Специальные условия для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
22.06.2022
Специальные условия:
- обучение по адаптированным основным общеобразовательным программам 1,2 вариант для обучающихся с умственной отсталостью; программы 8.3, 8.4 вариантов для обучающихся с РАС;
- наличие в штате специалистов, прошедших профессиональную подготовку по направлениям «Олигофренопедагогика», «Обучение и воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья», «Коррекционная работа педагога-дефектолога с детьми с ОВЗ», по узкопрофильным направлениям: учителя-олигофренопедагога, воспитатели, учителя-логопеды, педагоги-психологи, специалисты по адаптивной физкультуре (лечебной физкультуре), социальный педагог, медицинские работники, тьюторы.
В структуре материально-технического обеспечения процесса образования отражена специфика требований к:
- организации пространства, в котором обучается ребёнок с умственной отсталостью: наличие учебной зоны, зоны отдыха, коррекционно-развивающей работы;
- психологическое сопровождение, оптимизирующее взаимодействие ребенка с педагогами и соучениками;
- психологическое сопровождение, направленное на установление взаимодействия семьи и образовательной организации;
- постепенное расширение образовательного пространства, выходящего за пределы образовательной организации.
- наглядно действенный характер содержания образования; упрощение системы учебно-познавательных задач, решаемых в процессе образования; предъявление учебного материала с обязательной опорой на зрительные образы (иллюстрации, модели, схемы);
использовать все виды помощи (стимулирующая, направляющая, обучающая); чередование различных видов деятельности на уроке.
- введение учебных предметов, способствующих формированию представлений об естественных и социальных компонентах окружающего мира; отработка средств коммуникации, социально бытовых навыков («Мир природы и человека», «Речевая практика», «Основы социальной жизни», «Альтернативная коммуникация» и др.)
- специальное обучение «переносу» сформированных знаний умений в новые ситуации взаимодействия с действительностью – применение практико-ориентированного подхода.
- необходимость постоянной актуализации знаний, умений и одобряемых обществом норм поведения;
-обеспечение особой пространственной и временной организации образовательной среды с учетом функционального состояния центральной нервной системы и нейродинамики психических процессов, обучающихся с умственной отсталостью и РАС: длительность урока 30-40 минут, в зависимости от варианта обучения; выделение пропедевтического периода в образовании, обеспечивающего преемственность между дошкольным и школьным этапами; увеличение сроков освоения адаптированной образовательной программы
- использование преимущественно позитивны средств стимуляции деятельности и поведения;
- стимуляция познавательной активности, формирование потребности в познании окружающего мира и во взаимодействии с ним.
-организация предметно-практической деятельности, как основы развития познавательной сферы обучающихся с легкой степенью умственной отсталости РАС, в частности интеллектуальной и речевой;
- постепенность расширения и уточнение представлений об окружающей действительности: от ближайшего окружения, ограниченного рамками семьи и школы, до более удаленного и усложненного.
- введение в содержание образования учебных предметов, обеспечивающих формирование представлений о естественных и социальных компонентах окружающего мира; социально-бытовых навыках, применяемых в условиях усложненной социальной среды;
- поэтапность овладения трудовыми навыками, начиная от социально-бытовых навыков, и заканчивая профессионально-трудовыми.
