1. Пояснительная записка.
Изучение учебного предмета "Чтение (литературное чтение)" имеет своей
целью развитие коммуникативно-речевых навыков и коррекцию недостатков
мыслительной деятельности.
Достижение поставленной цели обеспечивается решением следующих задач:
совершенствование навыка полноценного чтения как основы понимания
художественного и научно-познавательного текстов;
развитие навыков речевого общения на материале доступных для понимания
художественных и научно-познавательных текстов;
развитие положительных качеств и свойств личности;
На изучение предмета "Чтение" в 9 классах в Федеральном
учебном плане отведено 4 часа в неделю, 136 часов в год
2. Содержание учебного предмета "Чтение»
2.1. Содержание чтения (круг чтения): произведения устного народного
творчества (сказка, былина, предание, легенда). Стихотворные и
прозаические произведения отечественных и зарубежных писателей XIX XXI вв. Книги о приключениях и путешествиях. Художественные и научнопопулярные рассказы и очерки. Справочная литература: словари, книгисправочники, детская энциклопедия.
2.2. Примерная тематика произведений: произведения о Родине, героических
подвигах во имя Родины, об отношении человека к природе, к животным,
труду, друг другу; о жизни обучающихся, их дружбе и товариществе; о
нравственно-этических понятиях (добро, зло, честь, долг, совесть, жизнь,
смерть, правда, ложь).
2.3. Жанровое разнообразие: народные и авторские сказки, басни, былины,
легенды, рассказы, рассказы-описания, стихотворения.
2.4. Ориентировка в литературоведческих понятиях:
литературное произведение, фольклор, литературные жанры (сказка, былина,
сказ, басня, пословица, рассказ, стихотворение), автобиография писателя;
присказка, зачин, диалог, произведение;
1
герой (персонаж), гласный и второстепенный герой, портрет героя, пейзаж;
стихотворение, рифма, строка, строфа;
средства выразительности (логическая пауза, темп, ритм);
элементы книги: переплет, обложка, форзац, титульный лист, оглавление,
предисловие, послесловие.
2.5. Навык чтения: чтение вслух и про себя небольших произведений и целых
глав из произведений целыми словами. Выразительное чтение произведений.
Формирование умения самоконтроля и самооценки. Формирование навыков
беглого чтения.
2.6. Работа с текстом. Осознание последовательности смысла событий.
Выделение главной мысли текста. Определение мотивов поступков героев.
Сопоставление и оценка поступков персонажей. Выявление авторской
позиции и собственного отношения к событиям и персонажам. Деление
текста на части и их озаглавливание, составление плана. Выборочный,
краткий и подробный пересказ произведения или его части по плану.
2.7. Внеклассное чтение. Самостоятельное чтение книг, газет и журналов.
Обсуждение прочитанного. Отчет о прочитанном произведении. Ведение
дневников внеклассного чтения (коллективное или с помощью
педагогического работника).
3. Планируемые предметные результаты освоения учебного предмета
"Чтение (литературное чтение)".
Минимальный уровень:
правильное, осознанное чтение в темпе, приближенном к темпу устной речи,
доступных по содержанию текстов (после предварительной подготовки);
определение темы произведения (под руководством педагогического
работника);
ответы на вопросы педагогического работника по фактическому содержанию
произведения своими словами;
участие в коллективном составлении словесно-логического плана
прочитанного и разобранного под руководством педагогического работника
текста;
пересказ текста по частям на основе коллективно составленного плана (с
помощью педагогического работника);
2
выбор заголовка к пунктам плана из нескольких предложенных;
установление последовательности событий в произведении;
определение главных героев текста;
составление элементарной характеристики героя на основе предложенного
плана и по вопросам педагогического работника;
нахождение в тексте незнакомых слов и выражений, объяснение их значения
с помощью педагогического работника;
заучивание наизусть 7 - 9 стихотворений;
самостоятельное чтение небольших по объему и несложных по содержанию
произведений для внеклассного чтения, выполнение посильных заданий.
Достаточный уровень:
правильное, осознанное и беглое чтение вслух, с соблюдением некоторых
усвоенных норм орфоэпии;
ответы на вопросы педагогического работника своими словами и словами
автора (выборочное чтение);
определение темы художественного произведения;
определение основной мысли произведения (с помощью педагогического
работника);
самостоятельное деление на части несложного по структуре и содержанию
текста;
формулировка заголовков пунктов плана (с помощью педагогического
работника);
различение главных и второстепенных героев произведения с элементарным
обоснованием;
определение собственного отношения к поступкам героев (героя), сравнение
собственного отношения и отношения автора к поступкам героев с
использованием примеров из текста (с помощью педагогического работника);
пересказ текста по коллективно составленному плану;
3
нахождение в тексте непонятных слов и выражений, объяснение их значения
и смысла с опорой на контекст;
ориентировка в круге доступного чтения, выбор интересующей литературы
(с помощью взрослого), самостоятельное чтение художественной
литературы;
знание наизусть 10 - 12 стихотворений и 1 прозаического отрывка.
4
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
Тематический
блок
Количество
часов
1
Устное народное
творчество
14
2
Произведения
русских
писатетелей XIX
века
51
3
Произведения
русской
30
Основные виды
деятельности
Воспитательный аспект
Формы контроля
Читать вслух
правильно, бегло,
выразительно;
• читать про себя
доступные по
содержанию тексты;
• выделять тему и
определять идею
произведения
(последнее задание —
с помощью учителя);
• определять черты
характера главных
героев и выражать
свое отношение к ним
(с помощью учителя);
• самостоятельно
делить текст на части
по данному плану или
составлять план к
выделенным частям
текста;
• отбирать
(коллективно)
опорные слова для
Осознание российской гражданской идентичности в
поликультурном и многоконфессиональном обществе,
проявление интереса к познанию родного языка,
истории, культуры Российской Федерации, своего края,
народов России в контексте изучения произведений
русской и зарубежной литературы, а также литератур
народов РФ;
—
ценностное отношение к достижениям своей
Родины—
потребность
во
взаимодействии
в
условиях неопределённости, открытость опыту и
знаниям других;
—
в действии в условиях неопределенности,
повышение уровня своей компетентности через
практическую деятельность, в том числе умение
учиться у других людей, осознавать в совместной
деятельности новые знания, навыки и компетенции из
опыта других;
—
в
выявлении
и
связывании
образов,
необходимость в формировании новых знаний, в том
числе формулировать идеи, понятия, гипотезы об
объектах и явлениях, в том числе ранее неизвестных,
осознавать
дефициты
собственных
знаний
и
компетентностей, планировать своё развитие;
—
умение оперировать основными понятиями,
терминами и представлениями
Пересказ статьи.
Рассказ
об
особенностях
волшебной сказки.
Пересказ сказки по
плану.
Техника чтения
Пересказ статьи.
Рассказ
об
особенностях
волшебной сказки.
Пересказ сказки по
плану.
Техника чтения
Пересказ статьи.
Рассказ
об
5
литературы
первой половины
XX века
4
Произведения
русской
литературы
второй половины
XX века
38
5
Зарубежная
литература
4
пересказа;
• пересказывать
прочитанный текст с
ориентацией на план и
опорные слова;
• выделять
незнакомые слова и
давать им объяснения
(с помощью учителя);
отвечать на вопросы
учителя;
выделять
главную мысль
произведения;
• заучить наизусть 10
стихотворений;
• читать внеклассную
литературу, в том
числе отдельные
статьи из
периодической
печати, и принимать
участие в их
обсуждении.
Загадки,
пословицы,
поговорки,
небылицы,
сказки
—
ценностное отношение к достижениям своей
Родины — России, к науке, искусству, спорту,
технологиям,
боевым
подвигам
и
трудовым
достижениям народа, в том числе отражённым в
художественных произведениях;
—
уважение к символам России, государственным
праздникам, историческому и природному наследию и
памятникам, традициям разных народов, проживающих
в родной стране, обращая внимание на их воплощение в
литературе.
Духовно-нравственного воспитания:
—
ориентация на моральные ценности и нормы в
ситуациях нравственного выбора с оценкой поведения
и поступков персонажей литературных произведений;
—
готовность оценивать своё поведение и
поступки, а также поведение и поступки других людей
с позиции нравственных и правовых норм с учётом
осознания последствий поступков;
особенностях
волшебной сказки.
Пересказ сказки по
плану.
Техника чтения
Пересказ статьи.
Рассказ
об
особенностях
волшебной сказки.
Пересказ сказки по
плану.
Техника чтения
Пересказ статьи.
Рассказ об
особенностях
волшебной сказки.
Пересказ сказки по
плану.
Техника чтения
Итоговыя
контрольная работа
6
Названия
рассказов, фамилии
писателей
10 стихотворений
Итого
136
Календарно-тематическое планирование 9 кл
№ №
п/п раздела
Наименование разделов и тем
Всего
часов
дата
факт
примечан
ие
I четверть (32ч)
Устное народное творчество (14ч )
1
2
3
1
2
3
4
4
Устное народное творчество.
Пословицы.
Русские народные песни.
«Колыбельная».
Русские народные песни. «За морем
синичка не пышно жила».
1
1
1
1
7
Былины. Былина «На заставе
богатырской».
Былина «На заставе богатырской».
1
Р.р. Работа по картине
В.Васнецова «Богатыри».
Проверка техники
чтения.
Сказки. «Сказка про Василису
Премудрую». Чудеса,
встретившиеся в сказке.
«Сказка про Василису
Премудрую». Образ
Иванушки в сказке.
«Сказка про Василису Премудрую».
Образ Василисы в сказке.
1
11 11
Русская народная сказка «Лиса и
тетерев».
1
12 12
Сравнение волшебной сказки и
былины
Повторение и обобщение по
теме
«Устное
народное
творчество».
Проверка техники чтения.
1
5
5
6
7
7
8
8
9
9
10 10
13 13
14 14
1
1
1
1
1
1
8
Произведения русской литературы XIX века ( )
15 1
16 2
17 3
18 4
19 5
20 6
21 7
22 8
Жизнь и творчество Василия
Андреевича Жуковского.. Сказка. «Три
пояса». Волшебство в сказке.
В.А. Жуковский. Сказка. «Три пояса».
Образы сестёр.
Отличие литературной волшебной
сказки от народной.
И.А. Крылов. Жизнь и творчество
баснописца. «Кот и повар»
А.С.Пушкин.
Поэма «Руслан и
Людмила» (песнь
первая).
А.С.Пушкин. Поэма «Руслан и
Людмила» (песнь вторая).
А.С.Пушкин. Поэма «Руслан и
Людмила» (песнь третья).
Р.р. Работа по картине В.Васнецова
«После
побоища
Игоря
Святославовича с половцами».
1.
1
1
1
1
1
1
1
9
23 9
Проза в творчестве А.С.Пушкина.
1
24 10
А.С.Пушкин. Повесть
«Барышня – крестьянка».
Два помещика.
А.С.Пушкин. Повесть «Барышня –
крестьянка». Лиза и Настя.
А.С.Пушкин. Повесть
«Барышня – крестьянка».
Лиза и Алексей.
Просмотр фильма, снятого по повести
А.С. Пушкина «Барышнякрестьянка». Образы главных героев.
Вн. чт. А.С. Пушкин «Метель»
(Отрывок).
1
Викторина по творчеству А.С.
Пушкина. Проверка техники чтения.
М.Ю. Лермонтов. Жизнь и
творчество поэта. Интересные
факты биографии.
М.Ю. Лермонтов. Стихотворение
«Тучи».
М.Ю. Лермонтов. «Баллада».
1
25 11
26 12
27 13
28 14
29 15
30 16
31 17
32 18
1
1
1
1
1
1
1.
10
II четверть (32ч)
33 1
34 2
35 3
36 4
37 5
38 6
39 7
40 8
41 9
42 10
М.Ю. Лермонтов. «Морская царевна».
Образ красавицы- русалки.
М.Ю. Лермонтов. «Морская царевна».
Образ царевича.
И. Андроников о М.Ю. Лермонтове.
1
Р.р.
Описание
моря
в
произведениях
М.Ю.
Лермонтова
«Баллада»
и
«Морская царевна».
Викторина по произведениям М.Ю.
Лермонтова.
1
Н.В. Гоголь. Жизнь и творчество
писателя.
Н.В. Гоголь. «Майская ночь, или
утопленница» (глава 1).
Н.В. Гоголь. «Майская ночь, или
утопленница» Ганна.
Н.В. Гоголь. «Майская ночь, или
утопленница» (глава 5).
Н.В. Гоголь. «Майская ночь, или
утопленница». Образ панночки.
1
1
1
1
1
1
1
1
11
43 11
Н.В. Гоголь «Майская ночь, или
утопленница» (глава 6).
1
44 12
Н.В. Гоголь «Майская ночь, или
утопленница». Образ Левко в повести.
Р.р. Описание вечера в повести
«Майская ночь, или утопленница».
.1
46 14
Вн. чт. Н.В. Гоголь «Заколдованное
место».
1
47 15
Вн. чт. Н.В. Гоголь «Ночь перед
Рождеством».
1
48 16
Н.А. Некрасов. Жизнь и творчество
поэта.
Н.А. Некрасов. «Рыцарь на час»
(отрывки).
Н.А. Некрасов. Поэма «Саша».
1
51 19
Н.А. Некрасов. Поэма «Саша». Детство
Саши.
1
52 20
Р.р. Описание леса в поэме Н.А.
Некрасова «Саша».
1
53 21
Викторина по произведениям Н.А.
Некрасова.
Проверка
техники
1
45 13
49 17
50 18
1
1
1
12
чтения.
1
55 23
Ф.И. Тютчев. Жизнь и творчество
поэта.
Ф.И. Тютчев. «Чародейкою Зимою».
56 24
57 25
Ф.И. Тютчев. «Декабрьское утро».
А.А. Фет. Жизнь и творчество поэта.
1
.1
58 26
А.А. Фет. Стихотворение «На заре ты
её не буди».
А.А. Фет «Помню я: старушка няня…»
1
60 28
Р.р. Сочинение – рассуждение на тему
«Можно ли верить гаданию?»
1
61 29
А.А. Фет. «Это утро, радость эта».
1
62 30
Вн.чт. А.А. Фет. Избранное. Чтение
любимых стихотворений А.А. Фета.
А.Н. Майков. Жизнь и творчество
поэта.
А.Н. Майков. «Ласточки».
1
54 22
59 27
63 31
64 32
1
.1
.1
1
III четверть (40ч)
65 1
А.Н. Майков. «Пейзаж».
1
13
А.П.Чехов. Жизнь и творчество
писателя.
А.П.Чехов. «Злоумышленник».
1
68 4
69 5
А.П.Чехов. «Пересолил».
А. П.Чехов. «Дом с мезонином».
Знакомство с семьёй.
1
1
70 6
А. П.Чехов. «Дом с мезонином».
Художник и Мисюсь.
1
71 7
А. П.Чехов. «Дом с мезонином». Спор
художника с Лидией.
А. П.Чехов. «Дом с мезонином».
Объяснение художника Мисюсь.
А. П.Чехов. «Дом с мезонином».
Новость о уезде Жени.
Викторина по произведениям
А.П.Чехова.
Р.р. Составление отзыва о прочитанной
книге.
1
66 2
67 3
72 8
73 9
74 10
75 11
76 12
77 13
Л.Н Толстой. Жизнь и творчество
писателя.
Л.Н
Толстой.
«Севастопольские
рассказы». «Севастополь в декабре
1
1
1
1
1
1
14
месяце». Обзор города.
78 14
79 15
80 16
Л.Н Толстой. «Севастополь в декабре
месяце». Страдания и муки войны.
Л.Н Толстой. «Севастополь в декабре
месяце». Любовь к стране.
1
Викторина по разделу «Из
произведений литературы XIX века».
Проверка техники чтения.
1
1
Из произведений русской литературы 20 века
81 17
82 18
83 19
84 20
85 21
86 22
М. Горький. Жизнь и творчество
писателя.
М. Горький. «Песня о Соколе». Уж и
Сокол.
М. Горький. «Песня о Соколе».
«Безумству храбрых поём мы славу!»
Вн. чт. М. Горький. «В людях»
(отрывок).
В.В. Маяковский. Жизнь и творчество
поэта.
В.В. Маяковский. «Необычайное
приключение, бывшее с Владимиром
1
1
1
.1
.1
1
15
Маяковским летом на даче».
А.И. Куприн. Жизнь и творчество
писателя.
А.И. Куприн. «Тапёр».
1
И. А. Бунин. Жизнь и творчество
писателя.
И. А. Бунин. «Косцы». Изображение
природы и народного труда.
М.И. Цветаева. Жизнь и творчество.
«Красною кистью…»
.1
92 28
М.И. Цветаева. «Вчера ещё в глаза
глядел»
1
93
29
1
94
30
Вн. чт. Чтение стихотворений А.А.
Ахматовой и М.И. Цветаевой.
А.Н. Толстой. Жизнь и творчество.
95
31
Рассказ А. Н. Толстого «Русский
характер».
1
96
32
А.А. Фадеев. Жизнь и творчество.
1
97
33
А. А. Фадеев. Отрывок из романа
«Молодая гвардия».
1
87 23
88 24
89 25
90 26
91 27
1
.1
1
1
16
98
34
99
35
100 36
101 37
102 38
103 39
104 40
К.Г. Паустовский. Жизнь и творчество
писателя.
К.Г. Паустовский. «Стекольный
мастер». Образ бабки Гани.
К.Г. Паустовский. «Стекольный
мастер». Основная идея рассказа.
1
1
1
Викторина по произведениям К.Г. 1
Паустовского.
Проверка
техники
чтения.
С.А. Есенин. Жизнь и
.1
творчество поэта. «Нивы
сжаты, рощи голы»
С.А. Есенин. «Собаке Качалова».
1
М.А Шолохов. Жизнь и творчество
писателя.
1
IVчетверть (32ч)
1
105
106 2
М.А.Шолохов. «Судьба человека».
1
Р.р. Письменное изложение эпизода
«Побег Андрея из плена» (по
составленному плану).
1
17
107 3
Вн. чт. Б. Васильев «А зори здесь
тихие» (отрывок).
1
108 4
1
111 7
Ф.Абрамов. Жизнь и творчество
писателя.
Ф.Абрамов. «Валенки»
Е.И. Носов. Жизнь и творчество
писателя.
Е.И. Носов. Трудный хлеб.
112 8
Вн.чт. В.М. Шукшин. «Жил человек»
1
113 9
Н.М. Рубцов. Жизнь и
творчество поэта. «Тихая моя
родина».
Р.р. Работа по картине Левитана
«Озеро».
1
Н.М. Рубцов. «Русский огонёк».
Вн. чт. А.А. Сурков и Б. Окуджава.
Стихотворения о войне.
Н.М. Рубцов. «Зимняя песня».
К.М. Симонов. «Жди меня».
1
.1
В. М. Инбер. Стихотворение
«Заботливая женская рука».
1
109 5
110 6
114 10
115 11
116 12
117 13
118 14
119 15
1
1
1
1
1
1
18
120 16
121 17
122 18
Р. Гамзатов. Отрывок из поэмы
«Берегите матерей».
Ч. Айтматов. Отрывок из повести
«Первый учитель».
1
Ф. Искандер. Отрывок из повести
«Сердце».
1
123 19
1
1
Л. Ошанин. «Стихи об одной любви»
124 20
А. Рыбаков. Жизнь и творчество
писателя. «Кортик» (отрывок)
125 21
А. Рыбаков. «Кортик». Характеристика 1
героев повести.
126 22
Вн. чт. В. Быков. «Альпийская
баллада».
1
127 23
Ю. Коваль. Жизнь и творчество
писателя.
Ю. Коваль. «Приключения Васи
Куролесова» (глава1, 2, 3).
1
128 24
Ю. Коваль. «Приключения Васи
Куролесова» (глава 4,5).
1
1
19
Ю. Коваль. «Приключения Васи
Куролесова» (глава 6,7).
С. В. Михалков. Жизнь и творчество
поэта. Стихотворение «Веселый
турист».
1
1
132 28
Обобщающий урок по произведениям
русской литературы XIX века.
Викторина.
Проверка техники чтения
133 29
. Э. Сетон – Томпсон «Снап»
1
134 30
Д. Дарелл. «Живописный жираф».
1
135 31
Контрольная работа
1
136 32
Анализ контрольной работы. Задания
на лето
1
129 25
130 26
131 27
1
1
20