СОДЕРЖАНИЕ.
I.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА ______________________ 2
II.
СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ _________________________9
III.
КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ__12
IV. ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО – МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ_ 41
V.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ____________________________42
I.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по коррекционному курсу «Логопедические занятия» разработана на основе:
-
Федеральной
адаптированной
основной
общеобразовательной
программы
обучающихся
с
интеллектуальными нарушениями далее ФАООП УО (вариант 1), утвержденной приказом Министерства
просвещения России от 24.11.2022г. № 1026,
- «Рабочей программы по учебному предмету «Логопедические занятия» 4 класс вариант 1 (для обучающихся
с интеллектуальными нарушениями)» Федерального государственного бюджетного научного учреждения
«Институт коррекционной педагогики»;
в соответствии с локальными актами ГКОУ АО «Енотаевская общеобразовательная школа – интернат»:
- Адаптированной основной общеобразовательной программой для обучающихся с умственной отсталостью
(легкая степень),
- Учебным планом на 2025-2026 учебный год,
- «Положением о рабочей программе» ГКОУ АО «Енотаевская общеобразовательная школа – интернат».
ФАООП УО (вариант 1) адресована обучающимся с интеллектуальными нарушениями с учетом реализации их
особых общеобразовательных потребностей, а также индивидуальных особенностей и возможностей.
Нарушения речевого развития обучающихся данной категории носят системный характер и затрагивают все
компоненты речи: фонетико- фонематическую сторону, лексико-грамматический строй, семантику. Расстройства
речи у них проявляются на фоне грубого нарушения познавательной деятельности, аномального психического
развития в целом.
Формирование полноценной учебной деятельности возможно лишь при достаточно хорошем уровне развития речи,
который предполагает определенную степень сформированности средств языка (произношение, грамматический
строй, словарный запас), а также умений, навыков свободно и адекватно пользоваться этими средствами в целях
общения. В связи с этим, коррекционный курс «Логопедические занятия» является актуальным.
«Логопедические занятия» относятся к коррекционно-развивающей области «Коррекционные занятия» и
являются обязательной частью учебного плана. В соответствии с учебным планом рабочая программа
коррекционных курсов «Логопедические занятия» в 4 классе рассчитана на 102 часа (34 учебные недели) и
составляет 3 часа в неделю в форме фронтальных занятий.
12 часов – на обследование (со 02 сентября по 15 сентября – 6 часов, с 15 мая по 22 мая - 6 часов).
Рабочая программа по коррекционному курсу «Логопедические занятия» в 4 классе определяет следующую цель
и задачи:
Цель коррекционного курса «Логопедические занятия» - предупреждение, профилактика, коррекция дисграфии,
дислексии различной этиологии.
Задачи коррекционного курса:
− повышать уровень речевого и общего психического развития обучающихся;
− осуществлять профилактику специфических и сопутствующих (графических, орфографических) ошибок;
− закреплять практические навыки правильного использования языковых средств в речевой деятельности;
− расширять и обогащать опыт коммуникации обучающихся в ближнем и дальнем окружении;
− вырабатывать навыки правильного, сознательного чтения и аккуратного, разборчивого, грамотного письма;
− обеспечивать условия для коррекции нарушений устной речи, профилактики и коррекции дислексии,
дисграфии и дизорфографии.
Программа построена на основе учебника для общеобразовательных организаций, реализующих
адаптированные основные общеобразовательные программы, авторы Э. В. Якубовская, Я.В. Коршунов. Русский
язык. 4 класс.– М.: «Просвещение», 2022 г.
Планируемые результаты освоения рабочей программы
Личностные результаты:
− осознание себя как ученика, заинтересованного посещением коррекционных занятий;
− умение слушать и понимать речь окружающих;
− умение вступать в контакт и работать в коллективе, используя принятые ритуалы
− социального взаимодействия (учитель - ученик, ученик – ученик, ученики);
− овладение запасом фраз и определений для обозначения возникшей проблемы, развитие умения
сформулировать запрос о помощи;
− умение начинать и поддерживать разговор, задать вопрос, выразить свои намерения, просьбу, пожелание;
завершить разговор;
− умение оценивать совместно с учителем-логопедом результат своих действий и действий одноклассников.
Уровни достижения предметных результатов
Минимальный уровень:
− четко произносить автоматизированные звуки русского языка в речевом потоке.
− производить звуко-слоговой анализ и синтез слова;
− дифференцировать
звуки,
имеющие
тонкие
акустико-
артикуляционные отличия, правильно обозначать их на письме;
− определять место ударения в слове;
− с помощью педагога составлять и распространять предложения, устанавливать связи между словами по
вопросам; ставить знаки препинания в конце предложения;
− списывать рукописный и печатный текст целыми словами и словосочетаниями;
− писать под диктовку предложения;
− связно высказываться по затрагиваемым в беседе вопросам;
− с помощью педагога составлять небольшие рассказы на предложенную тему.
Достаточный уровень:
− систематизировать обобщенные представления о звуковой стороне речи.
− активизировать усвоенную лексику через речевую практику, активно использовать программную
терминологию.
− владеть способами словообразования и словоизменения;
− интонационно правильно произносить предложения, выделять главные и второстепенные члены предложения;
− выделять из предложения слова, обозначающие предметы, действия, признаки;
− составлять предложения, восстанавливать нарушенный порядок слов в предложении;
− составлять небольшие рассказы на предложенную тему;
− списывать рукописный и печатный текст целыми словами и словосочетаниями;
− писать под диктовку предложения и тексты (30-35 слов);
− определять тему и основную мысль текста, озаглавливать текст;
− делить текст на части, устанавливать связь между частями текста, выделять ключевые слова;
− составлять план текста;
− пересказывать текст по плану
.
Система оценки достижения обучающимися
с умственной отсталостью планируемых результатов освоения рабочей программы
Оценка личностных результатов предполагает, прежде всего, оценку продвижения обучающегося в овладении
социальными (жизненными) компетенциями, может быть представлена в условных единицах:
- 0 баллов - нет фиксируемой динамики;
- 1 балл - минимальная динамика;
- 2 балла - удовлетворительная динамика;
- 3 балла - значительная динамика.
Критерии оценки предметных результатов:
- В соответствии с требованиями ФГОС к адаптированной основной общеобразовательной программе для
обучающихся с интеллектуальными нарушениями результативность обучения может оцениваться только строго
индивидуально с учетом особенностей психофизического развития и особых образовательных потребностей каждого
обучающегося.
- На логопедических занятиях система оценивания является безотметочной, в то же время учитель-логопед
постоянно отслеживает и контролирует достижения обучающегося, используя иные способы фиксации и
формализации оценки, которые способствуют созданию ситуации успешности обучения для каждого.
- Текущий контроль осуществляется на коррекционных занятиях в форме устного опроса (индивидуального,
фронтального), письменных работ, тестирования . Итоговые работы могут состоять из списывания, диктанта.
Учитель-логопед анализирует специфические ошибки и строит дальнейшую коррекционную работу с учетом
частотности допускаемых ошибок. Заполняется речевая карта обучающегося, карта результатов мониторинга.
Проводится мониторинг состояния устной и письменной речи: первичное (на начало года); итоговое (конец года).
В основу организации процедуры логопедического мониторинга устной речи обучающихся положена методика
Т. А. Фотековой.
Для каждой серии всех методик разработаны собственные критерии оценки. Общим правилом при оценивании
заданий всех серий является учет степени успешности выполнения с помощью градаций (оценок в баллах). Эти
градации отражают четкость и правильность выполнения, характер и тяжесть допускаемых ошибок, вид и
количество
использованной помощи, что дает возможность получения более дифференцированного результата. Процентное
выражение качества выполнения методики соотносится затем с одним из уровней успешности.
Предлагается 4 уровня успешности:
- высокий – 100 - 80%;
- средний – 64,9 - 45%;
- выше среднего – 79,9 -65%;
- низкий – 44,9% и ниже.
На основе полученных значений вычерчивается индивидуальный речевой профиль, отражающий как наиболее
несформированные, так и наиболее сохранные компоненты речевой системы ребенка и позволяющий отследить
динамику его речевого развития.
II.СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ
Обучение на логопедических занятиях тесно связано с другими учебными предметами, жизнью, готовит
обучающихся к усвоению речевых норм, учит использованию их в различных ситуациях. Рабочая программа с
одной стороны, представляет собой платформу для успешного усвоения и правильного применения обучающимися
грамматических правил, а с другой стороны - закрепление учебного материала.
Программа предусматривает работу над восполнением пробелов в развитии психологических предпосылок к
полноценному овладению чтением и письмом, нормализацию звуковой стороны речи и дальнейшее совершенствование лексико-грамматических средств языка (уточнение и расширение словаря, свободное, активное и
адекватное использование его в целях устного общения, развитие и совершенствование грамматического строя
речи), на отработку навыков чтения и письма, формирование умений и навыков устного связного высказывания и
в дальнейшем, на их основе, – предпосылок к развитию умений и навыков составления развёрнутых письменных
текстов. Данная программа построена по цикличному принципу и предполагает повторение тем в каждом классе,
на более высоком уровне, усложняется речевой материал, формы звукового анализа и синтеза, лексические темы.
Обучение основано на принципе системно - деятельностного подхода с учетом междисциплинарного комплексного
подхода, жизненными компетенциями, поэтапного формирования умственных действий.
Логопедическая коррекция осуществляется при использовании различных методов:
- практические – упражнения, игры, моделирование, инсценировки;
- наглядные – наблюдения, работа с картинками, аудио- и видеоматериалами;
- словесные – беседа, рассказ, пояснение, объяснение, педагогическая оценка.
Репродуктивные методы эффективны в развитии имитационной способности обучающихся, формирования
навыков четкого произношения, при восприятии речевых образцов, особенно в контексте интересных для ребенка
видов деятельности.
Продуктивные методы используются при построении высказываний, различных видов рассказа, пересказа и
выполнения творческих заданий.
В структуру занятия входят:
- упражнения для развития артикуляционной моторики;
- упражнения для развития общей координации движений и мелкой моторики пальцев рук;
- дыхательная гимнастика;
- коррекция произношения, автоматизация и дифференциация звуков;
- формирование фонематических процессов;
- работа со словами, звуко-слоговой анализ слов;
- работа над предложением, текстом;
- обогащение и активизация словарного запаса.
Специфическим и очень важным структурным компонентом логопедических занятий является уточнение
артикуляции изучаемых звуков, самоконтроль звукопроизношения (гласных, согласных).
Содержание разделов
№
Название раздела
п/п
1. Обследование устной и письменной речи
Количество
Контрольные
часов
12
работы
2
2.
Гласные и согласные
4
3.
Предложение
8
4.
Дифференциация гласных 1 и 2 ряда
19
5.
6.
Мягкий знак на конце в середине слова
Сочетание гласных с шипящими
6
5
7.
Дифференциация согласных по звонкости-
26
8.
глухости
Слово
4
9.
Ударение. Безударные гласные
8
10. Предлоги. Дифференциация предлогов
Итого:
10
102
2
КАЛЕНДАРНО- ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО КОРРЕКЦИОННОМУ
КУРСУ «ЛОГОПЕДИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ»
Тема курса
Предметное содержание
Колво
часов
№
1.
Обследование звукопроизносительной
стороны речи
2.
Обследование
экспрессивной
стороны
речи
импрессивной
стороны речи
1
1
и
Дифференциация видов деятельности обучающихся
Минимальный уровень
1 –я четверть – 24 часа
Обследование устной и письменной речи – 6 часов
Произносят звуки, слова (где
Выявление умения ребенка
звук находится в разных
произносить тот иной звук
позициях). Подбирают
изолированно, в слове, в
предложении. Придумывание картинки на за- данный звук с
помощью учителя – логопеда
короткой фразы с заданным
словом
Понимание обращенной речи.
Выполнение предъявляемых на
слух словесных инструкций
различной сложности
Отвечают на вопросы учителялогопеда.
Умеют воспроизводить
слоговые цепочки, слова,
словосочетания, предложения
сопряженно и отраженно.
Составляют фразы по
предметным картинкам с
помощью учителя-логопеда
Минимальный
уровень
Произносят звуки, слова
(где звук находится в
разных позициях),
предложения. Придумывают короткие
фразы с заданным
словом.
Подбирают картинки на
заданный звук
Отвечают на вопросы
учителя-логопеда.
Произносят,
воспроизводят звуки,
слоги, слова и фразы.
Умеют воспроизводить
слоговые цепочки, слова,
словосочетания,
предложения.
Понимают
смысл
различных
логикограмматических
конструкций, грамматических связей согласования,
управления.
Составляют фразы по
сюжетным картинкам
Дата
проведения
3.
Обследование
связной речи,
словарного запаса
1
4.
Обследование
грамматического
строя речи,
слоговой
структуры
слова
1
5.
Обследование
навыка чтения
1
6.
Обследование
навыка письма
1
Выявление степени уровня
сформированности
развернутого
самостоятельного
высказывания
Восстанавливают
последовательность
сюжета с опорой на
инструкцию. Составляют
фразы по сюжетным
картинкам с помощью учителя-логопеда
Выявление правильности
Умеют воспроизводить
построения грамматической слоговые цепочки, слова,
структуры предложения;
словосочетания,
использования падежных
предложения сопряженно и
форм существительных;
отраженно
правильное употребление
рода различных частей речи;
форм
единственного и
множественного числа.
Произнесение звуков в
слове,
определение их количества и
последовательность
Чтение предложений,
Читают предложения по смепростых текстов.
шанному типу.
Ответы на вопросы учителя- Отвечают на вопросы с
логопеда.
опорой на картинку
Пересказ прочитанного
(прослушанного) текста.
Восстанавливают
последовательность
сюжета.
Составляют фразы по
сюжетным картинкам
Написание диктанта
Умеют писать под
диктовку текст
Списывают с печатного
шрифта доступный текст,
вставляя пропущенные
буквы. Пишут под диктовку
доступный текст после
предварительного
разбора
Гласные и согласные звуки – 4 часа
Умеют воспроизводить
слоговые цепочки, слова,
словосочетания,
предложения.
Понимают
смысл
различных
логикограмматических
конструкций,
грамматических
связей
согласования,
управления
Читают доступный текст
правильно,
целыми
словами,
осознанно,
соблюдая паузы на
знаках препинания
7.
Гласные и согласные
звуки.
Их различение
4
Закрепление связи между
звуком и буквой.
Произношение гласных и
согласных звуков, их
различие.
Выделение в словах гласных
и согласных звуков.
Деление слов на слоги,
выделение гласных и
согласных.
Умеют слышать и
выделять гласные и
согласные звуки из ряда
звуков и букв с помощью
учителя-логопеда.
Делят слова на слоги,
определяют звук (гласный
или согласный).
Осуществляют звукобуквенный анализ с
помощью учителя –
логопеда.
Знают и различают
гласные и согласные
звуки. Выявляют
особенности звуков при
произношении.
Умеют изображать с
помощью условных
символов гласные и
согласные звуки.
Находят заданную букву,
обозначающие гласный
или согласный звук из
ряда букв. Подбирают
слова на гласные
и согласные звуки.
Делят слова на слоги,
Умеют проводить звукобуквенный анализ и
синтез
Предложение – 8 часов
8.
Уточнение и
закрепление понятия
"предложение"
1
Определение понятия
«Предложение».
Составление и запись
предложений по картинкам.
Составление графической
схемы предложения.
Определение количества
слов в предложении.
Формирование навыков
зрительного и слухового
вербального анализа
С помощью учителялогопеда
составляют распространенное
предложение с опорой
на картинку. Умеют
составлять и записывать
предложения по
картинкам. Составляют
графические схемы
предложений.
Определяют количество
слов в предложении с
помощью учителя-
Умеют чувствовать
синтаксическую основу
предложения. Составляют
распространенное
предложение; следят
за правильностью
произнесения фразы.
Составляют и записывают
предложения по
картинкам, графическим
схемам, предложений.
Определяют количество
слов в предложении
логопеда
9.
Интонационное
оформление
предложений
2
10.
Предложение.
Составление
предложений по
вопросу, по
началу, из набора
слов,
"деформированные
предложения"
Предложение.
Тренировочные
упражнения по
составлению
предложений по
вопросу, по началу, из
набора слов,
«деформированные
предложения»
1
11.
4
Слушание, чувствование и
понимание интонационной
законченности
предложения.Понимание
видов предложения по цели
высказывания.Функции
предложения.
Развитие
слухового восприятия
Умеют произносить простые
предложения, делая
остановку в конце
предложения.
По образцу учителялогопеда правильно
произносят предложения по
цели высказывания.
Ставят знаки в конце
предложения с помощью
учителя-логопеда и в
соответствии с целью
высказывания
Умеют слышать,
чувствовать, понимать
интонационную
законченность
предложения по цели
высказывания;
правильно передавать
тембровую окраску
предложения в
соответствии с заданием
учителя-логопеда,
опираясь на слуховое
восприятие. Ставят
правильный знак в конце
предложения в соответствии с целью
высказывания
Составление предложений
Отвечают на вопрос учителя- Отвечают на вопрос
из разрозненных слов, по
логопеда полным ответом.
учителя- логопеда
началу предложения,
Составляют предложения по полным ответом.
вопросу учителя- логопеда. его началу с помощью
Составляютпредложения
Составляют из слов, данных наводящих вопросов
по его началу.Составляют
в правильной и
учителя-логопеда.
предложения из слов,
неправильной
Составляют предложения
данных в правильной и
грамматической форме,
из слов, данных в
неправильной
предложение.
правильной
грамматической форме.
Формирование навыков
грамматической форме с
Составляют
зрительного и слухового
помощью
предложения из данных
вербального анализа
учителя-логопеда
слов так, чтобы
выделенные слова были
первыми в предложении.
Составляют предложения,
поставив слова в нужном
порядке и падеже
Гласные звуки и буквы. Дифференциация гласных 1 и 2 ряда – 19 часов
12.
Гласные звуки
.Артикуляция
гласных, способы
образования.
Слогообразующая
роль гласных
1
Уточнение и закрепление
артикуляции гласных
звуков.
Произношение гласных
звуков. Закрепление понятия
о слогообразующей роли
гласных звуков.
Определение гласных звуков
по беззвучной артикуляции.
Графическое изображение
гласных звуков в словах
13.
Выделение
(узнавание) звука из
ряда гласных, слогов,
на
фоне
слова.Определение
места звука и буквы в
слове.Выделение
гласных
под
ударением в начале,
середине, конце слова
2
Выделение гласных звуков в
начальной позиции, под
ударением в начале,
середине, конце слова.
Определение места
гласного звука в слове.
Выделение первого и
последнего звука в слове с
опорой на предметную
картинку и без нее.
Формирование навыков
анализа и синтеза слов.
Развитие слухового
восприятия
Правильно
произносят
гласные звуки и соотносят
их с соответствующей
буквой.Умеют вычленять
гласный звук в слове в
ударной позиции в начале
и конце слова, под
ударением на слух.
Называют первый звук в
слове с помощью учителялогопеда
Знают характеристику и
нормы произношения
гласных звуков.Умеют
записать серию гласных
букв по беззвучной
артиуляции учителялогопеда. Соотносят звук
с буквой и цветовым
символом.Называют
гласный звук в слове в
ударной позиции: в начале, середине, конце слова
по картинному материалу
и на слух.
Выделяют первый и
последний звук в слове.
14.
Дифференциация
звуков и букв
И–Й
15.
Образование гласных 1
звуков 2 ряда
16.
Дифференциация
гласных 1 и 2 ряда:
Ы-И в слогах,
2
1
Произнесение звуков и
называние букв
Сравнение звуков по
артикуляции, букв – по
написанию и цветовым
символам (И-красный, Йзеленый)
Выделение звуков в словах,
определение места звука в
словах и называние
соответствую-щей буквы.
Написание пропущенных
букв в словах.
Дифференциация
предметных картинок
Упражнения в
словоизменении слов.
Правильно произносят звуки
и соотносят их с буквами.
Сравнивают звуки по
артикуляции и
произношению.
Вставляют пропущенные
буквы в слова с опорой на
предметные картинки.
Изменяют слова по образцу с
помощью учителя-логопеда
Прослушивание сказки об Слушают сказку об
образовании гласных 2
образовании
ряда. Ответы на вопросы
гласных звуков второго
учителя-логопеда полным
ряда.
предложением.
Отвечают на вопросы
Выделение голосом
учителягласной в начале и конце
логопеда односложно.
слова и запись
Выделяют голосом
соответствующей буквы на начальную гласную в слове
и записывают
слух и по предметным
соответствующую букву (на
картинкам. Развитие
слух)
фонематического слуха и
восприятия.
2 – четверть- 24 часа
Различение букв в слогах,
Повторяют
слоговую
словах
цепочку за учителеми словосочетаниях.
логопедом.
Правильно произносят
звуки и соотносят их с
буквами. Сравнивают
звуки по артикуляции и
произношению.
Умеют правильно
подобрать цветовой
символ к звукам.
Выделяют и определяют
место звуков в словах.
Вставляют пропущенные
буквы в слова,
словосочетания,
простые предложения.
Изменяют слова по
образцу.
Слушают сказку об
образовании гласных
звуков второго
ряда. Отвечают на
вопросы учителялогопеда полным
предложением.
Выделяют голосом
гласную начале и конце
слова и записывают
Умеют сравнивать слова,
отличающиеся одной
буквой по смыслу и
словах и
словосочетаниях
17.
Дифференциация
гласных 1 и 2 ряда:
Ы-И в предложениях
и тексте
1
18.
Дифференциация
гласных звуков 1 и
2 ряда: У-Ю в
слогах, словах и
словосочетаниях
1
Проговаривание слоговых
цепочек.
Написание пропущенных
гласных в словах.
Составление
словосочетаний. Развитие
слухопроизносительной
дифференциации твердых и
мягких согласных.
Формирование навыков
анализа и синтеза слов.
Развитие зрительного и
слухового восприятия и
внимания
Списывают
слова,
выделяя
дифференцируемую
букву.
Вставляют
в
слова
нужную букву с опорой
на картинный материал.
Умеют
закончить
словосочетание, подобрав
нужное по смыслу
слово
с
помощью
учителя-логопеда
Чтение предложений и
текстов, насыщенных
гласными И-Ы.
Дифференцированная
запись слов из
предложений.
Написание пропущенных
гласных букв в словах,
предложениях и тексте.
Изменение окончания слов в
предложениях и тексте по
смыслу.Написание под
диктовку текстов. Развитие
фонематического слуха
Формирование навыков
анализа и синтеза слов.
Различение звуков
изолированно, в слогах и
словах, словосочетниях.
Проговаривание слоговых
цепочек. Написание
пропущенных гласных
звуков в словах.Составление
словосочетаний. Развитие
Читают предложения и
тексты. Записывают простые
предложения.Подчеркивают
слова с дифференцируемыми
гласными.
Читают и записывают
текст, вставляя
дифференцируемые
буквы с помощью учителя логопеда
Повторяют слоговую
цепочку за учителемлогопедом.
Списывают слова, выделяя
дифференцируемую букву.
Вставляют в слова нужную
букву с опорой на
картинный материал.
написанию.
Запоминают и
повторяют ряды слогов.
Вставляют в слова
нужную букву. Умеют
закончить
словосочетание,
подобрав нужное по
смыслу слово. Пишут
под диктовку слова,
выделяя
дифференцируемую
букву
Читают предложения и
тексты.
Умеют выбрать и
записать из предложений
(текстов) слова с
дифференцируемыми
гласными.Изменяют слова
в предложениях (текстах)
по смыслу.
Читают и записывают
пред- ложение (текст),
вставляя
дифференцируемые буквы
Умеют сравнивать слова,
от- личающиеся одной
буквой по смыслу и
написанию.
Запоминают и повторяют
ряды слогов.Вставляют в
слова нужную
букву.Умеют закончить
19.
Дифференциация
гласных звуков 1 и
2 ряда: У-Ю в
предложениях
и
тексте
20.
Дифференциация
гласных звуков 1 и
2 ряда: А-Я в
слогах, словах и
словосочетаниях
1
1
навыков звукового анализа и
синтеза. Развитие
слухопроизносительной
дифференциации твердых и
мягких согласных.
Развитие зрительного и
слухового восприятия и
внимания
Чтение предложений и
текстов, насыщенных
гласными У-Ю.
Дифференцированная
запись слов из
предложений
Написание пропущенных
гласных в предложениях и
тексте. Изменение
окончания слов в
предложениях и тексте по
смыслу.Написание под
диктовку текстов. Развитие
фонематического слуха
Различение букв в слогах,
словах и словосочетаниях.
Проговаривание слоговых
цепочек.Написание
пропущенных гласных в
словах.Составление
словосочетаний.Развитие
слухопроизносительной
дифференциации твердых и
мягких согласных звуков.
Формирование навыков
анализа и синтеза слов
Развитие зрительного и
слухового восприятия и
внимания
Умеют закончить
словосочетание, подобрав
нужное по смыслу слово с
помощью учителялогопеда
Читают предложения и
тексты. Записывают простые
предложения. Подчеркивают
слова с дифференцируемыми
гласными.Читают и
записывают текст, вставляя
дифференцируемые
буквы с помощью учителя –
логопеда
словосочетание,
подобрав нужное по
смыслу слово.
Пишут под диктовку
слова, выделяя
дифференцируемую
букву
Читают предложения и
тексты.
Умеют выбрать и
записать из предложений
(текстов) слова с
дифференцируемыми
гласными.
Изменяют слова в
предложениях (текстах)
по смыслу.
Читают и записывают
предложение (текст),
вставляя
дифференцируемые буквы
Повторяют слоговую
Умеют сравнивать слова,
цепочку за учителемотличающиеся одной
логопедом.
буквой по смыслу и
Списывают слова, выделяя
написанию.
дифференцируемую букву. Запоминают и повторяют
Вставляют в словах нужную ряды слогов.
Вставляют в словах
букву с опорой на
картинный материал.Умеют нужную букву.Умеют
закончить
закончить словосочетние,
подобрав нужное по смыслу словосочетание, подобрав
нужное по смыслу слово.
слово с помощью учителяПишут под диктовку
логопеда
слова, выделяя
дифференцируемую
букву
21.
Дифференциация
гласных звуков 1 и
2 ряда: А-Я в
предложениях
и
тексте
1
22.
Дифференциация
гласных звуков 1 и
2 ряда: О-Ё в
слогах, словах и
словосочетаниях
1
23.
Дифференциация
гласных звуков 1 и
2 ряда: О-Ё в
предложениях
и
тексте
1
Чтение предложений и
текстов, насыщенных
гласными звуков А- Я.
Дифференцированная
запись
слов
из
предложений.
Написание пропущенных
гласных букв в словах, в
предложениях и тексте.
Изменение окончания слов
в предложениях и тексте
по смыслу.
Написание под диктовку
текстов. Развитие
фонематического слуха
Различение букв в слогах,
словах и словосочетаниях.
Проговаривание слоговых
цепочек.
Написание пропущенных
гласных звуков в словах.
Составление
словосочетаний. Развитие
навыков звукового анализа и
синтеза.
Развитие
слухопроизносительной
дифференциации твердых и
мягких согласных.
Развитие зрительного и
слухового восприятия и
внимания
Чтение предложений и
текстов, насыщенных
гласными О-Ё.
Дифференцированная
запись слов из
Читают предложения и
тексты. Записывают простые
предложения.Подчеркивают
слова с дифференцируемыми
гласными.
Читают и записывают
текст, вставляя
дифференцируемые
буквы с помощью
учителя – логопеда
Читают предложения и
тексты.Умеют выбрать
и записать из
предложений (текстов)
слова с
дифференцируемыми
гласными звуками .
Изменяют слова в
предложениях (текстах)
по смыслу.
Читают и записывают
предложение (текст),
вставляя
дифференцируемые буквы
Повторяют слоговую
цепочку за учителемлогопедом.
Списывают слова, выделяя
дифференцируемую букву.
Вставляют в слова нужную
букву с опорой на
картинный материал.
Умеют закончить
словосочетание, подобрав
нужное по смыслу слово с
помощью учителялогопеда
Умеют сравнивать слова,
отличающиеся одной
буквой по смыслу и
написанию.
Запоминают и повторяют
ряды слогов.
Вставляют в слова
нужную букву.
Умеют закончить
словосочетание, подобрав
нужное по смыслу
слово.Пишут под
диктовку слова, выделяя
дифференцируемую
букву
Читают предложения и
тексты. Записывают простые
предложения. Подчеркивают
слова с дифференцируемыми
гласными.
Читают предложения и
тексты.
Умеют выбрать и
записать из предложений
(текстов) слова с
24.
Дифференциация
гласных: Ё-Ю в
слогах, словах и
словосочетаниях
1
25.
Дифференциация
гласных: Ё-Ю в
предложениях
и
тексте
2
предложений.
Написание пропущенных
гласных звуков
в предложениях и тексте.
Изменение окончания слов
в предложениях и тексте
по смыслу.
Написание под диктовку
текстов. Развитие
фонематического слуха
Различение букв в слогах и
словах.
Проговаривание слоговых
цепочек.
Написание пропущенных
гласных звуков
в словах.
Формирование навыков
анализа и синтеза слов.
Развитие зрительного и
слухового восприятия и
внимания
Читают и записывают
текст, вставляя
дифференцируемые
буквы с помощью учителя –
логопеда
дифференцируемыми
гласными.
Изменяют слова в
предложениях (текстах)
по смыслу.
Читают и записывают
предложение (текст),
вставляя
дифференцируемые буквы
Называют начальные буквы
в словах.
Повторяют слоговую
цепочку за учителемлогопедом.
Списывают слова, выделяя
дифференцируемую букву.
Вставляют в слова нужную
букву с опорой на
картинный материал.
Изменяют слова по образцу
учителя-логопеда
Чтение предложений и
текстов, насыщенных
гласными Ю-Ё.
Дифференцированная
запись слов из
предложений
Написание пропущенных
гласных в предложениях и
тексте. Написание под
диктовку текстов. Развитие
фонематического слуха
Читают предложения и
тексты. Записывают простые
предложения.Подчеркивают
слова с дифференцируемыми
гласными.
Читают и записывают
текст, вставляя
дифференцируемые
буквы с помощью учителя –
логопеда
Умеют сравнивать слова,
отличающиеся одной
буквой по смыслу и
написанию.
Называют буквы в словах
(в начале, середине,
конце) и записывают их.
Запоминают и повторяют
ряды слогов.
Вставляют в слова
нужную букву.Пишут под
диктовку слова,выделяя
дифференцируемую
букву
Читают предложения и
тексты.Умеют выбрать
и записать из
предложений (текстов)
слова с
дифференцируемыми
гласными.
Читают и записывают
предложение (текст),
вставляя
дифференцируемые буквы
26.
Тренировочные
упражнения
по
дифференциации
гласных звуков 1 и 2
ряда
2
Чтение слов парами.
Сравнение слов по
смыслу и написанию.
Называние
гласных
звуков, стоящих после
согласных
в
словах.
Составление предложений
с парами слов.Написание
пропущенных гласных в
предложениях .
Написание под диктовку
слов и предложений.
Развитие фонематического
слуха
Читают слова парами.
Сравнивают пары слов по
звучанию.
Называют гласные звуки,
стоящие после согласных.
Составляют предложения с
опорой на картинку с
парами слов. Вставляют в
предложение пропущенные
слова с помощью учителялогопеда.
Списывают слова и
предложения
Мягкий знак на конце в середине слова – 6 часов
27.
Мягкий знак для обозначения мягкости согласных на письме
(на конце слова)
2
28.
Мягкий знак для
обозначения
мягкости
согласных (в
середине слов)
2
Умеют определять в
слове последний
согласный по твердостимягкости.
Называют мягкий
согласный звук.
Читают слова парами.
Различают слова по
смыслу, звучанию и
написанию.
Умеют писать слова с
мягким знаком и без
него на конце слов под
диктовку
Умеют определять в слове
Умеют определять в слове
Различение твердых и
последний
согласный
по
последний согласный по
мягких согласных звуков в
твердостимягкости
с
твердости-мягкости.
середине слова.
помощью учителя- логопеда. Называют мягкий
Называние мягкого
согласный. Читают слова
согласного в середине слова. Называют мягкий
Различение твердых и
мягких согласных.
Называние мягкого
согласного. Чтение слов
парами.Сравнение пар слов
по смыслу, звучанию и
написанию.Изменение слов с
помощью мягкого знака.
Развитие умения писать
слова с мягким знаком на
конце.Развитие
фонематического слуха
Умеют определять в слове
последний согласный по
твердости- мягкости с
помощью учителя- логопеда.
Называют мягкий
согласный звук.Читают
слова парами
Читают слова парами.
Умеют сравнить и
объяснить значение слов.
Выделяют гласные,
стоящие после согласных.
Различают твердые и
мягкие согласные звуки.
Умеют подчеркнуть
мягкие согласные буквы в
словах. Составляют
предложения без опоры)
на картинку с парами
слов.Вставляют в
предложение
пропущенные слова.
Пишут под диктовку
слова и предложения
29.
Тренировочные
упражнения по
обозначению
мягкости согласных с
помощью мягкого
знака
2
Чтение слов парами.
Сравнение пар слов по
смыслу,
Закрепление написания слов
с мягким знаком на конце и
середине слова в
предложениях и тексте.
Развитие фонематического
слуха
согласный звук.Читают
слова парами.
Записывают слова с мягким
знаком на конце и середине
слова по картинкам.
Вставляют пропущенный
мягкий знак в словах,
предложениях с
помощью учителя-логопеда
парами.Различают слова
по смыслу, звучанию и
написанию.
Записывают слова с
мягким знаком на
конце и середине слова
по картинкам, на слух.
Вставляют пропущенный
мягкий знак в словах,
предложениях.
Пишут под диктовку текст
Сочетание гласных с шипящими – 5 часов
30.
31.
Работа над
преодолением
ошибок на
правописание: чущу, ча-ща
Работа над
преодолением
ошибок на
правописание: жиши
2
3
Различение звуков по
акустическим признакам.
Дифференциация звуков и
букв для обозначения на
письме после шипящих.
Закрепление правописания
слов с сочетаниями
шипящих и гласных
звуков.
Чтение и написание слов с
сочетаниями ча-ща, чу-щу;
ши-жи. Изменение слов по
образцу. Развитие умения
находить в словах данные
сочетания. Образование
слов из предложения
Закрепляют правописание
слов с
сочетаниями гласных звуков
с
шипящими.
Изменяют слова по образцу.
Пишут слова на изучаемое
правило с помощью
учителялогопеда.
Отгадывают загадки
Закрепляют правописание
слов с сочетаниями
гласных
звуков с шипящими.
Умеют объяснить
орфограмму. Отгадывают загадки,
записывают словаотгадки.
Накапливают слова с
изучаемой орфограммой
3 –я четверть 30 часов
Дифференциация согласных по глухости-звонкости – 26 часов
(дифференциация согласных звуков должна базироваться на результатах первичного обследования письменной речи
обучающихся, различаемые пары могут ежегодно варьироваться)
32.
33.
34.
Звук и буква К.
Артикуляция,
звучание,
выделение звука в
слове, определение
места звука в слове.
Слоги, слова, предложения со звуком и
буквой К
Звук и буква Г.
Артикуляция,
звучание,
выделение звука из
слов, определение
места
звука в слове.
Слоги, слова,
предложения со
звуком и буквой Г
1
Дифференциация
звука и буквы Г- К.
Сравнение звуков
по артикуляции,
2
1
Упражнения в правильном
Правильно произносят звук.
Называют слова, в которых
произнесении звука.
Соотнесение звука с буквой есть изучаемый
и символами для его
звук.Выбирают (называют)
обозначения. Выделение
предметные картинки, в
звука из слогов, слов.
которых есть изучаемый
Определение наличие
звук и буква.
/отсутствие звука в словах.
Вставляют в словах нужную
Определение места звука в
букву с опорой на картинный
слове. Запоминание и
материал.Выделяют звук из
воспроизведение рядов
слогов и слов, записывают
слогов и слов.
соответствующую букву с
Выбор картинок, в названии
опорой на картинный
которых слышится
материал. Произносят слова
изучаемый звук. Изменение
сопряженно, выделяя
и словообразование слов по
изучаемый звук голосом.
образцу.Составление и
Изменяют слова по
чтение слов из слогов.
образцу учителя-логопеда.
Составлений предложений
Читают и записывают
по опорным словам.
слова и предложения с
Ответы на вопросы учителяизучаемой буквой.
логопеда полным
Отвечают на вопросы
предложением Развитие
учителя- логопеда
звукового анализа и синтеза
односложно
Сравнение звуков по
способу образования путем
выработки
четкой артикуляторно-
Знают характеристику и
норму произношения
звука.Различают
произношение твердого
и мягкого звука в слогах
и словах.
Определяют наличие/отсутствие звука в
словах. Умеют
определить место звука в
слове. Соотносят звук и
букву устно и на письме.
Пишут под диктовку
слова, выделяя букву.
Выделяют
звук из слогов и слов,
записывают
соответствующую букву.
Произносят слова
отраженно, выделяя
изучаемый звук голосом.Изменяют слова по
образцу учителялогопеда.Выбирают
картинки, в названии
которых слышится
изучаемый звук.
Составляют, читают и
записывают слова и
предложения с изучаемой
буквой.Отвечают на
вопросы учителя-логопеда
полным ответом
Произносят звуки
Знают характеристику и
изолированно, в слогах и
нормативное
словах.
произношение
разВыделяют начальный звук в личаемых звуков.
звучанию, букв – по
написанию
моторной координации.
Развитие умения
соотносить звук с
графемой.
Выделение начальных
звуков в слогах и словах.
Произнесение слогов
отраженно
35.
Различение звука и
бук-вы Г - К в
слогах, словах
1
36.
Различение звука и
буквы Г - К в
предложениях,
связных текстах
2
слогах и словах.
Читают слоги хором
Сопоставляют звуки по
месту
и
способу
образования.Умеют
соотносить
звук
с
графемой.Выделяют
начальный звук в слогах
и словах, записывают
соответствующую
букву.Читают слоги по
слоговой таблице
Выделение звуков из
Выделяют начальный звук в Выделяют начальный звук
слогов, слов.
слогах и словах.Повторяют в
слогах и словах,
Произнесение слоговых
за учителем-логопедом
записывают
цепочек и чистоговорок.
слоговые цепочки,
соответствующую букву.
Определение места звука в
чистоговорки.
Проговаривают слоговые
словах.Проговаривание и
Произносят слова парами цепочки, пары слов и
чтение слов парами.Запись
сопряженно,выделяя
чистоговорки.Определяют
слов в два столбика по
изучаемый звук голосом.
место звука в словах,
наличию звука.
Изменяют слова по образцу записывают соответСловообразование и
учителя-логопеда.
ствующую букву.
словоизменение новых
Читают и записывают
Образуют новые слова
слов.Запись слов с
слова и предложения с
различными способами.
пропущенными
изучаемой
Вставляют пропущенные
буквами.Составление и
буквой.Отвечают на
буквы в слова и
чтение предложений.
вопросы учителя- логопеда предложения.Отвечают на
Ответы на вопросы учителя- односложно
вопросы учителялогопеда полным
логопеда полным ответом
предложением
Подбор подходящих по
Подбирают подходящие по Подбирают подходящие
смыслу пар слов в
смыслу слова-пары в
по смыслу слова-пары в
предложения. Развитие
предложение с опорой на
предложение.
умения находить
картинку.
Умеют составить из
составлять предложения из Умеют составить из
словосочетаний
словосочетаний.
словосочетаний простое
распространенное
Запись предложений с
предложение.
предложение.
пропущенными буквами в
Записывают предложения,
Записывают
словах, подбор к ним
вставляя пропущенные
предложения, вставляя
проверочных слов.Ответы на
37.
Звук и буква Ж.
Артикуляция,
звучание, выделение
звука из слов,
определение места
звука в слове.
1
38.
Звук и буква Ш.
Артикуляция,
звучание,
выделение звука из
слов, определение
места
звука в слове.
1
вопросы учителя- логопеда
полным предложением.
Чтение чистоговорок.
Развитие фонематического
слуха и восприятия
буквы в слова с помощью
учителялогопеда.Отвечают
простым предложением на
вопрос учителя-логопеда.
Проговаривают
чистоговорки
сопряженно с учителемлогопедом
Автоматизация звука в
слогах, словах, фразах.
Соотнесение звука с буквой
и символами для его
обозначения. Выделение
звука из слогов, слов.
Определение наличие
/отсутствие звука в словах.
Определение места звука в
слове. Запоминание и
воспроизведение рядов
слогов и слов.
Выбор картинок, в названии
которых слышится
изучаемый звук. Изменение
и словообразование слов по
образцу.Составление и
чтение слов из слогов.
Составлений предложений
по опорным словам.Ответы
на вопросы учителялогопеда полным
предложением.
Формирование навыков
анализа и синтеза слов
Правильно произносят звук.
Называют слова, в которых
есть изучаемый звук.
Выбирают (называют)
предметные картинки, в
которых есть изучаемый
звук и буква.
Вставляют в словах нужную
букву с опорой на
картинный
материал.Выделяют звук из
слогов и слов, записывают
соответствующую
букву с опорой на картинный
материал..Произносят слова
сопряженно, выделяя
изучаемый звук голо- сом.
Изменяют слова по
образцу учителя-логопеда.
Читают и записывают слова
и предложения с изучаемой
буквой.Отвечают на вопросы
учителя- логопеда
односложно
пропущенные буквы в
слова.
Умеют подобрать
проверочное слово.
Отвечают
распространённым
предложением на
вопросы учителялогопеда.Проговаривают
чистоговорки
Знают характеристику и
норму произношения
звука.Различают
произношение твердого
и мягкого звука в слогах
и словах.Определяют
наличие/отсутствие звука
в словах. Умеют
определить место звука в
слове. Соотносят звук и
букву устно и на письме.
Пишут под диктовку
слова, выделяя букву.
Выделяют
звук из слогов и слов,
записывают
соответствующую букву.
Произносят слова
отраженно, выделяя
изучаемый звук голосом.Изменяют слова по
образцу учителялогопеда.Выбирают
картинки, в названии
которых слышится
изуча- емый
звук.Составляют, читают
и записывают слова и
предложения с
изучаемой буквой.
Отвечают на вопросы
учителя-логопеда
полным ответом
39.
Дифференциация
звуков и букв Ж Ш. Сравнение
звуков по
артикуляции,
звучанию, букв – по
написанию
1
Сравнение звуков по
способу образования путем
выработки четкой
артикуляторно-моторной
координации.
Развитие умения
соотносить звук с
графемой.
Выделение начальных
звуков в слогах и словах.
Произнесение слогов
отраженно
40.
Различение звуков и
букв Ж - Ш в слогах,
словах
1
Автоматизация звука в
слогах, словах, фразах.
Выделение звуков из
слогов, слов.
Произнесение слоговых
цепочек и чистоговорок.
Определение места звука в
словах.Проговаривание и
чтение слов парами.
Запись слов в два столбика
по наличию звука.
Произносят звуки
изолированно, в слогах и
словах.Выделяют
начальный звук в слогах и
словах.
Читают слоги хором
Знают характеристику и
нормативное
произношение
различаемых звуков.
Сопоставляют звуки по
месту
и
способу
образования.
Умеют соотносить звук
с графемой.Выделяют
начальный звук в слогах
и словах, записывают
соответствующую
букву.
Читают слоги по
слоговой таблице
Выделяют начальный звук в Выделяют начальный
слогах и словах.
звук в слогах и словах,
Повторяют за учителемзаписывают
логопедом слоговые
соответствующую
цепочкии чистоговорки.
букву.Проговаривают
Произносят слова парами слоговые
цепочки,
сопряженно,
выделяя пары слов и чистогоизучаемый звук голосом.
ворки.Определяют
Изменяют слова по образцу место звука в словах,
учителя-логопеда.
записывают соответЧитают и записывают
ствующую букву.
слова и предложения с
41.
Различение звуков и
букв Ж - Ш в
предложениях,
связных текстах
2
42.
Звук и буква В.
Артикуляция,
звучание, выделение
звука из слов,
определение места
звука в слове.
Звук и буква Ф.
Артикуляция,
звучание, выделение
звука из слов,
1
43.
1
Словообразование и
словоизменение новых
слов.Запись слов с
пропущенными
буквами.Составление и
чтение предложений.
Ответы на вопросы учителялогопеда полным
предложением
Подбор подходящих по
смыслу пар слов в
предложения.
Развитие умения составлять
предложения из
словосочетаний. Запись
предложений с пропущенными буквами в словах,
подбор к ним проверочных
слов.
Ответы на вопросы учителялогопеда полным
предложением. Чтение
чистоговорок.
Развитие фонематического
слуха и восприятия
Автоматизация звука в
слогах, словах, фразах.
Соотнесение звука с буквой
и символами для его
обозначения. Выделение
звука из слогов, слов.
Определение наличие
/отсутствие звука в словах.
Определение места звука в
слове. Запоминание и
воспроизведение рядов
изучаемой
буквой.Отвечают на
вопросы учителя- логопеда
односложно
Образуют новые слова
раз- личными способами.
Вставляют пропущенные
буквы в слова и
предложения. Отвечают
на вопросы учите- лялогопеда полным
ответом
Подбирают подходящие по
смыслу слова-пары в
предложение с опорой на
картинку.
Умеют составить из
словосочетаний простое
предложение.
Записывают предложения,
вставляя пропущенные
буквы в слова с помощью
учителялогопеда.Отвечают
простым предложением на
вопрос учителя-логопеда.
Проговаривают
чистоговорки
сопряженно с учителемлогопедом
Правильно произносят звук.
Называют слова, в которых
есть изучаемый звук.
Выбирают (называют)
предметные картинки, в
которых есть изучаемый
звук и буква.
Вставляют в словах нужную
букву с опорой на
картинный материал.
Подбирают подходящие
по смыслу слова-пары в
предложение.
Умеют составить из
словосочетаний
распространенное
предложение.
Записывают
предложения, вставляя
пропущенные буквы в
слова.Умеют подобрать
проверочное
слово.Отвечают
распространённым
предложением на
вопросы учителялогопеда.Проговаривают
чистоговорки
Знают характеристику и
норму произношения
звука. Различают
произношение твердого
и мягкого звука в слогах
и словах.Определяют
наличие/отсутствие звука
в словах. Умеют
определить место звука в
слове. Соотносят звук и
определение места
звука в слове.
слогов и слов.Выбор
картинок, в названии
которых слышится
изучаемый звук. Изменение
и словообразование слов по
образцу. Составление и
чтение слов из слогов.
Составлений предложений
по опорным словам.Ответы
на вопросы учителялогопеда полным
предложением. Развиваем
навыки анализа и синтеза.
44.
Дифференциация
звуков и букв В - Ф.
Сравнение звуков по
артикуляции,
звучанию, букв – по
написанию
1
Сравнение звуков по
способу образования путем
выработки
четкой артикуляторномоторной координации.
Развитие умения
соотносить звук с
графемой.
Выделение начальных
звуков в слогах и словах.
Произнесение слогов
отраженно
45.
Различение
звуков и букв В Ф
в
слогах,
словах
1
Выделение звуков из
слогов, слов.
Произнесение слоговых
цепочек и чистоговорок.
Определение места звука в
словах.Проговаривание и
чтение слов парами.
Запись слов в два столбика
по наличию звука.
Выделяют звук из слогов и
слов, записывают
соответствующую
букву с опорой на картинный
материал.Произносят слова
сопряженно, выделяя
изучаемый звук голосом.
Изменяют слова по
образцу учителя-логопеда.
Читают и записывают слова
и предложения с изучаемой
буквой. Отвечает на
вопросы учителя – логопеда
односложно.
Произносят звуки
изолированно, в слогах и
словах.
Выделяют начальный звук в
слогах и словах.
Читают слоги хором
букву устно и на письме.
Пишут под диктовку
слова, выделяя букву.
Выделяют звук из
слогов
и
слов,
записывают соответствующую букву.
Произносят слова
отраженно, выделяя
изучаемый звук голосом.
Изменяют слова по
образцу учителялогопеда.
Знают характеристику и
нормативное
произношение
различаемых звуков.
Сопоставляют звуки по
месту
и
способу
образования.
Умеют соотносить звук
сграфемой. Выделяют
начальный звук в слогах
и словах, записывают
соответствующую
букву.Читают слоги по
слоговой таблице
Выделяют начальный звук в Выделяют начальный
слогах и словах.
звук в слогах и словах,
Повторяют за учителемзаписывают
логопедом слоговые
соответствующую
цепочки,
букву.
чистоговорки.Произносят
Проговаривают слоговые
слова парами сопряженно,
цепочки, пары слов и
выделяя изучаемый звук
чистоговорки.Определяют
голосом.Изменяют слова по место звука в словах,
Словообразование и
словоизменение новых
слов.Запись слов с
пропущенными
буквами.Составление и
чтение предложений
46.
Различение звуков и
букв В - Ф в
предложениях,
связных текстах
2
47.
Звук и буква З.
Артикуляция,
звучание, выделение
звука из слов,
определение места
звука в слове.
Слоги, слова, предложения со звуком и
буквой З
1
образцу учителя-логопеда.
Читают и записывают
слова и предложения с
изучаемой
буквой.Отвечают на
вопросы учителя- логопеда
односложно
записывают соответствующую букву.
Образуют новые слова
раз- личными способами.
Вставляют пропущенные
буквы в слова и
предложения.
Отвечают на вопросы
учителя-логопеда
полным ответом
Подбор подходящих по
Подбирают подходящие по Подбирают подходящие
смыслу слова-пары в
по смыслу слова-пары в
смыслу пар слов в
предложение с опорой на
предложение.
предложения.
картинку.Умеют составить Умеют составить из
Развитие умения находить
составлять предложения из из словосочетаний простое словосочетаний
предложение.
распространенное
словосочетаний.
Запись предложений с
Записывают предложения,
предложение.
пропущенными буквами в
вставляя пропущенные
Записывают
словах, побор к ним
буквы в слова с помощью
предложения, вставляя
проверочных слов.
учителя-логопеда.
пропущенные буквы в
Ответы на вопросы учителя- Отвечают простым
слова.Умеют подобрать
логопеда полным
предложением на вопрос
проверочное слово.
предложением. Чтение
учителя-логопеда.
Отвечают
чистоговорок.
Проговаривают
распространённым
Развитие фонематического
чистоговорки сопряженно с предложением на
слуха и восприятия
учителем-логопедом
вопросы учителялогопеда. Проговаривают
чистоговорки
Автоматизация звука в
Правильно произносят звук. Знают характеристику и
слогах, словах, фразах.
Называют слова, в которых норму произношения
Соотнесение звука с буквой есть изучаемый звук.
звука.
и символами для его
Выбирают (называют)
Различают произношение
обозначения. Выделение
предметные картинки, в
твердого и мягкого звука в
звука из слогов, слов.
которых есть изучаемый
слогах и словах.
Определение наличие
Определяют
звук и буква.
/отсутствие звука в словах.
Вставляют в словах нужную наличие/отсутствие звука
Определение места звука в
в словах. Умеют
букву с опорой на
определить место звука в
слове. Запоминание и
картинный материал.
воспроизведение рядов
слогов и слов.
Выбор картинок, в названии
которых слышится
изучаемый звук. Изменение
и словообразование слов по
образцу.
Составление и чтение слов
из слогов.
Составлений предложений
по опорным словам.
Ответы на вопросы учителялогопеда полным
предложением
Автоматизация звука в
слогах, словах, фразах.
48.
49.
Звук и буква С.
Артикуляция,
звучание, выделение
звука из слов,
определение места
звука в слове.
Слоги, слова, предложения со звуком и
буквой С
Дифференциация
звуков и букв З - С.
Сравнение звуков по
артикуляции,
звучанию, букв – по
написанию
1
2
Сравнение звуков по
способу образования путем
выработки
четкой артикуляторномоторной координации.
Развитие умения
соотносить звук с
графемой.
Выделение начальных
звуков в слогах и словах.
Произнесение слогов
отраженно.
слове. Соотносят звук и
букву устно и на письме.
Пишут под диктовку
слова, выделяя букву.
Выделяют звук из слогов
и слов, записывают
соответствующую букву.
Произносят слова
отраженно,выделяя
изучаемый звук голосом.
Изменяют слова по
образцу учителя-логопеда.
Выбирают картинки, в
названии которых
слышится изучаемый
звук.Составляют, читают
и записывают слова и
предложения с изучаемой
буквой.Отвечают на
вопросы учителялогопеда полным ответом
Произносят звуки
Знают характеристику и
нормативное
изолированно, в слогах и
произношение
разсловах.
Выделяют начальный звук в личаемых звуков.
Сопоставляют звуки по
слогах и словах.
месту
и
способу
Читают слоги хором
образования.Умеют
соотносить
звук
с
графемой.Выделяют
начальный звук в слогах
и словах, записывают
соответствующую
букву.Читают слоги по
слоговой таблице
Выделяют звук из слогов и
слов, записывают
соответствующую букву с
опорой на картинный
материал.Произносят слова
сопряженно, выделяя
изучаемый звук голосом.
Изменяют слова по образцу
учителя-логопеда.
Читают и записывают
слова и предложения с
изучаемой
буквой.Отвечают на
вопросы учителя- логопеда
односложно
50.
Различение З - С в
слогах, словах
1
Выделение звуков из
слогов, слов.
Произнесение слоговых
цепочек и чистоговорок.
Определение места звука в
словах.Проговаривание и
чтение слов парами.
Запись слов в два столбика
по наличию звука.
Словообразование и
словоизменение новых слов.
Запись слов с
пропущенными буквами.
Составление и чтение
предложений.
Ответы на вопросы учителялогопеда полным
предложением
Выделяют начальный звук в
слогах и словах.
Повторяют за учителемлогопедом слоговые
цепочки, чистоговорки.
Произносят слова парами
сопряженно,
выделяя
изучаемый звук голосом.
Изменяют слова по образцу
учителя-логопеда.
Читают и записывают
слова и предложения с
изучаемой буквой.
Отвечают на вопросы
учителялогопеда
односложно
51.
Различение З - С в
предложениях,
связных текстах
2
Подбор подходящих по
смыслу пар слов в
предложения.
Развитие умения находить
составлять предложения из
словосочетаний.
Запись предложений с
Подбирают подходящие по
смыслу слова-пары в
предложение с опорой на
картинку.Умеют составить
из словосочетаний простое
предложение.
Записывают предложения,
Выделяют начальный
звук в слогах и словах,
записывают
соответствующую
букву.Проговаривают
слоговые
цепочки,
пары
слов
и
чистоговорки.
Определяют место звука в
словах, записывают
соответствующую букву.
Образуют новые слова
различными способами.
Вставляют пропущенные
Выделяют начальный
звук в слогах и словах,
записывают
соответствующую букву.
Проговаривают слоговые
цепочки, пары слов и
чистоговорки.
Определяют место звука
в словах, записывают
соответствующую букву.
Образуют новые слова
различными способами.
Вставляют пропущенные
буквы.
Подбирают подходящие
по смыслу слова-пары в
предложение.Умеют
составить из
словосочетаний
распространенное
предложение.Записывают
пропущенными буквами в
словах, подбор к ним
проверочных слов.Ответы на
вопросы учителя- логопеда
полным предложением.
Чтение чистоговорок.
Развитие фонематического
слуха и восприятия
вставляя пропущенные
буквы в слова с помощью
учителялогопеда.Отвечают
простым предложением на
вопрос учителя-логопеда.
Проговаривают
чистоговорки
сопряженно с учителемлогопедом
предложения, вставляя
пропущенные буквы в
слова.Умеют подобрать
проверочное слово.
Отвечаютраспространённым предложением на
вопросы учителя-логопеда.
Проговаривают
чистоговорки.
Слово – 4 часа
52.
Родственные слова
2
53.
Родственные слова
2
54.
Ударение
(фонетическая и
смыслоразличительная роль)
1
Умение находить и выделять
группы родственных слов.
Подбор родственных слов к
данным словам.
Выделение общей части в
родственных словах.
Выделение из ряда слов
неподходящего по смыслу
слово.Развитие навыка
словообразования и подбора
родственных слов
Находят и выделяют
родственные слова,
ориентируясь на цветовые
символы.
Выделяют общую часть в
родственных словах с
помощью учителя-логопеда
4 я четверть – 24 часа
Ударение. Безударные гласные в слове– 8 часов
Выделение голосом
Умеют отхлопывать
ударного слога.
ритмический рисунок
Определение сильной
слова.Воспроизводят ритм
позиции гласного звука в
слова с выделением
слове.Постановка ударения в ударного гласного путём
словах. Подбор к слову
отстукивания,
соответствующей
отхлопывания с помощью
картинки.Выбор слова с
учителя-логопеда
одинаковым написанием, но
разным значением.
Находят и выделяют родственные слова.
Выделяют общую часть в
родственных словах.
Умеют подобрать
родственные слова по
главному слову,
«гнезда» родственных
слов. Выделяют на слух
родственные слова.
Образовывают новые родственные слова
Умеют отхлопывать
ритмический рисунок
слова.Воспроизводят
ритм слова с выделением
ударного гласного путём
отстукивания, отхлопывания.
Умеют слышать ударный
гласный в слове.
Умеют понимать
Расширение и активизация
словарного запаса
Развитие фонематического
слуха и восприятия
значение слова, когда
ударение перемещается
55.
Форморазличительная
роль ударения
1
Чтение предложений
парами. Развитие умения
находить слова с
одинаковым написанием.
Постановка ударения.
Грамматическое значение
слов
Читают предложения
парами. Находят слова с
одинаковым написанием.
Ставят ударение в
выделенных словах с
помощью учителя- логопеда
56.
Ударные и
безударные гласные в
слове.
2
Прослушивание
стихотворения про
ударение.Постановка
ударения в словах.
Выделение безударных
гласных звуков в словах.
Словоизменение и
словообразование слов.
Запись слов с
пропущенными буквами
Слушают стихотворение про
ударение.
Ставят ударение в словах с
помощью учителя-логопеда.
Выделяют безударные
гласные с помощью учителялогопеда.Вставляют в слова
пропущенные
безударные гласные,
используя слова для справок
57.
Подбор
проверочных
слов к словам с
безударным
гласным звуков
2
Выделение безударного
слога и безударной гласной.
Подбор проверочных слов.
Запись слов с
пропущенными буквами.
Расширение и активизация
словарного запаса.
Развитие фонематического
Выделяют безударный слог
и безударную гласную в
словах.
С помощью учителя –
логопеда подбирают
проверочные слова и
называют нужную гласную
букву
Читают предложения
парами. Находят слова с
одинаковым написанием.
Умеют поставить
ударение в словах в
соответствии со
смысловым значением.
Объясняют
грамматическое значение
слов в предложении
Слушают
стихотворение
про
ударение.
Умеют
поставить
ударение в словах.
Выделяют безударные
гласные и подбирают
проверочные слова.
Вставляют
в
слова
пропущенные
безударные гласные
Выделяют
в
слове
безударный
слог
и
безударную гласную.
Умеют
подобрать
проверочные слова к
слову с безударной
гласной.
Расширяют
словарный запас через
слуха и восприятия
58.
Тренировочные
упражнения по
подбору проверочных слов к
словам к безударной
гласной
накопление гнезд родственных слов.
Записывают под диктовку
слова разной степени
сложности и подбирают
к ним проверочные слова
2
Предлоги. Дифференциация предлогов – 10 часов
59.
Предлог, как
самостоятельное
слово
1
Закрепление знаний о
предлоге как слове и его
роли в речи.
Отработка
пространственного
значения предлогов.
Развитие умения находить
предлоги в предложении.
Правильное использование
предлогов в речи
Повторяют предлоги и
находят их в
словосочетании и
предложении с помощью
учителя- логопеда
Повторяют предлоги, их
значение и роль в
словосочетаниях и
предложениях.
Находят предлоги в
предложении Правильно
используют предлоги в
речи
60.
Дифференциация
пред- логов.
На – В
Дифференциация
предлогов.
1
Различение предлогов между
собой.Ответы на вопросы
учителя- логопеда.
Чтение словосочетаний
(предложений), выбор
нужного предлога.
Запись предложений с
использованием предлогов.
Развитие пространственных
представлений
.
Отвечают на вопросы
учителялогопеда
односложно с использованием предлогов.
Выбирают
нужный
предлог с опорой на
картинку. Записывают
предложения с использованием предлога
с помощью учителялогопеда.
Различают предлоги.
Отвечают на вопросы
учителя-логопеда
распространенным
предложением с соблюдением предложнопадежных конструкций
Вставляют нужный
пропущенный предлог в
словосочетание
(предложение)
61.
1
С --Из
62.
63.
Дифференциация
предлогов.
По – к
Дифференциация
предлогов. За - изза
1
1
64.
Дифференциация
предлогов.
Над – под
1
65.
Употребление
предлогов в
связной речи
2
66.
Тренировочные
упражнения
по
употреблению
предлогов в речи
2
Различение предлогов между
собой. Ответы на вопросы
учителя- логопеда.Чтение
словосочетаний
(предложений), выбор
нужного предлога.
Составление предложений
из слов с использованием
нужных предлогов.
Развитие
пространственных
представлений
Отвечают на вопросы
учителялогопеда
односложно с использованием предлогов.
Составляют предложения
из данных слов, правильно
выбирая нужный предлог с
помощью учителя-логопеда
Отвечают на вопросы
учителя-логопеда
распространенным
предложением с соблюдением предложнопадежных конструкций.
Составляют
предложения
из
данных
слов,
правильно
выбирая
нужный предлог.
Вставляют нужные
пропущенные предлоги в
предложения.
Составляют
предложении из данных
слов, изменяя слова
по смыслу.
Обследование устной и письменной речи – 6 часов
67.
Обследование
экспрессивной
импрессивной
стороны речи
2
и
Понимание обращенной
речи. Выполнение
предъявляемых на слух
словесных инструкций
различной сложности
Умеют отвечать на
вопросы учителя-логопеда.
Умеют воспроизводить
слоговые цепочки, слова,
словосочетания,
предложения сопряженно и
отраженно.Составляют
фразы по предметным
картинкам с помощью
учителя-логопеда
Умеют отвечать на
вопросы учителялогопеда. Произносят,
воспроизводят звуки,
слоги, слова и фразы.
Умеют воспроизводить
слоговые цепочки, слова,
словосочетания,
предложения.Понимают
смысл различных логико
грамматических
конструкций
68.
Обследование
устной речи
2
Чтение слов, предложений,
простых текстов.
Ответы на вопросы учителялогопеда.
Пересказ прочитанного
(прослушанного) текста
Читают предложения по смешанному типу.
Отвечают на вопросы с
опорой на картинку
69.
Обследование
письменной речи
2
Написание диктанта.
Работа над ошибками
Умеют списывать
предложенный текст с
печатного варианта.
Умеют написать слова или
простую фразу с помощью
учителя- логопеда
Читают доступный текст
правильно,
целыми
словами,
осознано,
соблюдая паузы на знаках препинания.
Пересказывают
прочитанный материал
Умеют писать под
диктовку текст.
Умеют
находить
допущенные ошибки и
исправлять их после
предварительного
анализа
и
разбора
учителем-логопедом
IV.
ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО- МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
Освоение учебного предмета «Логопедия» предполагает использование демонстрационных и печатных
пособий, демонстрационных приборов и инструментов, технических средств обучения для создания и воспитания
младших школьников с лёгкой степенью умственной отсталости:
Демонстрационные и печатные пособия:
1.Графические схемы (звуко-буквенного разбора слова),
2.Кассы букв и слогов,
3.Набор сюжетных картинок в соответствии с тематикой,
4.Набор предметных картинок в соответствии с тематикой,
5.Репродукции картин художников в соответствии с тематикой читаемых произведений,
6.Портреты писателей и поэтов,
7. Детские книги разного типа из круга детского чтения.
Демонстрационные приборы и инструменты:
1. Предметные картинки
2. Азбука разрезная
3. Магниты
4. Игры и игрушки
5. Домино
6. Пазлы
Технические средства обучения:
1.
2.
3.
4.
Ноутбук,
Проектор,
Интерактивная доска,
Презентации.
V.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Нормативно-правовые документы:
1. Закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» 273-ФЗ от 29.12.2012г.
2.Федеральная адаптированная основная общеобразовательная программа обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями) далее ФАООП УО (вариант 1), утвержденная приказом
Министерства просвещения России от 24.11.2022г. № 1026,
- «Рабочая программа по учебному предмету «Логопедические занятия» 4 класс вариант 1 (для обучающихся с
интеллектуальными нарушениями)» Федерального государственного бюджетного научного учреждения «Институт
коррекционной педагогики»,
- Адаптированная основная общеобразовательная программа для обучающихся с умственной отсталостью (легкая
степень) ГКОУ АО «Енотаевская общеобразовательная школа – интернат».
Учебно-методическая литература:
1.
Воронкова В.В. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 1-4
классы – М.: Просвещение, 2011г.
2. Воронкова В.В. Обучение грамоте и правописанию в 1-4 классов вспомогательной школы.
3. О.Б. Иншакова «Логопедический альбом».
4. Фотекова, Т.А., Ахутина Т.В Диагностика речевых нарушений школьников с использованием
нейропсихологических методов– М.: АРКТИ, 2002
5.
Садовникова И. Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников– М.: ГИЦ
«Владос» 1997 год.
6.
Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов М.: ГИЦ «Владос».
7. Алексеева О. С. Различаем звуки и буквы. Картотека заданий логопеда. 1-4 класс. — М.: КАРО, 2021.
8. Мазанова Е. В. Коррекция акустической дисграфии. Конспекты занятий для логопедов. — М.: Гном-Пресс,
2023.
9. Кондратенко И. Ю. Произносим звуки правильно: логопедические упражнения. – М.: Айрис-пресс, 2012.
10. Лалаева Р. И. Логопедическая работа в коррекционных классах: книга для логопеда. – М.: ВЛАДОС, 1998.
11. Лосева С. М. Логопедическая работа с умственно отсталыми дошкольниками. – М.: Редкая птица, 2020.
12. Э. В. Якубовская, Я.В. Коршунов. Русский язык. 4 класс.– М.: «Просвещение», 2022 г.