Федеральная рабочая программа по учебному предмету «штукатурно-малярное дело» 6 класс предметной
области "Технология" включает пояснительную записку, содержание обучения, планируемые результаты
освоения программы.
1. Пояснительная записка.
Среди различных видов деятельности человека ведущее место занимает труд; он служит важным средством развития духовных,
нравственных, физических способностей человека. В обществе именно труд обусловливает многостороннее влияние на
формирование личности, выступает способом удовлетворения потребностей, созидателем общественного богатства, фактором
социального прогресса.
Цель изучения предмета "Профильный труд" «малярно-штукатурное дело «заключается во всестороннем развитии личности
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениям) старшего возраста в процессе формирования их
трудовой культуры.
Изучение этого учебного предмета в 6 классе способствует получению обучающимися первоначальной профильной трудовой
подготовки, предусматривающей формирование в процессе учебы и общественно полезной работы трудовых умений и навыков,
развитие мотивов, знаний и умений правильного выбора профиля и профессии с учетом личных интересов, склонностей,
физических возможностей и состояния здоровья.
Учебный предмет "Профильный труд" «Малярно-штукатурное дело»» должен способствовать решению следующих задач:
развитие социально ценных качеств личности (потребности в труде, трудолюбия, уважения к людям труда, общественной
активности);
обучение обязательному общественно полезному, производительному труду; подготовка обучающихся к выполнению
необходимых и доступных видов труда дома, в семье и по месту жительства
расширение знаний о материалах и их свойствах, технологиях использования;
ознакомление с ролью человека-труженика и его местом на современном производстве;
ознакомление с массовыми рабочими профессиями, формирование устойчивых интересов к определенным видам труда,
побуждение к сознательному выбору профессии и получение первоначальной профильной трудовой подготовки
формирование трудовых навыков и умений, технических, технологических, конструкторских и первоначальных экономических
знаний, необходимых для участия в общественно полезном, производительном труд
совершенствование практических умений и навыков использования различных материалов в предметно-преобразующей
деятельности;
коррекция и развитие познавательных психических процессов (восприятия, памяти, воображения, мышления, речи);
коррекция и развитие умственной деятельности (анализ, синтез, сравнение, классификация, обобщение);
коррекция и развитие сенсомоторных процессов в процессе формирование практических умений
формирование информационной грамотности, умения работать с различными источниками информации;
формирование коммуникативной культуры, развитие активности, целенаправленности, инициативности.
2. Содержание учебного предмет «Малярно-штукатурное дело»
Программа по профильному труду в 6 классе определяет содержание и уровень основных знаний и умений обучающихся по
технологии ручной и машинной обработки производственных материалов, в связи с чем определены примерный перечень
профилей трудовой подготовки: "Малярно-штукатурного"". Также в содержание программы включены первоначальные
сведения об элементах организации уроков трудового профильного обучения.
Материалы, используемые в трудовой деятельности. Перечень основных материалов, используемых в трудовой деятельности, их
основные свойства. Происхождение материалов (природные, производимые промышленностью и прочие).
Инструменты и оборудование: простейшие инструменты ручного труда, приспособления, станки и проч. Устройство, наладка,
подготовка к работе инструментов и оборудования, ремонт, хранение инструмента. Свойства инструмента и оборудования качество и производительность труда
Этика и эстетика труда: правила использования инструментов и материалов, запреты и ограничения. Инструкции по технике
безопасности (правила поведения при проведении работ). Требования к организации рабочего места. Правила
профессионального поведения.
Планируемые предметные результаты освоения учебного предмета "Профильный труд". «малярноштукатурное дело»
Минимальный уровень:
знание названий некоторых материалов, изделий, которые из них изготавливаются и применяются в быту, игре, учебе, отдыхе;
представления об основных свойствах используемых материалов;
знание правил хранения материалов, санитарно-гигиенических требований при работе с производственными материалами;
отбор (с помощью педагогического работника) материалов и инструментов, необходимых для работы;
представления о принципах действия, общем устройстве машины и ее основных частей (на примере изучения любой
современной машины: металлорежущего станка, автомобиля, трактора);
представления о правилах безопасной работы с инструментами и оборудованием, санитарно-гигиенических требованиях при
выполнении работы;
владение базовыми умениями, лежащими в основе наиболее распространенных производственных технологических процессов (
пиление, строгание);
чтение (с помощью педагогического работника) технологической карты, используемой в процессе изготовления изделия;
представления о разных видах профильного труда (деревообработка, металлообработка,
понимание значения и ценности труда;
понимание красоты труда и его результатов;
заботливое и бережное отношение к общественному достоянию и родной природе;
понимание значимости организации школьного рабочего места, обеспечивающего внутреннюю дисциплину;
выражение отношения к результатам собственной и чужой творческой деятельности ("нравится" и (или) "не нравится");
организация (под руководством педагогического работника) совместной работы в группе;
осознание необходимости соблюдения в процессе выполнения трудовых заданий порядка и аккуратности;
выслушивание предложений и мнений других обучающихся, адекватное реагирование на них;
комментирование и оценка в доброжелательной форме достижения других обучающихся, высказывание своих предложений и
пожеланий;
проявление заинтересованного отношения к деятельности своих других обучающихся и результатам их работы;
выполнение общественных поручений по уборке мастерской после уроков трудового обучения;
посильное участие в благоустройстве и озеленении территорий, охране природы и окружающей среды.
Достаточный уровень:
определение (с помощью педагогического работника) возможностей различных материалов, их целенаправленный выбор (с
помощью педагогического работника) в соответствии с физическими, декоративно-художественными и конструктивными
свойствам в зависимости от задач предметно-практической деятельности;
экономное расходование материалов;
планирование (с помощью педагогического работника) предстоящей практической работы;
знание оптимальных и доступных технологических приемов ручной и машинной обработки материалов в зависимости от
свойств материалов и поставленных целей;
осуществление текущего самоконтроля выполняемых практических действий и корректировка хода практической работы;
понимание общественной значимости своего труда, своих достижений в области трудовой деятельности
понимание необходимости гармоничного сосуществования предметного мира с миром природы.
Функции, обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Личностные учебные действия обеспечивают готовность обучающегося к принятию новой роли "ученика", понимание им на
доступном уровне ролевых функций и включение в процесс обучения на основе интереса к его содержанию и организации.
Осознание себя в роли обучающегося, заинтересованного посещением образовательной организации, обучением, занятиями,
осознание себя в роли члена семьи, одноклассника, друга, способность к осмыслению социального окружения, своего места в
нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей, положительное отношение к окружающей
действительности, готовность к организации взаимодействия с ней и эстетическому ее восприятию, целостный, социально
ориентированный взгляд на мир в единстве его природной и социальной частей, самостоятельность в выполнении учебных
заданий, поручений, договоренностей, понимание личной ответственности за свои поступки на основе представлений об
этических нормах и правилах поведения в современном обществе, готовность к безопасному и бережному поведению в природе
и обществе.
Коммуникативные учебные действия обеспечивают способность вступать в коммуникацию с взрослыми и сверстниками в
процессе обучения.
Коммуникативные учебные действия включают следующие умения:
вступать в контакт и работать в коллективе ("учитель - ученик", "ученик - ученик", "ученик - класс", "учитель - класс");
использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем;
обращаться за помощью и принимать помощь;
слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности и быту;
сотрудничать с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; доброжелательно относиться, сопереживать,
конструктивно взаимодействовать с людьми;
договариваться и изменять свое поведение в соответствии с объективным мнением большинства в конфликтных или иных
ситуациях взаимодействия с окружающими.
Регулятивные учебные действия обеспечивают успешную работу на любом уроке и любом этапе обучения. Благодаря им
создаются условия для формирования и реализации начальных логических операций.
Регулятивные учебные действия включают следующие умения:
соблюдать правила внутреннего распорядка (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты);
выполнять учебный план, посещать предусмотренные учебным планом учебные занятия, осуществлять самостоятельную
подготовку к занятиям, выполнять задания, данные педагогическими работниками в рамках образовательной программы;
активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои действия и действия других обучающихся;
соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами, принимать оценку деятельности, оценивать ее с учетом
предложенных критериев, корректировать свою деятельность с учетом выявленных недочетов.
Познавательные учебные действия представлены комплексом начальных логических операций, которые необходимы для
усвоения и использования знаний и умений в различных условиях, составляют основу для дальнейшего формирования
логического мышления обучающихся.
Познавательные учебные действия включают следующие умения:
выделять некоторые существенные, общие и отличительные свойства хорошо знакомых предметов;
устанавливать видо-родовые отношения предметов;
делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале;
пользоваться знаками, символами, предметами-заместителями;
читать; писать; выполнять арифметические действия;
наблюдать под руководством взрослого за предметами и явлениями окружающей действительности;
работать с несложной по содержанию и структуре информацией (понимать изображение, текст, устное высказывание,
элементарное схематическое изображение, таблицу, предъявленных на бумажных и электронных и других носителях).
Умение использовать все группы действий в различных образовательных ситуациях является показателем их
сформированности.
Учебные действия, формируемые у обучающихся 6 класса
Личностные учебные действия представлены следующими умениями: испытывать чувство гордости за свою страну; гордиться
успехами и достижениями как собственными, так и своих других обучающихся; адекватно эмоционально откликаться на
произведения литературы, музыки, живописи; уважительно и бережно относиться к людям труда и результатам их
деятельности; активно включаться в общеполезную социальную деятельность; бережно относиться к культурно-историческому
наследию родного края и страны.
Коммуникативные учебные действия включают: вступать и поддерживать коммуникацию в разных ситуациях социального
взаимодействия (учебных, трудовых, бытовых), слушать собеседника, вступать в диалог и поддерживать его, использовать
разные виды делового письма для решения жизненно значимых задач, использовать доступные источники и средства
получения информации для решения коммуникативных и познавательных задач.
Регулятивные учебные действия представлены умениями: принимать и сохранять цели и задачи решения типовых учебных и
практических задач, осуществлять коллективный поиск средств их осуществления; осознанно действовать на основе разных
видов инструкций для решения практических и учебных задач, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности;
обладать готовностью к осуществлению самоконтроля в процессе деятельности; адекватно реагировать на внешний контроль и
оценку, корректировать в соответствии с ней свою деятельность.
Познавательные учебные действия представлены умениями: дифференцированно воспринимать окружающий мир, его
временнопространственную организацию, использовать усвоенные логические операции (сравнение, анализ, синтез,
обобщение, классификацию, установление аналогий, закономерностей, причинно-следственных связей) на наглядном,
доступном вербальном материале, основе практической деятельности в соответствии с индивидуальными возможностями;
использовать в жизни и деятельности некоторые межпредметные знания, отражающие несложные, доступные существенные
связи и отношения между объектами и процессами.
В процессе обучения необходимо осуществлять мониторинг всех групп который будет отражать индивидуальные достижения
обучающихся и позволит делать выводы об эффективности проводимой в этом направлении работы. Для оценки
сформированности каждого действия можно использовать, например, следующую систему оценки:
0 баллов - действие отсутствует, обучающийся не понимает его смысла, не включается в процесс выполнения вместе с учителем;
1 балл - смысл действия понимает, связывает с конкретной ситуацией, выполняет действие только по прямому указанию
педагогического работника, при необходимости требуется оказание помощи;
2 балла - преимущественно выполняет действие по указанию педагогического работника, в отдельных ситуациях способен
выполнить его самостоятельно;
3 балла - способен самостоятельно выполнять действие в определенных ситуациях, нередко допускает ошибки, которые
исправляет по прямому указанию педагогического работника;
4 балла - способен самостоятельно применять действие, но иногда допускает ошибки, которые исправляет по замечанию
педагогического работника;
5 баллов - самостоятельно применяет действие в любой ситуации.
Балльная система оценки позволяет объективно оценить промежуточные и итоговые достижения каждого обучающегося в
овладении конкретными учебными действиями, получить общую картину сформированности учебных действий у всех
обучающихся, и на этой основе осуществить корректировку процесса их формирования на протяжении всего времени обучения.
В соответствии с требованиями Стандарта обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
Организация самостоятельно определяет содержание и процедуру оценки учебных дествии.
1 четверть-32ч
№
тем
1
1.1
2
2.1
Название тем
Вводное занятие
Правила поведения и работы в мастерской
Профессия маляр-штукатур
Профессия маляр-штукатур
Кол-во
часов
2
2
16
2
2.2
2.3
2.4
Свойства и применение водных и масляных красок
Состав масляных красок
Состав водных красок
2
2
2
Дата
Примечание.
История
возникновения
2.5
2.6
2.7
2.8
Применение масляных красок
Применение водных красок
Виды окрасок
Практическая работа
2
2
2
2
3
Подготовка ранее окрашенных деревянных
поверхностей
Правила безопасной работы при подготовке ранее
окрашенных поверхностей
Способы подготовки поверхностей
14
4
2
4
32 ч
2.1
Удаление отслаивающейся окраски
Подготовка стен под простую окраску
Практическая работа
ИТОГО
2 четверть 32ч
Вводное занятие
Правила поведения и работы в мастерской
Простая окраска масляными красками новых
деревянных поверхностей
Правила безопасной работы с масляными красками
2.2
2.3
Предварительная подготовка поверхности
Вырубание сучков и засмолов
2
2
3.1
3.2
3.3
3.4
3.5
1
1.2
2
Определение красок
на вид
2
2
подготовка стен под
окраску
2
2
8
2
Общие положения
2
3
3.1
3.2
3.3
3.4
3.5
3.6
Окончательная подготовка поверхности к
окрашиванию
Малярные кисти
Правила безопасной работы с красками
Виды кистей
Приемы окрашивания
Окрашивания поверхности
Уход за кистями
Практическая работа
4
4.1
4.2
4.3
Окрашивание поверхностей
Шпаклевка окрашиваемой поверхности
Требования к качеству окраски
Практическая работа
10
2
2
6
ИТОГО
32 ч
2.4
12
2
2
2
2
2
2
3 четверть-40 ч
1
1.2
2
2.1
2.2
Вводное занятие
Правила поведения и работы в мастерской
Простая и улучшенная штукатурка
Назначение и свойства штукатурки
Требования к качеству штукатурки
2
2
4
2
2
Образцы кистей
Кисти
Движение руки на
стенде
Визуальное
определение
качественно
штукатурки
3
Основные операции штукатурки
18
3.1
3.2
3.3
3.4
Инструменты для оштукатуривания стен
Способ набрасывания
Способ намазывания
Нанесение слоя обрызга
2
2
2
2
3.5
3.6
3.7
3.8
Нанесения слоя грунта
Разравнивание раствора
Затирка поверхности
Практическая работа
2
2
2
2
4
4.1
4.2
4.3
4.4
4.5
4.6
4.7
Отливка из гипса и цемента
Правила безопасной работы
Применение лепных деталей в строительстве
Декоративные элементы
Свойства гипса
Формы для отливки
Приготовление гипсового раствора
Простая заливка
18
2
2
2
2
2
2
2
4.8
Свойства цемента
2
Мастерок ,кельма
Тренировочная стена
для оштукатуривания
Тренировка
накидывания
раствора
История создания
История
возникновения
4.9
Цементный раствор
2
ИТОГО
40
4 четверть 32ч
2
2
4
2
2
14
3.2
Вводное занятие
Правила поведения и работы в мастерской
Краткие сведения о зданиях
Материалы для возведения здании
Внутренняя отделка здании
Штукатурка ранее оштукатуренных стен внутри
здания
Правила безопасности работы при ремонте внутри
здания
Практическая работа
4
4.1
4.2
Практическое повторение
Простая окраска масляными красками
Необходимые инструменты и приспособления
12
2
2
4.3
4.4
Основные операции простой штукатурки
Практическая работа
4
4
Итого
32ч
1
1.1
2
2.2
23
3
3.1
2
12
Штукатурка стен
Стамеска, киянка,
кисть
Ремонт и окраска
стен