СОДЕРЖАНИЕ.
I.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА ______________________ 2
II.
СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ_________________________9
III.
КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ____12
IV.
ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО – МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ_29
V.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ____________________________30
1
I.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по коррекционному курсу «Логопедические занятия» разработана на основе:
- Федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с интеллектуальными
нарушениями далее ФАООП УО (вариант 1), утвержденной приказом Министерства просвещения России от
24.11.2022г. № 1026,
- «Рабочей программы по учебному предмету «Логопедические занятия» 2 класс вариант 1 (для обучающихся с
интеллектуальными нарушениями)» Федерального государственного бюджетного научного учреждения «Институт
коррекционной педагогики»;
в соответствии с локальными актами ГКОУ АО «Енотаевская общеобразовательная школа – интернат»:
- Адаптированной основной общеобразовательной программой дляобучающихся с умственной отсталостью (легкая
степень),
- Учебным планом на 2025-2026 учебный год,
- «Положением о рабочей программе» ГКОУ АО «Енотаевская общеобразовательная школа – интернат».
ФАООП УО (вариант 1) адресована обучающимся с интеллектуальными нарушениями с учетом реализации их
особых общеобразовательных потребностей, а также индивидуальных особенностей и возможностей.
Нарушения речевого развития обучающихся данной категории носят системный характер и затрагивают все
компоненты речи: фонетико- фонематическую сторону, лексико-грамматический строй, семантику. Расстройства речи у
них проявляются на фоне грубого нарушения познавательной деятельности, аномального психического развития в целом.
2
Формирование полноценной учебной деятельности возможно лишь при достаточно хорошем уровне развития речи,
который предполагает определенную степень сформированности средств языка (произношение, грамматический строй,
словарный запас), а также умений, навыков свободно и адекватно пользоваться этими средствами в целях общения. В
связи с этим, коррекционный курс «Логопедические занятия» является актуальным.
«Логопедические занятия» относятся к коррекционно-развивающей области «Коррекционные занятия» и являются
обязательной частью учебного плана. В соответствии с учебным планом рабочая программа коррекционных курсов
«Логопедические занятия» во 2 классе рассчитана на 102 часа (34 учебные недели) и составляет 3 часа в неделю в форме
групповых занятий.
12 часов – на обследование (со 02 сентября по 15 сентября – 6 часов, с 15 мая по 22 мая - 6 часов).
Рабочая программа по коррекционному курсу «Логопедические занятия» во 2 классе определяет следующую цель и
задачи:
Цель коррекционного курса «Логопедические занятия» - предупреждение, профилактика, коррекция всех сторон речи:
фонетико-фонематической, лексико-грамматической, синтаксической, связной речи, дисграфии, дислексии различной
этиологии.
Задачи коррекционного курса:
- повышать уровень речевого и общего психического развития обучающихся;
- развивать умение слушать указания и инструкции учителя-логопеда, понимать заданный вопрос, в соответствии с
ним строить ответ в устной форме;
- развивать умение слушать собеседника и понимать речь других;
3
- формировать умение производить элементарную самооценку результатов выполненной практической деятельности
на основе соотнесения с образцом выполнения;
- осуществлять профилактику специфических и сопутствующих (графических, орфографических) ошибок;
- закреплять практические навыки правильного использования языковых средств в речевой деятельности;
- расширять и обогащать опыт коммуникации обучающихся в ближнем и дальнем окружении;
- вырабатывать навыки правильного, сознательного чтения и аккуратного, разборчивого, грамотного письма;
- обеспечивать условия для коррекции нарушений устной речи, профилактики и коррекции дислексии, дисграфии
и дизорфографии.
Основные направления логопедической работы:
- диагностика и коррекция звукопроизношения (постановка, автоматизация и дифференциация звуков речи);
- диагностика и коррекция лексической стороны речи;
- диагностика и коррекция грамматического строя речи (синтаксической структуры речевых высказываний,
словоизменения и словообразования);
- коррекция диалогической и формирование монологической форм речи;
- развитие коммуникативной функции речи;
- коррекция нарушений чтения и письма.
Программа построена на основе учебника для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные
основные общеобразовательные программы, авторы Э. В. Якубовская, Я.В. Коршунов. Русский язык. 2 класс.– М.:
«Просвещение», 2022 г.
4
Планируемые результаты освоения рабочей программы
Личностные результаты:
- принятие и освоение социальной роли обучающегося,
- формирование представления о смысле учения в школе, положительного отношения к логопедическим занятиям;
- умение входить и выходить из учебного помещения со звонком, используя в распространенной фразе свои
намерения;
- формирование умения ориентироваться в пространстве класса, употребляя словарь наречий пространственного
значения;
- развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в процессе выполнения совместной учебной
деятельности;
- развитие умения слушать указания и инструкции учителя-логопеда, понимать заданный вопрос, в соответствии с
ним строить ответ в устной форме;
- развитие умения слушать собеседника и понимать речь других;
- умение производить элементарную самооценку результатов выполненной практической деятельности на основе
соотнесения с образцом выполнения.
Уровни достижения предметных результатов
Минимальный уровень:
- четко произносить автоматизированные звуки русского языка в речевом потоке;
- производить звуко-слоговой анализ и синтез слова;
- дифференцировать звуки, имеющие, тонкие акустико- артикуляционные отличия, правильно обозначать их на
письме;
5
- анализировать слова по звуковому составу, различать звуки гласные и согласные, твердые и мягкие на слух, в
произношении, написании;
- списывать по слогам с рукописного и печатного текста;
- писать под диктовку слова;
- составлять предложение по образцу;
- участвовать в беседе, в понятной форме для слушателей отвечать на вопросы и задавать их.
Достаточный уровень:
- знать название букв алфавита, признаки гласных и согласных звуков. Роль звуков в различении слов. Правильно
произносить слова различной звуко-слоговой структуры, знать правила орфоэпии (на материале изученных слов);
- делить слова на слоги, выделять ударный слог, переносить слова по слогам;
- различать твердые и мягкие согласные. Обозначать на письме мягкость согласных гласными второго ряда и
мягким знаком;
- распознавать звонкие и глухие согласные, правильно обозначать их буквами в сильных позициях, знать правило
проверки звонких согласных на конце слова;
- правильно употреблять разделительный мягкий знак в словах;
- определять количество слов в предложении на слух, место слова;
- составлять предложения с заданным количеством слов; выделять предложения из речи и текста;
- правильно употреблять предлоги;
- списывать по слогам с рукописного и печатного текста;
6
- писать под диктовку слова, написание которых не расходится с произношением, простые по структуре
предложения, текст после предварительного анализа;
- связно высказываться по предложенному плану в виде вопросов (3-4 пункта).
Система оценки достижения обучающимися
с умственной отсталостью планируемых результатов освоения рабочей программы
Оценка личностных результатов предполагает, прежде всего, оценку продвижения обучающегося в овладении
социальными (жизненными) компетенциями, может быть представлена в условных единицах:
- 0 баллов - нет фиксируемой динамики;
- 1 балл - минимальная динамика;
- 2 балла - удовлетворительная динамика;
- 3 балла - значительная динамика.
Критерии оценки предметных результатов:
- В соответствии с требованиями ФГОС к адаптированной основной общеобразовательной программе для
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) результативность обучения может
оцениваться только строго индивидуально с учетом особенностей психофизического развития и особых
образовательных потребностей каждого обучающегося.
- На логопедических занятиях система оценивания является безотметочной, в то же время учитель-логопед
постоянно отслеживает и контролирует достижения обучающегося, используя иные способы фиксации и формализации
оценки, которые способствуют созданию ситуации успешности обучения для каждого.
- Текущий контроль осуществляется на коррекционных занятиях в форме устного опроса (индивидуального,
фронтального), письменных работ, тестирования . Итоговые работы могут состоять из списывания, диктанта.
Учитель-логопед анализирует специфические ошибки и строит дальнейшую коррекционную работу с учетом
частотности допускаемых ошибок. Заполняется речевая карта обучающегося, карта результатов мониторинга. Проводится
мониторинг состояния устной и письменной речи: первичное (на начало года); итоговое (конец года).
- В основу организации процедуры логопедического мониторинга устной речи обучающихся положена методика
7
Т. А. Фотековой.
Для каждой серии всех методик разработаны собственные критерии оценки. Общим правилом при оценивании
заданий всех серий является учет степени успешности выполнения с помощью градаций (оценок в баллах). Эти
градации отражают четкость и правильность выполнения, характер и тяжесть допускаемых ошибок, вид и количество
использованной помощи, что дает возможность получения более дифференцированного результата. Процентное
выражение качества выполнения методики соотносится затем с одним из уровней успешности.
Предлагается 4 уровня успешности:
- высокий – 100 - 80%;
- средний – 64,9 - 45%;
- выше среднего – 79,9 -65%;
- низкий – 44,9% и ниже.
На основе полученных значений вычерчивается индивидуальный речевой профиль, отражающий как наиболее
несформированные, так и наиболее сохранные компоненты речевой системы ребенка и позволяющий отследить
динамику его речевого развития.
8
II.СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ
Обучение на логопедических занятиях тесно связано с другими учебными предметами, жизнью, готовит
обучающихся к усвоению речевых норм, учит использованию их в различных ситуациях. Рабочая программа с одной
стороны, представляет собой платформу для успешного усвоения и правильного применения обучающимися
грамматических правил, а с другой стороны - закрепление учебного материала.
Программа предусматривает работу над восполнением пробелов в развитии психологических предпосылок к
полноценному овладению чтением и письмом, нормализацию звуковой стороны речи и дальнейшее совершенствование лексико-грамматических средств языка (уточнение и расширение словаря, свободное, активное и
адекватное использование его в целях устного общения, развитие и совершенствование грамматического строя речи),
на отработку навыков чтения и письма, формирование умений и навыков устного связного высказывания и в
дальнейшем, на их основе, – предпосылок к развитию умений и навыков составления развёрнутых письменных
текстов. Данная программа построена по цикличному принципу и предполагает повторение тем в каждом классе, на
более высоком уровне, усложняется речевой материал, формы звукового анализа и синтеза, лексические темы.
Обучение основано на принципе системно - деятельностного подхода с учетом междисциплинарного комплексного
подхода, жизненными компетенциями, поэтапного формирования умственных действий.
Логопедическая коррекция осуществляется при использовании различных методов:
- практические – упражнения, игры, моделирование, инсценировки;
- наглядные – наблюдения, работа с картинками, аудио- и видеоматериалами;
9
- словесные – беседа, рассказ, пояснение, объяснение, педагогическая оценка.
Репродуктивные методы эффективны в развитии имитационной способности обучающихся, формирования
навыков четкого произношения, при восприятии речевых образцов, особенно в контексте интересных для ребенка
видов деятельности.
Продуктивные методы используются при построении высказываний, различных видов рассказа, пересказа и
выполнения творческих заданий.
В структуру занятия входят:
- упражнения для развития артикуляционной моторики;
- упражнения для развития общей координации движений и мелкой моторики пальцев рук;
- дыхательная гимнастика;
- коррекция произношения, автоматизация и дифференциация звуков;
- формирование фонематических процессов;
- работа со словами, звуко-слоговой анализ слов;
- работа над предложением, текстом;
- обогащение и активизация словарного запаса.
Специфическим и очень важным структурным компонентом логопедических занятий является уточнение
артикуляции изучаемых звуков, самоконтроль звукопроизношения (гласных, согласных).
10
Содержание разделов
№
Название раздела
Количество
Контрольные
часов
работы
п/п
1
Обследование устной и письменной речи
12
2
2.
Звуки и буквы
9
-
3.
Звуко-буквенный анализ
12
-
4.
Ударение
6
5.
Слоговой состав слова
9
-
6.
Согласные звуки
12
-
7.
Работа над словом
14
-
8.
Работа над предложением
28
-
102
2
Итого:
11
КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
ПО КОРРЕКЦИОННОМУ КУРСУ «ЛОГОПЕДИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ»
№
Тема
Кол
во
часов
Предметное содержание
Дифференциация видов деятельности
Дата
обучающихся
проведеМинимальный уровень
Достаточный уровень ния урока
1 – я четверть - 24 часа.
Обследование устной и
письменной речи – 6 часов
1.
Обследование
звукопроизноситель
ной
стороны речи
1
Выявление умения ребенка
произносить тот иной звук
изолированно, в слове, в
предложении.
Придумывание короткой
фразы с заданным словом
Произносят звуки, слова (где
звук находится в разных
позициях). Подбирает
картинки на заданный звук с
помощью учителя – логопеда
2.
Обследование
экспрессивной
и
импрессивной
стороны речи
1
Понимание обращенной
речи. Выполнение
предъявляемых на слух
словесных инструкций
раз- личной сложности
Отвечают на вопросы
учителя- логопеда.
Умеют воспроизводить
слоговые цепочки, слова,
словосочетания, предложения
сопряженно и отраженно.
Составляют фразы по
предметным картинкам с
помощью учителя-логопеда
Произносят звуки, слова
(где звук находится в
разных позициях),
предложения.
Придумывают короткие
фразы с заданным словом.
Подбирают картинки на
заданный звук
Отвечают на вопросы
учителя- логопеда.
Произносят звуки, слоги,
слова и фразы.
Умеют воспроизводить
слоговые цепочки, слова,
словосочетания,
предложения.
Понимают смысл
различных логикограмматических
конструкций,
грамматических связей
согласования, управления.
Составляют фразы по
12
сюжетным картинкам
3.
Обследование
связной речи,
словарного
запаса
1
Выявление
степени
сформированности
развернутого самостоятельного высказывания
4..
Обследование
грамматического строя
речи, слоговой
структуры
слова
1
5.
Обследование
навыка чтения
1
6.
Обследование
навыка письма
1
Выявление правильности
построения грамматической
структуры предложения;
использования падежных форм
существительных;
правильное употребление
рода различных частей речи;
форм ед. и мн. числа.
Произнесение звуков в слове,
определения их количества
и последовательность
Чтение слов,
предложений, простых
текстов.
Ответы на вопросы
учителя- логопеда.
Пересказ прочитанного
(прослушанного) текста
Написание диктанта
7.
Звук.
Звуковой
состав слова
1
Восстанавливают
последовательность сюжета с
опорой на инструкцию.
Составляют фразы по
сюжетным картинкам с помощью учителя-логопеда
Умеют воспроизводить
слоговые цепочки, слова,
словосочетания, предложения
сопряженно и отраженно
Восстанавливают
последовательность
сюжета.
Составляют фразы по
сюжетным картинкам
Умеют воспроизводить
слоговые цепочки, слова,
словосочетания,
предложения.
Понимают смысл различных
логико-грамматических
конструкций,
грамматических связей
согласования, управления
Читают слоги и слова.
Отвечают на вопросы с
опорой на картинку
Читают доступный текст
правильно, по слогам,
сознательно, соблюдая
паузы на знаках
препинания
Списывают с печатного
шрифта доступный текст
Умеют писать под диктовку
текст
Звуки и буквы - 9 часов
Умеют называть органы
Уточнение представлений о
артикуляции, которые
существенных признаках
участвуют в образовании
звуков.
звуков с опорой на профили
Развитие фонематического
артикуляции
восприятия
Знают способы образования
различных звуков.
Умеют называть органы
артикуляции, которые
участвуют в образовании
звуков.
Умеют определять
13
количество и порядок звуков
в слове
Звуки и буквы.
Гласные и
согласные
2
Гласные и
согласные.
Звуки и буквы.
Тренировочны
е упражнения
2
10. Выделение
гласных 1 ряда
из слогов и
слов
11. Гласные 2 ряда
8.
9.
Различение гласных и
согласных звуков и букв.
Знакомство с артикуляцией
звуков и способами их
образования
Различение гласных и
согласных звуков и букв.
Дифференциация условных
обозначений звуков
Умеют на слух различать
гласные и согласные звуки в
односложных и двусложных
словах. Обозначают звуки
цветовыми сигнальными
карточками.
Составляют звуковую схему
слов с помощью учителялогопеда
2
Выделение гласных звуков
первого ряда на слух.
Развитие умения слышать
заданный звук в ряду
других звуков.
Определение
наличия/отсутствия звука в
слове на слух.
Запись буквы,
соответствующей гласному
звуку
Умеют выделять начальную
гласную в ударной позиции
из слов и записывать
соответствующую букву.
Определяют наличие
/отсутствие звука в слове на
слух с помощью учителялогопеда
2
Образование гласных
звуков второго ряда.
Выделение гласных звуков и
соответствующих букв в
слогах и словах и их запись
Знают и называют гласные
звуки второго ряда.
Выделяют начальный гласный
звук из слов
Знают и различают,
что такое гласные и
согласные звуки.
Умеют выявлять
особенности звуков при
произношении.
Умеют изображать с
помощью условных
символов гласные и
согласные звуки.
Умеют
находить
заданную гласную и
согласную букву из ряда
букв.
Умеют подбирать слова на
гласные и согласные звуки
Умеют по артикуляции
учителя- логопеда
произносить соответствующие гласные звуки.
Умеют выделять
начальную гласную из слов
и записывать
соответствующую букву.
Определяют
наличие/отсутствие звука в
слове на слух.
Умеют называть гласный
звук в односложных словах
Знают и называют
гласные звуки второго
ряда.
Выделяют гласные звуки
второго ряда из слов,
14
показывают и записывают
соответствующую букву
Звуко - буквенный анализ слов -12 часов
12. Упражнения на
выделение
заданного
звука
1
Нахождение заданных
звуков в слогах и словах.
Сравнение согласных звуков
по твердости, мягкости;
гласных звуков первого и
второго ряда.
Развитие фонематического
слуха и восприятия
Умеют выделять заданный
учителем-логопедом звук в
слогах и словах в разных
позициях (начало, середина,
конец) слова
13. Звуковой
анализ односложных слов
2
14. Звуковой
анализ двусложных слов с
прямыми
слогами
3
Умеют анализировать
звуковой состав слов.
Умеют называть и записывать
недостающую букву в слове с
помощью учителя-логопеда.
Умеют составлять слова из
букв разрезной азбуки
15. Звуковой
анализ двусложных слов с
обратными
слогами
3
Определение количества и
порядка звуков и букв в
односложных словах.
Развитие фонематического
слуха и восприятия
Определение количества и
порядка звуков и букв в
двусложных словах с
прямыми слогами.
Развитие фонематического
слуха и восприятия
Определение количества и
порядка звуков и букв в
двухсложных словах с
обратными слогами.
Развитие фонематического
слуха и
восприятия.
2 –я четверть – 24 часа
16. Звуковой
анализ
3
Определение количества и
порядка звуков и букв в
Умеют анализировать
звуковой состав слов.
Умеют выделять заданный
учителем-логопедом звук в
слогах и
словах в разных позициях
(начало, середина, конец)
слова.
Умеют различать и
обозначать с
помощью условных
символов гласные и
согласные звуки
Умеют анализировать
звуковой состав слов.
Умеют называть и
записывать
недостающую букву в
слове. Умеют
образовывать слова из
предложенных звуков и
букв. Умеют составлять
слова из букв разрезной
азбуки.
Умеют сравнивать по
смыслу и звучанию
слова,
отличающиеся
одним звуком.
Умеют подбирать слова к
заданным схемам и
записывать их.
Умеют сравнивать по
смыслу и звучанию
15
двусложных
слов в слогах
со стечением
согласных
Умеют называть и записывать
недостающую букву в слове с
помощью учителя-логопеда.
Умеют составлять слова из
букв разрезной азбуки
Ударение – 6 часов
двухсложных словах в слогах
со стечением согласных.
Развитие фонематического
слуха и восприятия
17. Знакомство с
ударением
2
Знакомство со значением
ударения в речи.
Развитие умения правильно
ставить ударение в словах.
Чтение слов парами
18. Выделение
ударного
слога
2
19. Выделение
ударной
гласной
2
Определение ударного слога.
Использование
ритмического рисунка для
определения ударного
слога
Выделение ударной гласной
в слове.
Наблюдение за
перемещением ударения в
группах однокоренных
слов
Слоговой состав слова – 9 часов
20. Слоговой
состав слова:
деление на слоги
двухсложных
слов
21. Слоговой
состав слова:
деление на
слоги трех-
2
Закрепление представлений
о слоге как части слова.
Деление двусложных слов
на слоги
2
Закрепление представлений
о слоге как части слова.
Деление трехсложных слов
на слоги
Умеют отхлопывать
ритмический рисунок слова.
Умеют воспроизводить ритм
слова с выделением ударного
гласного путём отстукивания,
отхлопывания с помощью
учителя-логопеда
Умеют делить слова на слоги
с помощью ритмической
опоры. Умеют составлять
слова из слогов с помощью
учителя - логопеда
слова,
отличающиеся
одним звуком.
Умеют подбирать слова к
заданным схемам и
записывать их.
Умеют отхлопывать
ритмический рисунок слова.
Умеют воспроизводить
ритм слова с выделением
ударного гласного путём
отстукивания,
отхлопывания.
Умеют слышать ударный
гласный звук в слове.
Умеют понимать значение
слова, когда ударение
перемещается и записывать
их
Умеют делить слова на
слоги.
Умеют составлять из слогов
слова.
Умеют определять
количество слогов в
слове.
Умеют выделять первый,
второй, третий слог из
16
сложных слов
слова
22. Слогообраз
ующая роль
гласных
3
Закрепление понятия о
слоге. Выделение
гласных в словах
Умеют выделять голосом
гласные звуки из слогов и
слов
23. Слоговой
состав слова.
Составление
слов из
слогов.
Определение
порядка слогов
в слове
2
Составление слов из
слогов. Деление слов
на слоги.
Определение количества
слогов в слове.
Расширение словарного
запаса
Умеют составлять слова из
сло- гов с помощью учителя лого- педа.
Умеют подбирать слова по
за- данному первому слогу
24. Твердые и
мягкие
согласные
звуки
2
Различение звучания твердых
и
мягких согласных звуков.
Обозначение твердых и
мягких согласных с
помощью сигнальных
карточек (синего, зеленого
цвета)
Умеют различать твердое и
мягкое звучание согласных
звуков.
Умеют называть согласный
звук, который звучит мягко
или твердо с помощью
учителя- логопеда
25. Мягкий
согласный
звук в конце
слов (с
помощью Ь
знака)
2
Обобщение знаний об
обозначении мягкости
согласных звуков на письме
буквой «мягкий знак» в
конце слова.
Упражнения в различении
твердых
и мягких согласных звуков
в словах
Умеют дифференцировать
твердые и мягкие
согласные звуки.
Используют знания на
практике произношения и
правописания (в том числе
нормы правописания мягкого
знака
Умеют выделять гласные
звуки из
слогов и соотносить с их
количеством
Умеют составлять слова из
слогов. Умеют подбирать
слова с заданным
количеством слогов.
Умеют подбирать слова по
заданному слогу
Согласные звуки – 12 часов
Умеют различать твердое и
мягкое звучание согласных
звуков.
Умеют называть
согласный звук, который
звучит мягко или твердо.
Умеют использовать
сигнальные карточки для
условного обозначения твердых и мягких
согласных звуков (синий,
зеленый цвет)
Умеют дифференцировать
твердые и мягкие согласные
звуки.
Умеют обозначать
мягкость согласного звука
на письме (в конце и
середине слова с помощью
буквы «ь» мягкий знак);
17
26. Мягкий
согласный звук
в середине
слова (с
помощью Ь
знака)
2
Обобщение знаний об
обозначении мягкости
согласных звуков на письме
буквой «мягкий знак» в
середине слова.
Упражнения в различении
твердых и мягких согласных
звуков
в конце и в середине слова
с помощью учителялогопеда
правильно писать слова с
мягким знаком в конце и в
середине слова
3-я четверть – 30 часов
27. Обозначение
мягкости
согласных
звуков при
помощи гласных
2 ряда
2
Обобщение знаний об
обозначении мягкости
согласных звуков на письме
гласными буквами второго
ряда
Умеют выделять мягкие
согласные звуки перед
гласным второго ряда.
Умеют называть согласный
звук, который звучит мягко
при помощи учителялогопеда
28. Буквы Ё, Е,
Ю,
Я.
Звукобуквенный
анализ слов
2
Выделение йотированных
букв в словах.
Развитие фонематического
слуха и восприятия
Умеют выделять и правильно
писать йотированные гласные
в начале слова
29. Тренировочные
упражнения в
определении
твердых и
мягких
согласных на
письме в
различных
2
Правильное произнесение и
запись слов с йотированными
гласными и мягким знаком.
Развитие фонематического
слуха и восприятия
Умеют дифференцировать
твердые и мягкие согласные
на слух.
Умеют правильно писать
слова с йотированными
буквами и
мягким знаком с помощью
учителя-логопеда
Умеют выделять мягкие
согласные звуки перед
гласным второго ряда.
Умеют называть
согласный, который
звучит мягко.
Умеют обозначать на письме
мягкость согласного звука с
помощью гласных звуков
второго ряда
Умеют
выделять
и
правильно
писать
йотированные гласные в
словах.
Умеют
называть
йотированный гласный,
который смягчает согласный звук
Умеют дифференцировать
твердые и мягкие согласные
звуки на слух.
Умеют правильно писать
слова с
буквами, обозначающими
йотированные гласные звуки
и мягким знаком
18
вариантах
Работа над словом – 14 часов
30. Слово,
как
часть
предложения,
его лексическое
значение
1
31. Слово.
Закрепление
понятия
1
32. Слова,
обозначающие
предмет
1
33. Слова,
обозначающие
предмет.
1
Знакомство со словом, как
структурной единицей
предложения. Развитие
речи и кругозора
обучающихся.
Практическое усвоение
слов, обозначающих живые
и неживые предметы.
Усвоение понятия «слово»
как части предложения, его
лексического значения.
Развитие умения графически
изображать слова,
обозначающие предметы.
Усвоение понятия «слово»
как части предложения, его
лексического значения.
Развитие умения графически
изображать слова,
обозначающие предметы.
Развитие зрительного
внимания и памяти
Формирование умения
различать предмет и слово,
как название этого предмета.
Соотнесение вопросов кто?
что? и слов, обозначающих
название предмета.
Развитие зрительного
внимания и памяти
Формирование умения
классифицировать слова и
ставить к ним вопросы.
Умеют
называть
слова,
определять их лексическое
значение с помощью учителялогопеда.
Различают
слова,
обозначающие
живые
и
неживые предметы, используя
помощь учителя- логопеда
Имеют представление о
«слове» как части
предложения, его
лексическом значении.
Знают и понимают слова,
обозначающие живые и
неживые предметы.
Умеют изображать слова
графически. Усваивают
слова, обозначающие
«живые» и «неживые»
предметы.
Умеют изображать слова
графически
Умеют классифицировать и
называть с помощью
учителя- логопеда слова,
обозначающие предметы,
ставить к словам правильный
вопрос
Имеют представление о
словах, обозначающих
предметы.
Умеют ставить правильный
вопрос
к
словам,
обозначающим «живые» и
«неживые» предметы.
Умеют выделять слова,
обозначающие предметы,
среди других слов и
19
Упражнения в
классификации
слов
34. Слова,
обозначающие
предмет.
Распознавание
слов,
отвечающих на
вопросы кто?
что?
35. Слова,
обозначающие
действие
предмета
1
36. Слова,
обозначающие
действие
предмета.
Закрепление
знаний о
словах,
отвечающих на
вопросы: что
делает? Что
делать?
37. Простое
двусоставное
нераспростране
нное
2
1
2
Уточнение представления
о словах, обозначающих
предметы.
Развитие слухового
внимания и памяти
Формирование умения
отличать слова,
отвечающие на вопрос
«кто?» от слов, отвечающих
на вопрос «что?» с опорой на
их значение.
Развитие слухового
внимания и памяти
Знакомство со словами,
отвечающими на вопрос
«что делает?» и
обозначающими действие
предмета.
Сопоставление вопроса, на
который отвечает слово, с
его значением
Развитие правильного
представления
о связи между вопросом, на
который отвечает слово, и
его значением.
Подбор слов, отвечающих
на вопросы: «что делает?»,
«что делать?».
Развитие слухового
внимания и памяти
изображать графически
Называют с помощью
учителя- логопеда слова,
обозначающие действие
предмета и ставят к ним
правильный вопрос.
Составляют предложения с
опорой на картинку,
используя слова-предметы и
слова-действия
Выделяют слова,
обозначающие действие
предмета и ставят к ним
вопрос. Умеют
изображать слова
графически.
Умеют подбирать слова,
отвечающие на вопросы:
«что делает?»,
«что делать?».
Составляют предложение,
используя слова-предметы
и словадействия
Составление предложения,
состоящего из слов,
обозначающих предметы и
действия предметов.
20
предложение –
тренировочные
упражнения в
различении
слов,
обозначающих
предметы и
действия
предметов
38. Слова,
обозначающие
признаки
предметов
39. Тренировочные
упражнения для
закрепления
понятий о
словах,
обозначающих
предмет,
действие
предмета,
признак
предмета
Наблюдение за связью слов
в предложении
2
2
Формирование
представления о роли в
нашем языке слов,
обозначающих признаки
предметов.
Формирование умения
ставить к слову вопрос.
Развитие слухового внимания
и
памяти
Развитие умения
распознавать слова,
обозначающие предмет,
действие предмета, признак
предмета на материале
предлагаемых упражнений.
Развитие слухового
внимания и памяти
Называют с помощью
учителя- логопеда слова,
обозначающие признак
предмета, и ставят к ним
правильный вопрос
Усваивают понятие о
словах, обозначающих
признаки предмета, умеют
правильно изменять слова
по родам; изображают
слова графически
Умеют распознавать слова,
обозначающие предмет, признак предмета и действие
предмета с помощью учителялогопеда
Умеют находить слова,
обозначающие
предмет,
действие
предмета
и
признак
предмета
и
различать их
Работа над предложением – 28 часов
40. Уточнение и
закрепление
понятия
"предложение"
2
Знакомство с
предложением, как
основной единицей речи,
отражающей законченную
мысль.
С помощью учителя-логопеда
составляют простое нераспространенное предложение с
опорой на картинку
Умеют
определять
синтаксическую основу
предложения.
Составляют
простое
нераспространенное
21
Развитие кругозора и речи
41. Упражнение в
составлении
простых
предложений
2
42. Интонационное
оформление
предложений
2
43. Интонационное
оформление
предложений.
Тренировочные
упражнения
2
Составление
предложений.
Различение понятия
«слово- предложение».
Правильное согласование
глагола с именем
существительным
Слушание, чувствование и
понимание интонационной
законченности предложения.
Развитие слухового
восприятия
Закрепление понятия об
интонационной
законченности предложения, навыка составления
схемы предложения,
опираясь на слуховое
восприятие
предложение,
следят
правильностью
произнесения фразы
Умеют произносить простые
предложения, делая остановку
в конце предложения.
По образцу учителя-логопеда
правильно произносят
предложения по цели
высказывания
за
Умеют слышать,
чувствовать, понимать
интонационную законченность предложения по
цели высказывания,
правильно передавать
тембровую окраску
предложения в
соответствии с заданием
учителя- логопеда,
опираясь на слуховое
восприятие
4- я четверть – 24 часа
44. Развитие умения 2
составлять
предложения
из 3 слов .
Порядок слов в
предложении.
Развитие умения
45. составлять
предложения из
Составление предложений.
1
Составляют с помощью учителя-логопеда предложения из
Установление связи слов в
3-х слов:
пред- ложении по наводящим - из слов, данных в начальной
вопросам
форме;
-по картинке с
использованием опорных
слов.
Умеют ставить к каждому слову в предложении вопрос, используя помощь педагога
Составление предложений из Составляют с помощью учитеслов, данных в начальной
ля-логопеда предложения из
Умеют самостоятельно
составлять предложения из
3-х слов:
- из слов,данных в
начальной форме;
-по картинке,с
использованием опорных
слов
Умеют самостоятельно
составлять предложения из
22
слов, данных в
начальной форме
форме.
Произношение
предложений с
различной интонацией.
Развитие слухового
восприятия
3-х слов:
- из слов, данных в начальной
форме;
-по картинке с
использованием опорных
слов.
Умеют ставить к каждому
слову в предложении вопрос,
используя помощь педагога
3-х слов:
- из слов, данных в
начальной форме;
-по картинке,с
использованием опорных
слов;
Умеют
правильно
согласовывать различные
части речи, вставлять
подходящее по смыслу
слово.
Распространяют
предложения в
следующей
последовательности: кто?
что? что делает?
Составляют самостоятельно
предложения с опорой (без
опоры) на картинку из 2-х
слов и распространяют его.
Умеют
правильно
согласовывать различные
части речи, вставлять
подходящее по смыслу
слово.
Распространяют
предложения в
46. Развитие умения
составлять
предложения по
картинке
с
использованием
опорных
слов
47. Грамматическое
оформление
предложения .
1
Составление предложений
по сюжетной картинке.
Упражнения в
грамматическом
оформлении
предложений
1
Согласование различных
частей
речи
(имени
существительного
с
глаголом в роде и числе;
имени
существительного с именем
прилагательным в роде,
числе и падеже)
Согласовывают с помощью
наглядности слова-предметы
со словами действиями.
Умеют
закончить предложения по
образцу учителя-логопеда.
Составляют предложение из 2х слов с опорой на картинку
48. Грамматическое
оформление
предложения .
1
Согласование различных
частей
речи
(имени
существительного
с
глаголом в роде и числе;
имени
существительного с именем
прилагательным в роде,
числе и падеже)
Согласовывают с помощью
наглядности слова-предметы
со словами действиями.
Умеют
закончить предложения по
образцу учителя-логопеда.
23
49. Согласование
глагола с
именем
существительным в роде
и числе
2
50. Управление.
Винительный
падеж
1
51. Управление.
Винительный
падеж.
Тренировочны
е упражнения
1
52. Управление.
Родительный
падеж
Тренировочные
упражнения
1
Согласование слов в
предложении с данными
словами в различных
формах.
Составление предложений со
словами, данными в
начальной форме. Укрепление
речевого внимания
Развитие умения дополнять
предложения по вопросам
учителя- логопеда.
Развитие умения отвечать
на вопросы полным
предложением с
соблюдением правильного
использования предложнопадежных конструкций.
Дополнение предложений,
подходящими по смыслу
словами.
Воспитание чувства языка.
Упражнения в составлении
предложений из данных
слов.
Дополнение
словосочетаний и
предложений по вопросам
и картинкам.
Воспитание чувства
языка. Развитие
слухового внимания
Развитие умения отвечать
полным предложением на
вопросы учителя-логопеда с
соблюдением правильного
использования предложно-
Составляют предложение из 2- следующей
х слов с опорой на картинку
последовательности: кто?
что? что делает?
Составляют самостоятельно
предложения с опорой (без
опоры) на картинку из 2-х
слов и распространяют его.
Умеют заканчивать
словосочетание, отвечая на
вопрос учителя-логопеда.
Вставляют по смыслу слова в
предложениях с опорой на
картинку
Умеют заканчивать
предложения по вопросам
учителя-логопеда.
Умеют дополнять
предложения
подходящими по смыслу
словами в нужном падеже.
Составляют предложения
из данных слов.
Находят в тексте ошибки и
исправляют их
Умеют заканчивать
словосочетание, отвечая на
вопрос учителя-логопеда.
Вставляют по смыслу слова в
предложения с опорой на
Умеют заканчивать
предложения по вопросам
учителя-логопеда.
Дополняют предложения
подходящими по смыслу
24
53. Управление.
Родительный
падеж.
Тренировочные
упражнения
54. Управление.
Дательный
падеж
Тренировочные
упражнения
1
1
падежных конструкций.
Осуществлять дополнение
словосочетаний по
вопросам и картинкам с
соблюдением правильного
использования предложнопадежных конструкций.
Развитие умения
заканчивать предложения,
вставляя пропущенные
слова по смыслу.
Воспитание чувства
языка. Развитие
слухового внимания
Выполнение упражнений в
составлении предложений из
данных
слов, дополнении
словосочетаний и
предложений по вопросам и
картинкам.
Воспитание чувства
языка. Развитие
слухового внимания
Развитие умения дополнять
предложения по вопросам
учителя- логопеда.
Развитие умения отвечать на
вопросы полным
предложением с соблюдением
правильного использования
предложно-падежных
конструкций.
Дополнение предложений,
подходящими по смыслу
словами и изменяя слова,
данные в скобках по
картинку
словами в
нужном падеже.
Составляют предложения
из данных слов. Находят в
тексте ошибки и
исправляют их
Умеют заканчивать
словосочетание, отвечая на
вопрос учителя-логопеда.
Вставляют по смыслу слова в
предложения с опорой на
картинку.
Умеют заканчивать
предложения по вопросам
учителя-логопеда.
Умеют дополнять
предложения
подходящими по смыслу
словами в нужном падеже.
Составляют предложения из
данных слов. Находят в
тексте ошибки и исправляют
их
25
55. Управление.
Дательный
падеж.
Тренировочные
упражнения
1
56. Управление.
Творительный
падеж
Тренировочные
упражнения
1
57. Управление.
Творительный
падеж.
Тренировочные
упражнения
1
смыслу.
Воспитание чувства языка.
Развитие слухового внимания
Упражнения в составлении
предложений из данных слов.
Дополнение
словосочетаний и
предложений по вопросам
и картинкам.
Воспитание чувства
языка. Развитие
слухового внимания
Развитие умения отвечать
полным
предложением на вопросы
учителя-логопеда с
соблюдением правильного
использования предложнопадежных конструкций.
Развитие умения
заканчивать предложения,
вставляя пропущенные
слова по смыслу.
Развитие
умения
подбирать под- ходящие по
смыслу слова к данным
предложениям
Развитие умения изменять
слова, данные в скобках по
смыслу с соблюдением
правильного использования
предложно-падежных конструкций.
Дополнение словосочетаний и
предложений по вопросам и
картинкам.
Воспитание чувства языка.
Развитие слухового
Умеют заканчивать словосочетание, отвечая на вопрос
учителя-логопеда.
Вставляют по смыслу слова в
предложения с опорой на
картинку
Умеют
заканчивать
предложения
по вопросам учителялогопеда.
Умеют
дополнять
предложения
подходящими по смыслу
словами в нужном падеже.
Составляют предложения
из данных слов.
Находят
в
тексте
ошибки и исправляют
их
Умеют заканчивать словосочетание, отвечая на вопрос
учителя-логопеда.
Вставляют по смыслу слова в
предложения с опорой на
картинку
26
внимания
58. Управление.
Предложный
падеж
Тренировочные
упражнения
1
59. Управление.
Предложный
падеж.
Тренировочные
упражнения
1
60. Распространение
предложения.
Схема
предложения.
Тренировочные
упражнения
2
Развитие умения отвечать
полным предложением на
вопросы учителя-логопеда с
соблюдением пра- вильного
использования предлож- нопадежных конструкций.
Развитие умения
заканчивать предложения,
вставляя пропущенные
слова по смыслу.
Развитие
умения
подбирать подходящие по
смыслу слова к дан- ным
предложениям
Развитие умения изменяют
слова, данные в скобках по
смыслу с соблюдением
правильного использования
предложно-падежных конструкций.
Дополнение
словосочетаний и
предложений по вопросам
и картинкам.
Воспитание чувства
языка. Развитие
слухового внимания
Составление предложений
из данных слов по вопросам,
картинкам.
Составление графической
схемы распространенного
предложения.
Определение
последовательности слов в
Умеют составлять
словосочетания и
предложения, отвечая на
вопрос учителя-логопеда.
Вставляют по смыслу слова в
предложения с опорой на
картинку.
Составляют предложения
по картинкам из 2,3 слов.
Отвечают на вопросы
учителя- логопеда
Умеют
записывать
предложения по вопросам
учителя-логопеда. Умеют
дополнять
предложения
подходящими по смыслу
словами в нужном падеже.
Составляют предложения
из данных слов.
Находят
в
тексте
ошибки и исправляют
их
Составляют предложения из
данных слов в определенной последовательности по
вопросам.
Составляют предложения
по картинкам из 2,3,4,5 и
более слов.
Умеют распространять
27
предложении.
предложения по вопросам
Обследование устной и письменной речи – 6 часов
61. Обследование
экспрессивной и
импрессивной
стороны речи
2
Понимание обращенной
речи. Выполнение
предъявленных на слух
словесных инструкций
раз- личной сложности.
Умеют отвечать на
вопросы учителялогопеда.
Умеют воспроизводить
слоговые цепочки, слова,
словосочетания, предложения
сопряженно и отраженно.
Составляют фразы по
предметным картинкам с
помощью учителя-логопеда.
62. Обследование
устной речи
2
Читают слоги и слова.
Отвечают на вопросы с
опорой на картинку
63. Обследование
письменной речи
2
Чтение слов,
предложений, простых
текстов.
Ответы на вопросы
учителя- логопеда.
Пересказ прочитанного
(прослушанного) текста
Написание
диктанта. Работа
над ошибками
Умеют списывать
предложенный текст с
печатного варианта.
Умеют написать слова или
простую фразу с помощью
учителя- логопеда.
Умеют отвечать на вопросы
учителя-логопеда.
Произносят
и
воспроизводят
звуки,
слоги, слова и фразы.
Умеют воспроизводить
слоговые цепочки, слова,
словосочетания,
предложения. Понимают
смысл различных логикограмматических
конструкций,
грамматических связей
согласования, управления.
Составляют фразы по
сюжетным картинкам
Читают доступный текст пра
-вильно, по слогам,
осознано, соблюдая паузы на
знаках препинания.
Пересказывают
прочитанный материал
Умеют писать под
диктовку текст.
Умеют находить
допущенные ошибки и
исправлять их после
предварительного анализа
и разбора учителемлогопедом
28
IV.
ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО- МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
Освоение учебного предмета «Логопедия» предполагает использование демонстрационных и печатных
пособий, демонстрационных приборов и инструментов, технических средств обучения для создания и воспитания
младших школьников с лёгкой степенью умственной отсталости:
Демонстрационные и печатные пособия:
1.Графические схемы (звуко-буквенного разбора слова),
2.Кассы букв и слогов,
3.Набор сюжетных картинок в соответствии с тематикой,
4.Набор предметных картинок в соответствии с тематикой,
5.Репродукции картин художников в соответствии с тематикой читаемых произведений,
6.Портреты писателей и поэтов,
7. Детские книги разного типа из круга детского чтения.
Демонстрационные приборы и инструменты:
1. Предметные картинки
2. Азбука разрезная
3. Магниты
4. Игры и игрушки
5. Домино
6. Пазлы
Технические средства обучения:
1.
2.
3.
4.
Ноутбук,
Проектор,
Интерактивная доска,
Презентации.
29
V.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Нормативно-правовые документы:
1. Закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» 273-ФЗ от 29.12.2012г.
2.Федеральная адаптированная основная общеобразовательная программа обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями) далее ФАООП УО (вариант 1), утвержденная приказом
Министерства просвещения России от 24.11.2022г. № 1026,
- «Рабочая программа по учебному предмету «Логопедические занятия» 2 класс вариант 1 (для обучающихся с
интеллектуальными нарушениями)» Федерального государственного бюджетного научного учреждения «Институт
коррекционной педагогики»,
- Адаптированная основная общеобразовательная программа для обучающихся с умственной отсталостью (легкая
степень) ГКОУ АО «Енотаевская общеобразовательная школа – интернат».
Учебно-методическая литература:
1.
Воронкова В.В. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 1-4
классы – М.: Просвещение, 2011г.
2. Воронкова В.В. Обучение грамоте и правописанию в 1-4 классов вспомогательной школы.
3. О.Б. Иншакова «Логопедический альбом».
4. Фотекова, Т.А., Ахутина Т.В Диагностика речевых нарушений школьников с использованием
нейропсихологических методов– М.: АРКТИ, 2002
30
5.
Садовникова И. Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников– М.: ГИЦ
«Владос» 1997 год.
6.
Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов М.: ГИЦ «Владос».
7. Алексеева О. С. Различаем звуки и буквы. Картотека заданий логопеда. 1-4 класс. — М.: КАРО, 2021.
8. Мазанова Е. В. Коррекция акустической дисграфии. Конспекты занятий для логопедов. — М.: Гном-Пресс,
2023.
9. Кондратенко И. Ю. Произносим звуки правильно: логопедические упражнения. – М.: Айрис-пресс, 2012.
10. Лалаева Р. И. Логопедическая работа в коррекционных классах: книга для логопеда. – М.: ВЛАДОС, 1998.
11. Лосева С. М. Логопедическая работа с умственно отсталыми дошкольниками. – М.: Редкая птица, 2020.
12. Э. В. Якубовская, Я.В. Коршунов. Русский язык. 2 класс.– М.: «Просвещение», 2022 г.
31