Государственное казённое общеобразовательное учреждение Астраханской области для обучающихся, воспитанников с
ограниченными возможностями здоровья
«Енотаевская общеобразовательная школа-интернат»
«Рассмотрено»
на заседании педагогического совета
Протокол № ___
от «____»________2025 г.
«Согласовано»
с заместителем директора школы по УР
И.Б. Алекберова
«____»___________2025 г.
«Утверждена»
Директор школы
___________________________
Н.И. Стрелкова
Приказ №_______
«___»_______________2025 г.
Рабочая программа по русскому языку
5 класс
на уровень основного общего образования
(базовый уровень)
Разработана:
Крыловой Ириной Валерьевной
учителем русского языка и чтения
высшей квалификационной категории
Енотаевка 2025 год
Федеральная рабочая программа по учебному предмету "Русский язык" предметной области "Язык и
речевая практика" (V - IX классы) включает пояснительную записку, содержание обучения, планируемые
результаты освоения программы по предмету.
1. Пояснительная записка.
Изучение учебного предмета "Русский язык" в старших классах имеет своей целью развитие коммуникативно-речевых
навыков и коррекцию недостатков мыслительной деятельности.
Достижение поставленной цели обеспечивается решением следующих задач:
расширение представлений о языке как важнейшем средстве человеческого общения;
ознакомление с некоторыми грамматическими понятиями и формирование на этой основе грамматических знаний и
умений;
использование усвоенных грамматико-орфографических знаний и умений для решения практических (коммуникативноречевых) задач;
развитие положительных качеств и свойств личности.
2. Содержание учебного предмета "Русский язык". Грамматика, правописание и развитие речи.
2.1. Фонетика.
Звуки и буквы. Обозначение звуков на письме. Гласные и согласные. Согласные твердые и мягкие. Обозначение мягкости
согласных на письме буквами "ь, е, е, и, ю, я". Согласные глухие и звонкие. Согласные парные и непарные по твердости мягкости, звонкости - глухости. Разделительный "ь". Ударение. Гласные ударные и безударные. Проверка написания
безударных гласных путем изменения формы слова. Слог. Перенос слов. Алфавит.
2.2. Морфология.
Состав слова. Корень и однокоренные слова. Окончание. Приставка. Суффикс. Образование слов с помощью приставок и
суффиксов. Разбор слов по составу. Сложные слова: образование сложных слов с соединительными гласными и без
соединительных гласных. Сложносокращенные слова.
Правописание проверяемых безударных гласных, звонких и глухих согласных в корне слова. Единообразное написание
ударных и безударных гласных, звонких и глухих согласных в корнях слов. Непроверяемые гласные и согласные в корне слов.
Правописание приставок. Единообразное написание ряда приставок. Приставка и предлог. Разделительный "ъ".
2.3. Части речи.
Имя существительное, глагол, имя прилагательное, имя числительное, местоимение, наречие, предлог. Различение частей
речи по вопросам и значению.
Предлог: общее понятие, значение в речи. Раздельное написание предлогов со словами.
Имя существительное: общее значение. Имена существительные собственные и нарицательные, одушевленные и
неодушевленные. Род имен существительных. Написание мягкого знака (ь) после шипящих в конце слов у существительных
женского рода. Число имен существительных. Имена существительные, употребляемые только в единственном или
множественном числе. Понятие о 1, 2, 3-м склонениях имен существительных. Склонение имен существительных в
единственном и множественном числе. Падеж. Изменение существительных по падежам. Правописание падежных
окончаний имен существительных единственного и множественного числа. Несклоняемые имена существительные.
Имя прилагательное: понятие, значение в речи. Определение рода, числа и падежа имени прилагательного по роду, числу и
падежу имени существительного. Согласование имени прилагательного с существительным в роде, числе и падеже.
Спряжение имен прилагательных.
Правописание родовых и падежных окончаний имен прилагательных в единственном и множественном числе.
Глагол как часть речи. Изменение глагола по временам (настоящее, прошедшее, будущее). Изменение глагола по лицам и
числам. Правописание окончаний глаголов 2-го лица -шь, -шься. Глаголы на -ся (-сь). Изменение глаголов в прошедшем
времени по родам и числам. Неопределенная форма глагола. Спряжение глаголов. Правописание безударных личных
окончаний глаголов I и II спряжения. Правописание глаголов с -ться, -тся. Повелительная форма глагола. Правописание
глаголов повелительной формы единственного и множественного числа. Правописание частицы "не" с глаголами.
Местоимение. Понятие о местоимении. Значение местоимений в речи. Личные местоимения единственного и
множественного числа. Лицо и число местоимений. Склонение местоимений. Правописание личных местоимений.
Имя числительное. Понятие об имени числительном. Числительные количественные и порядковые. Правописание
числительных.
Наречие. Понятие о наречии. Наречия, обозначающие время, место, способ действия. Правописание наречий.
2.4. Синтаксис. Словосочетание. Предложение Простые и сложные предложения. Повествовательные, вопросительные и
восклицательные предложения. Знаки препинания в конце предложений. Главные и второстепенные члены предложения.
Предложения распространенные и нераспространенные.
Установление последовательности предложений в тексте. Связь предложений в тексте с помощью различных языковых
средств (личных местоимений, наречий, повтора существительного, синонимической замены).
Однородные члены предложения. Союзы в простом и сложном предложении, знаки препинания перед союзами. Обращение,
знаки препинания при обращении. Прямая речь. Знаки препинания при прямой речи.
Сложное предложение. Сложные предложения без союзов и с сочинительными союзами "и", "а", "но". Сравнение простых
предложений с однородными членами и сложных предложений. Сложные предложения с союзами "что", "чтобы", "потому
что", "когда", "который".
2.5. Развитие речи, работа с текстом.
Текст, признаки текста. Отличие текстов от предложения. Типы текстов: описание, повествование, рассуждение. Заголовок
текста, подбор заголовков к данному тексту. Работа с деформированным текстом. Распространение текста.
Стили речи (на основе практической работы с текстами): разговорный, деловой и художественный. Основные признаки
стилей речи. Элементарный стилистический анализ текстов.
Составление рассказа по серии сюжетных картин, картине, по опорным словам, материалам наблюдения, по предложенной
теме, по плану.
Изложение текста с опорой на заранее составленный план. Изложение по коллективно составленному плану.
Сочинение творческого характера по картине, по личным наблюдениям, с привлечением сведений из практической
деятельности, книг.
2.6. Деловое письмо.
Адрес на открытке и конверте, поздравительная открытка, письмо. Записки: личные и деловые. Заметка в стенгазету,
объявление, заявление, автобиография, анкета, доверенность, расписка.
Письмо с элементами творческой деятельности.
Планируемые предметные результаты освоения учебного предмета "Русский язык".
Минимальный уровень:
знание отличительных грамматических признаков основных частей слова;
разбор слова с опорой на представленный образец, схему, вопросы педагогического работника;
образование слов с новым значением с опорой на образец;
представления о грамматических разрядах слов;
различение изученных частей речи по вопросу и значению;
использование на письме орфографических правил после предварительного разбора текста на основе готового или
коллективного составленного алгоритма;
составление различных конструкций предложений с опорой на представленный образец;
установление смысловых связей в словосочетании по образцу, вопросам педагогического работника;
нахождение главных и второстепенных членов предложения без деления на виды (с помощью педагогического работника);
нахождение в тексте однородных членов предложения;
различение предложений, разных по интонации;
нахождение в тексте предложений, различных по цели высказывания (с помощью педагогического работника);
участие в обсуждении фактического материала высказывания, необходимого для раскрытия его темы и основной мысли;
выбор одного заголовка из нескольких предложенных, соответствующих теме текста;
оформление изученных видов деловых бумаг с опорой на представленный образец;
письмо небольших по объему изложений повествовательного текста и повествовательного текста с элементами описания (50
- 55 слов) после предварительного обсуждения (отработки) всех компонентов текста;
составление и письмо небольших по объему сочинений (до 50 слов) повествовательного характера (с элементами описания)
на основе наблюдений, практической деятельности, опорным словам и предложенному плану после предварительной
отработки содержания и языкового оформления.
Достаточный уровень:
знание значимых частей слова и их дифференцировка по существенным признакам;
разбор слова по составу с использованием опорных схем;
образование слов с новым значением, относящихся к разным частям речи, с использованием приставок и суффиксов с опорой
на схему;
дифференцировка слов, относящихся к различным частям речи по существенным признакам;
определение некоторых грамматических признаков изученных частей (существительного, прилагательного, глагола) речи
по опорной схеме или вопросам педагогического работника;
нахождение орфографической трудности в слове и решение орографической задачи (под руководством педагогического
работника);
пользование орфографическим словарем для уточнения написания слова;
составление простых распространенных и сложных предложений по схеме, опорным словам, на предложенную тему;
установление смысловых связей в несложных по содержанию и структуре предложениях (не более 4 - 5 слов) по вопросам
педагогического работника, опорной схеме;
нахождение главных и второстепенных членов предложения с использованием опорных схем;
составление предложений с однородными членами с опорой на образец;
составление предложений, разных по интонации с опорой на образец;
различение предложений (с помощью педагогического работника) различных по цели высказывания;
отбор фактического материала, необходимого для раскрытия темы текста;
отбор фактического материала, необходимого для раскрытия основной мысли текста (с помощью педагогического
работника);
выбор одного заголовка из нескольких предложенных, соответствующих теме и основной мысли текста;
оформление всех видов изученных деловых бумаг;
письмо изложений повествовательных текстов и текстов с элементами описания и рассуждения после предварительного
разбора (до 70 слов);
письмо сочинений-повествований с элементами описания после предварительного коллективного разбора темы, основной
мысли, структуры высказывания и выбора необходимых языковых средств (55 - 60 слов).
№
Содержание
Кол-во часов
Дата
проведения
Словарная
работа
п/п
I четверть (32часа)
Повторение. Звуки и буквы. Текст - 13часов
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
Гласные и согласные. Алфавит
Гласные и согласные. Несовпадение звука и буквы в слове
Твердые и мягкие согласные перед И, Е, Ё, Ю, Я
Мягкий знак на конце и в середине слова
Правописание слов с разделительным мягким знаком
Р. р.Текст. Различение текста и не текста
Парные звонкие и глухие согласные, их правописание на конце слова
Ударные и безударные гласные в слове
Контрольный диктант (входной) по теме «Звуки и буквы».
Проверка безударных гласных в слове. Письмо по памяти.
Р.р. Текст. Определение темы текста. Заголовок
Звуки и буквы. Закрепление знаний. Контрольные вопросы и задания
13.
Обобщение по теме «Звуки и буквы».
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
Выражение в предложении законченной мысли
Распространение предложений
Порядок слов в предложении
Связь слов в предложении
Главные члены предложения. Сказуемое
Главные члены предложения. Подлежащее.
Второстепенные члены предложения
Проверочный диктант по теме «Предложение»
22.
23.
Работа над ошибками
Текст. Отличие предложения от текста. Деление текста на
предложения
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
Предложение. Текст -19 часов
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
Алфавит
пассажир
область
24.
25.
Наблюдение за знаками препинания в конце предложений
Вопросительные предложения
1
1
26.
27.
Восклицательные предложения
Повествовательные, вопросительные и восклицательные
предложения
Предложение. Закрепление знаний. Контрольные вопросы и задания
1
1
облако
1
Каникулы
28.
29.
30.
31.
Контрольная работа по теме «Предложение»
1
Обобщение по теме «Звуки и буквы». Анализ и работа над ошибками. 2
Деловое письмо. Адрес
1
II четверть (32 часа)
1.
2.
Корень и однокоренные слова
Общее и различия в значении однокоренных слов
1
1
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
Включение однокоренных слов в предложения
Окончание – изменяемая часть слова
Установление связи между словами с помощью
окончания
Приставка как часть слова
Изменение значения слова в зависимости от
приставки
Приставка и предлог
Суффикс как часть слова
Изменение значения слова в зависимости от суффикса
Словарный диктант по теме «Состав слова»
Работа над ошибками.
Изменение формы слова для проверки безударной гласной в корне
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
Здравствуй
До свидания
Благодарю
Граница
охрана
14.
15.
16.
17.
18.
Единообразное написание гласных в однокоренных слов
Слово-корень с ударной гласной
Проверяемые и проверочные слова в группе однокоренных слов
Проверка безударных гласных в корне слова
Проверочный диктант по теме «Безударные гласные в корне слова».
1
1
1
1
1
19.
20.
Работа над ошибками
Изменение формы слова для проверки парных звонких и глухих
согласных в корне
Единообразное написание парных звонких и глухих согласных в
корне однокоренных слов
Проверка парных звонких и глухих согласных в корне слов
Проверяемые гласные и согласные в корне
1
1
Непроверяемые написания в корне
Единообразное написание корня в группе однокоренных слов
1
1
беседа
26.
27.
28.
29.
Состав слова. Закрепление знаний. Контрольные вопросы и задания
Контрольная работа по теме «Состав слова»
Обобщение по теме «Состав слова». Работа над ошибками.
Деловое письмо. Поздравление
2
1
1
1
библиотека
30.
Обобщение по теме «Состав слова».
1.
2.
Названия предметов, действий и признаков
Понятие о частях речи. Существительное
1
1
3.
Глагол
1
21.
22.
23.
24.
север
1
1
1
25.
2
III четверть (40 часов)
4.
5.
Прилагательное
Различение частей речи по вопросу и значению
1
1
6.
Употребление разных частей речи в предложении и тексте.
Контрольные вопросы и задания
Контрольная работа по теме «Части речи»
Обобщение по теме «Части речи». Анализ и работа над ошибками.
Значение существительных в речи
Одушевленные и неодушевленные существительные
Собственные и нарицательные существительные
Правописание имен собственных
Р.р. Текст и основная мысль текста
Понятие о единственном и множественном числе существительных
Употребление существительных в единственном и множественном
числе
Изменение существительных по числам
Знакомство с понятием рода
Существительные мужского рода
Существительные женского рода
Существительные среднего рода
Различение существительных по родам
Существительное. Закрепление знаний. Контрольные вопросы и
задания
Контрольная работа по теме «Имя существительное»
Обобщение по теме «Имя существительное». Анализ и работа над
ошибками.
Деловое письмо. Поздравление
Значение прилагательных в речи
Различение признаков, обозначаемых прилагательными
Зависимость рода прилагательных от рода существительных
1
7.
8.
9..
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
2
забота
столица
космос
ботинки
герой
Адрес
конверт
1
1
1
1
1
1
огромный
29.
Окончания прилагательных мужского рода
1
30.
31.
32.
33.
34.
1
1
1
1
2
1.
2.
Окончания прилагательных женского рода
Окончания прилагательных среднего рода
Окончания прилагательных мужского, женского и среднего рода
Изменение прилагательных по родам
Прилагательное. Закрепление знаний. Контрольные вопросы и
задания
Контрольная работа по теме «Имя прилагательное»
Работа над ошибками.
Деловое письмо. Записка
Обобщение по теме «Имя прилагательное».
IV четверть (32 часа)
Значение глаголов в речи
Различение действий, обозначаемых глаголами
3.
4.
5.
Настоящее время глаголов
Прошедшее время глаголов
Будущее время глаголов
1
1
1
6.
7.
Различение глаголов по временам
Р.р. Текст. Отбор примеров и фактов для подтверждения основной
мысли
Глагол. Закрепление знаний. Контрольные вопросы и задания
Контрольная работа по теме «Глагол»
Обобщение по теме «Глагол». Работа над ошибками.
Главные члены предложения
Второстепенные члены предложения
Постановка вопросов от главных членов предложения к
второстепенным членам
1
1
35.
36.
37.
38.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
Телефон
телевизор
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
лестница
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
Различение нераспространенных и распространенных предложений
Распространение предложений
Знакомство с однородными членами предложения
Дополнение предложения однородными членами
Предложение. Закрепление знаний. Контрольные вопросы и задания
Контрольная работа по теме «Предложение»
Обобщение по теме «Предложение». Анализ и работа над ошибками.
Состав слова
Существительное
Прилагательное
Глагол
Предложение
Текст
Административная контрольная работа за год
1
1
1
1
1
1
1
1
2
2
2
1
1
1
28.
29.
Обобщение по теме «Предложение». Работа над ошибками
Деловое письмо. Письмо
1
1
победа
однажды