения; чему
информа
учит ст-ние. (стр 129-130)
ции, телевизор.
23
Обобщающий
урок по теме
«Спешите
делать
добро».
2
Добро.
Посло
вицы, иллюстра
ции.
III четверть (40ч)
Викторина. (стр 130)
№ Тема
1
Дата
Повторный
инструктаж по
ТБ и ПБ.
Зима.
Ф.Тютчев.
Формируе
Колво
мые представле
часов
ния
3
4
5
Г.
Скребицкий.
К зиме.
К. Бальмонт.
Всяк посвоему.
Г.
Скребицкий.
Поёт зимааукает,…
С. Есенин.
.
Содержание, виды работ.
Презентация,
иллюстрации с
картинами
зимы.
Анализ стихотворения; лексичесая
работа: объяснение слов, подбор
синонимов; рассказ о своих
представлениях зимнего леса;
заучивание наизусть. стр.131-132
1
Чародейка.
Очарован.
1
Долины.
Натуралист.
Озимые хлеба,
солнцестояние
Презентация,
иллюстрации.
Вопросы по содержанию; беседа о
животных и птицах зимой; подбор
словаря к пунктам плана. Стр.132133
1
Сквозистый
(сквозь…).
Носитель
информации,
телевизор.
Анализ содержания, названия;
заучивание наизусть. стр.133-134.
Как зимуют
звери и птицы в
лесу.
Презентация,
иллюстрации,
носитель
информации,
телевизор.
Анализ сод-ия, б-да по
иллюстрации; рассказ о зайцах
(выборочный); постановка
вопросов (2,3) к сод-ию детьми и
ответы; сравнение со сказкой.
Стр.134-135.
Стозвон. Сосняк. Иллюстрации,
Озябли.
презентация.
Определение настроения; анализ
сод-ия; выр-ное чтение с
тренировкой динамики, тона
голоса. Стр.137-138
Декабрь.
2
Материалы и
оборудование
1
1
6
Берёза.
С. Есенин.
7
Зимняя
дорога. А.
Пушкин.
8
Обобщение по
теме
«Картины
родной
природы».
Сочинение.
9
Март.
Г.Скребицкий.
Вот уж снег
10 последний в
поле тает…
От первых
проталин до
11 первой грозы
(отрывки).
Г.Скребицкий.
1
1
2
Кайма. Бахрома.
Презентация.
Анализ сод-ия, рассказ – словесная
картина березы; заучивание
наизусть. стр.138-139.
Борзая. Вёрсты
полосаты.
Иллюстрации,
носитель
информации,
телевизор.
Анализ сод-ия, названия;
заучивание наизусть, лексическая
работа. Стр.139.
Иллюстрации.
Закрепление прочитанного, работа
с пословицами и приметами,
стр.140.
Сочинение.
1
День весеннего
равноденствия
2
Приметы ранней
весны.
Заучивание. Стр.142-143.
Первые
вестники.
Вопросы по сод-ию; б-да о родине
(2); лексическая р-та(5), рассказ
детей о своих наблюдениях.
Стр.143-145.
1
Презентация,
календарь.
Беседа о приметах весны;
выборочное чтение (4); рассказ о
своих наблюдениях. Стр.141-142.
Иллюстрации,
презентация.
12 Весна-красна.
1
Кучевые облака.
Презентация.
Репродукция
картины
13
14
15
Грачи
прилетели.
Заветный
кораблик.
В весеннем
лесу.
2
1
1
Красота.
А. К. Саврасова
«Грачи
прилетели»,
презентация.
1
Вопросы по сод-ию; написание
изложения «Грачи прилетели»,
используя иллюстрацию (5).
Стр.147-148.
Оригами.
Презентация,
носитель
информации,
телевизор.
Вопросы по сод-ию; рассказ от
первого лица. Стр.148-149.
Озимь. Гомон.
Иллюстрации,
цветные
карандаши,
бумага.
Вопросы по сод-ию; рисование
словесной картинки. Стр.149-151.
Иллюстрации,
презентация.
Б-да о признаках весны;
выборочное чтение (описание);
рассказ о весне по своим
наблюдениям. Стр.152-154
Весенние
ручьи.
А. Толстой
16 (отрывок из
повести «
Детство
Никиты»).
Вопросы по содержанию; пересказ
маминой сказки. Стр.145-147.
Половодье.
Гонимы
вешними
17 лучами,…
1
Повествовательные, вопросительные и
восклицательные
предложения.
Презентация.
1
Ворона
поглупела.
Альбом, цветная Анализ содержания, рисование
бумага,
картины на тему; описание
иллюстрация.
представ-ленных картин. Стр.155.
1
Природа ранней
весной.
Первоцветы.
Носитель
информации,
телевизор.
Анализ содержания, чувств,
лексики. Заучивание. Стр.156.
А. Пушкин.
18
Ворона.
А. Блок.
Подснежник.
19
Е. Серова.
1
Перелётные
птицы.
Презентация.
Вопросы по содержанию;
рисование словесных картин;
сравнение: «март» Г. Скребицкий и
данный. Стр.156-157.
2
Бережное
отношение к
природе.
Презентация,
иллюстрации.
содержания, лексическая работа
(1.2), рисование словесной Анализ
картины. Заучивание. Стр.159.
1
Сезонные
изменения в
природе.
Носитель
информации,
телевизор.
Заучивание наизусть. Стр.161-162.
Весна.
20 И. СоколовМикитов.
Черёмуха. С.
21
Есенин.
Весна,
весною, о
22 весне.
Я. Аким.
Анализ содержания, лексическая
работа (2,3) выразительное чтение;
рисование словесной картины.
Стр.154-155.
Обобщение по
23
теме «Весна».
Тёма и Жучка
(отрывок из
повести
«Детство
24 Тёмы»)
1
2
Презентация.
Отгадывание загадок; р-та с нар-ми
приметами; составление устного
рассказа. Стр.161-162.
Иллюстрации.
Носитель
информации,
телевизор.
Работа по содержанию; деление на
части; составление плана, рассказ
по плану, беседа по иллюстрации;
высказывание своего отношения.
Стр.163-165.
Мелко-мелко
трепеща
крылышками.
Иллюстрации,
презентация.
Деление глав на части, рассказ по
этому плану; работа с
иллюстрациями – подписи к ним;
оценка поведения Никиты,
лексическая работа, озаглавливание
частей. Стр.169-171-174-176.
Кукан. Любовь к
животным.
Носитель
информации,
телевизор.
Описание внешнего вида кота;
работа с иллюстр. , смешные
эпизоды; рассказ истории о
домашних животных. Стр.176-180.
Шинель.
Шимпанзе.
Пословицы,
иллюстрации,
носитель
информации.
Беседа по иллюстрации;
озаглавливание частей, лексическая
работа. Стр.180-183-184-186.
Весна.
Самопожерт
вование.
Н. ГаринМихайловский.
Желтухин
(отрывок из
повести
25 «Детство
Никиты»)
3
А. Толстой.
Кот-ворюга.
26 Н.
Паустовский.
Про
27 обезьянку. Б.
Житков.
1
3
28
Дачники.
Э. Асадов.
Внеклассное
29 чтение.
Рассказы о
животных.
2
Презентация,
Ответственность.
пословицы и
Милосердие.
поговорки.
2
Мы в ответе за
тех, кого
приручили.
Определение главной мысли,
лексическая работа, сравнение
разницы в чтении частей. Стр.187188-189.
Выставка книг,
носитель
информации.
IV четверть (32ч)
№ Тема
1
Из рассказов Олены
Даниловны.
Дата
Формируе
Колмые
во
представле
часов
ния
1
Материалы и
оборудование
Содержание, виды работ
Колдовство
Презентация,
иллюстрации
птиц.
Б-да о диких животных, об
отношении к ним; определение
главной черты хар-ра О.Д.;
словарная р-та. Стр.189-190
Эгоист
Носитель
информации,
телевизор.
Выборочное чтение, словарная
работа, определение позиций
главных героев изучаемой темы.
Стр.192-193
Ф.Абрамов
2
Будь человеком.
С.Михалков
1
«На поле
Куликовом»
3
По О.Тихомирову.
1
Ратник Рать
Дань
Носитель
информации,
телевизор.
Знакомство с историей страны;
выборочное чтение; работа с
иллюст-рацией; краткий перес-каз
содержания части. Стр.195-197
Москва собирает
войско.
«На поле
Куликовом»
4
По О.Тихомирову.
Окрест Сеча
Презентация,
иллюстрации.
Обсуждение сюжета, работа с
иллюстрациями, деление главы на
части и озаглавливание, рассказ по
плану. Стр.197-199
1
Нашествие.
Отечество.
Репродукции к
картинам,
презентация.
Ответы на вопросы по
содержанию, чтение по цепочке,
пересказ части с рассуждением.
Стр.200-201
2
Наполеон
Кутузов
Портреты
полководцев,
презентация.
Работа с пословицами; пересказ по
плану; заучивание отрывка
наизусть. Стр.201-204
1
Генеральное
сражение
Носитель
информации,
телевизор.
Словарная работа, работа с
текстом, чтение по эстафете,
пересказ по плану. Стр.204
1
Куликовская битва .
«На поле
Куликовом»
5
6
7
По
О.Тихомирову.Слава
героям.
Рассказы о войне
1812 года. По
С. Алексееву.
Бородино.
Рассказы о войне
1812 года.
По С.Алексееву
Ключи. Конец
похода.
8
Отрывок из поэмы
«Мороз , Красный
нос»
Рига
2
Н. Некрасов.
9
Белый пудель.
А. Куприн
Снега, поднимитесь
10 метелью!
По Л.Жарикову.
У могилы
неизвестного
11 солдата.
Жбан
Презентация.
Анализ содержания, работа с
иллюстрациями, выразительное
чтение. Стр.204-207
Носитель
информации,
телевизор.
Озаглавливание частей, работа над
содержанием, пересказ частей,
работа с иллюстрацией, словарная
работа, составление характеристик
главных героев. Стр.207-210, 211213, 213-216.
Гимн Москвы,
презентация.
Рассуждение о связи гимна о
Москве и данно-го рассказа,
заучивание наизусть прозаического
отрывка. Стр.217-221
Носитель
информации,
телевизор.
Работа с иллюстрацией,
выразительное чтение, обсуждение
темы. Работа с иллюстрацией,
выразительное чтение, обсуждение
темы. Стр.222-223
Презентация.
Дискуссия по теме, отве-ты на
вопросы виктории-ны, чтение
любимых произведений. Стр.223
Савраска
Труппа
4
Шарманка
2
1
Ю.Коринец
12 Обобщающий урок
по теме «Из
Сноп
1
Могила
неизвестног
о солдата
патриотизм
прошлого нашего
народа».
Гаврош. В.Гюго.
1.Маленький
13 Гаврош.
2
Гамены
Носитель ин
формации.
Пересказ содержания, составление
портрета по плану; ответы на
вопро-сы, работа с иллюстрациями. Стр.224-225-229
Телевизор,
носитель
информации.
Чтение и работа над содержанием,
пересказ с использованием заданных слов и выра-жений, озаглавливание, заучива-ние наи-зусть
отрывка, дискуссия на тему: «А как
бы поступил я?» Стр.229-232, 232235, 236-239.
2.Гаврош опекает
малышей.
М.Твен
Приключение Тома
14 Сойра (отрывки).
Чудесное
путешествие Нильса
15 с дикими гусями.
С.Лагерлёф.
3
3
Дружба
Телевизор,
товариществ полная версия
о
сказки.
Чтение по эстафете, пересказ
содержания, рисование словесной
картины весны, работа с
иллюстрациями, заучивание
наизусть, обсуждение: нравится ли
автору герой? Стр.239-243, 243245, 245-247.
3
Душевная
боль
самопожерт
вование
Работа с иллюстрациями, пересказ,
чтение, озаглавливание, ответы на
вопросы с аргументи-рованием
Русалочка.
16 Г.Х. Андерсен
(Отрывок).
Пикник
Презентация.
своего мнения. Стр.247-249, 249251.
Обобщающий урок
по теме «Из
17 произведений
зарубежных
авторов»
18
Внеклассное чтение.
Рассказы о лете.
1
2
Сказки,
рассказы,
повести.
Презентация.
Дискуссия по теме, ответы на
вопросы викторины. Стр.251-252