русский язык 8 кл (базовый уровень)

Государственное казенное общеобразовательное учреждение Астраханской области для
обучающихся, воспитанников с
ограниченными
возможностями здоровья
«Енотаевская общеобразовательная школа-интернат»
«Рассмотрено»
на заседании МО
учителей
протокол №___
от «__» ______2025 г.

«Согласовано»
с заместителем директора
по УР
______ И.Б.Алекберовой
« ___»________ 2025г.

«Утверждено»
Директор школы
_______ Н.И. Стрелкова
«___»________2025г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по

русскому языку
8 КЛАСС

на уровень основного общего образования
(базовый уровень)

Рабочую программу составила:
Алекберова Ирина Борисовна,
учитель русского языка и чтения

Енотаевка 2025 г.

1.Пояснительная записка
Изучение учебного предмета "Русский язык" в 8 классах имеет своей целью
развитие коммуникативно-речевых навыков и коррекцию недостатков
мыслительной деятельности.
Достижение поставленной цели обеспечивается решением следующих задач:
расширение представлений о языке как важнейшем средстве человеческого
общения;
ознакомление с некоторыми грамматическими понятиями и формирование на
этой основе грамматических знаний и умений;
использование усвоенных грамматико-орфографических знаний и умений
для решения практических (коммуникативно-речевых) задач;
развитие положительных качеств и свойств личности.
На реализацию программы в 8 классе предусмотрено 136 часов (4 часа
в неделю).
2. Содержание учебного предмета "Русский язык". Грамматика,
правописание и развитие речи.
2.1. Фонетика.
Звуки и буквы. Обозначение звуков на письме. Гласные и согласные.
Согласные твердые и мягкие. Обозначение мягкости согласных на письме
буквами "ь, е, е, и, ю, я". Согласные глухие и звонкие. Согласные парные и
непарные по твердости - мягкости, звонкости - глухости. Разделительный "ь".
Ударение. Гласные ударные и безударные. Проверка написания безударных
гласных путем изменения формы слова. Слог. Перенос слов. Алфавит.
2.2. Морфология.
Состав слова. Корень и однокоренные слова. Окончание. Приставка.
Суффикс. Образование слов с помощью приставок и суффиксов. Разбор слов
по составу. Сложные слова: образование сложных слов с соединительными
гласными и без соединительных гласных. Сложносокращенные слова.
Правописание проверяемых безударных гласных, звонких и глухих
согласных в корне слова. Единообразное написание ударных и безударных
гласных, звонких и глухих согласных в корнях слов. Непроверяемые гласные
и согласные в корне слов.
Правописание приставок. Единообразное написание ряда приставок.
Приставка и предлог. Разделительный "ъ".

2.3. Части речи.
Имя существительное, глагол, имя прилагательное, имя числительное,
местоимение, наречие, предлог. Различение частей речи по вопросам и
значению.
Предлог: общее понятие, значение в речи. Раздельное написание предлогов
со словами.
Имя существительное: общее значение. Имена существительные
собственные и нарицательные, одушевленные и неодушевленные. Род имен
существительных. Написание мягкого знака (ь) после шипящих в конце слов
у существительных женского рода. Число имен существительных. Имена
существительные, употребляемые только в единственном или
множественном числе. Понятие о 1, 2, 3-м склонениях имен
существительных. Склонение имен существительных в единственном и
множественном числе. Падеж. Изменение существительных по падежам.
Правописание падежных окончаний имен существительных единственного и
множественного числа. Несклоняемые имена существительные.
Имя прилагательное: понятие, значение в речи. Определение рода, числа и
падежа имени прилагательного по роду, числу и падежу имени
существительного. Согласование имени прилагательного с существительным
в роде, числе и падеже. Спряжение имен прилагательных.
Правописание родовых и падежных окончаний имен прилагательных в
единственном и множественном числе.
Глагол как часть речи. Изменение глагола по временам (настоящее,
прошедшее, будущее). Изменение глагола по лицам и числам. Правописание
окончаний глаголов 2-го лица -шь, -шься. Глаголы на -ся (-сь). Изменение
глаголов в прошедшем времени по родам и числам. Неопределенная форма
глагола. Спряжение глаголов. Правописание безударных личных окончаний
глаголов I и II спряжения. Правописание глаголов с -ться, -тся.
Повелительная форма глагола. Правописание глаголов повелительной формы
единственного и множественного числа. Правописание частицы "не" с
глаголами.
Местоимение. Понятие о местоимении. Значение местоимений в речи.
Личные местоимения единственного и множественного числа. Лицо и число
местоимений. Склонение местоимений. Правописание личных местоимений.
Имя числительное. Понятие об имени числительном. Числительные
количественные и порядковые. Правописание числительных.
Наречие. Понятие о наречии. Наречия, обозначающие время, место, способ
действия. Правописание наречий.

2.4. Синтаксис. Словосочетание. Предложение Простые и сложные
предложения. Повествовательные, вопросительные и восклицательные
предложения. Знаки препинания в конце предложений. Главные и
второстепенные члены предложения. Предложения распространенные и
нераспространенные.
Установление последовательности предложений в тексте. Связь
предложений в тексте с помощью различных языковых средств (личных
местоимений, наречий, повтора существительного, синонимической замены).
Однородные члены предложения. Союзы в простом и сложном предложении,
знаки препинания перед союзами. Обращение, знаки препинания при
обращении. Прямая речь. Знаки препинания при прямой речи.
Сложное предложение. Сложные предложения без союзов и с
сочинительными союзами "и", "а", "но". Сравнение простых предложений с
однородными членами и сложных предложений. Сложные предложения с
союзами "что", "чтобы", "потому что", "когда", "который".
2.5. Развитие речи, работа с текстом.
Текст, признаки текста. Отличие текстов от предложения. Типы текстов:
описание, повествование, рассуждение. Заголовок текста, подбор заголовков
к данному тексту. Работа с деформированным текстом. Распространение
текста.
Стили речи (на основе практической работы с текстами): разговорный,
деловой и художественный. Основные признаки стилей речи. Элементарный
стилистический анализ текстов.
Составление рассказа по серии сюжетных картин, картине, по опорным
словам, материалам наблюдения, по предложенной теме, по плану.
Изложение текста с опорой на заранее составленный план. Изложение по
коллективно составленному плану.
Сочинение творческого характера по картине, по личным наблюдениям, с
привлечением сведений из практической деятельности, книг.
2.6. Деловое письмо.
Адрес на открытке и конверте, поздравительная открытка, письмо. Записки:
личные и деловые. Заметка в стенгазету, объявление, заявление,
автобиография, анкета, доверенность, расписка.
Письмо с элементами творческой деятельности.

3. Планируемые предметные результаты освоения учебного предмета
"Русский язык".
Минимальный уровень:
знание отличительных грамматических признаков основных частей слова;
разбор слова с опорой на представленный образец, схему, вопросы
педагогического работника;
образование слов с новым значением с опорой на образец;
представления о грамматических разрядах слов;
различение изученных частей речи по вопросу и значению;
использование на письме орфографических правил после предварительного
разбора текста на основе готового или коллективного составленного
алгоритма;
составление различных конструкций предложений с опорой на
представленный образец;
установление смысловых связей в словосочетании по образцу, вопросам
педагогического работника;
нахождение главных и второстепенных членов предложения без деления на
виды (с помощью педагогического работника);
нахождение в тексте однородных членов предложения;
различение предложений, разных по интонации;
нахождение в тексте предложений, различных по цели высказывания (с
помощью педагогического работника);
участие в обсуждении фактического материала высказывания, необходимого
для раскрытия его темы и основной мысли;
выбор одного заголовка из нескольких предложенных, соответствующих
теме текста;
оформление изученных видов деловых бумаг с опорой на представленный
образец;
письмо небольших по объему изложений повествовательного текста и
повествовательного текста с элементами описания (50 - 55 слов) после
предварительного обсуждения (отработки) всех компонентов текста;

составление и письмо небольших по объему сочинений (до 50 слов)
повествовательного характера (с элементами описания) на основе
наблюдений, практической деятельности, опорным словам и предложенному
плану после предварительной отработки содержания и языкового
оформления.
Достаточный уровень:
знание значимых частей слова и их дифференцировка по существенным
признакам;
разбор слова по составу с использованием опорных схем;
образование слов с новым значением, относящихся к разным частям речи, с
использованием приставок и суффиксов с опорой на схему;
дифференцировка слов, относящихся к различным частям речи по
существенным признакам;
определение некоторых грамматических признаков изученных частей
(существительного, прилагательного, глагола) речи по опорной схеме или
вопросам педагогического работника;
нахождение орфографической трудности в слове и решение орографической
задачи (под руководством педагогического работника);
пользование орфографическим словарем для уточнения написания слова;
составление простых распространенных и сложных предложений по схеме,
опорным словам, на предложенную тему;
установление смысловых связей в несложных по содержанию и структуре
предложениях (не более 4 - 5 слов) по вопросам педагогического работника,
опорной схеме;
нахождение главных и второстепенных членов предложения с
использованием опорных схем;
составление предложений с однородными членами с опорой на образец;
составление предложений, разных по интонации с опорой на образец;
различение предложений (с помощью педагогического работника) различных
по цели высказывания;
отбор фактического материала, необходимого для раскрытия темы текста;
отбор фактического материала, необходимого для раскрытия основной
мысли текста (с помощью педагогического работника);

выбор одного заголовка из нескольких предложенных, соответствующих
теме и основной мысли текста;
оформление всех видов изученных деловых бумаг;
письмо изложений повествовательных текстов и текстов с элементами
описания и рассуждения после предварительного разбора (до 70 слов);
письмо сочинений-повествований с элементами описания после
предварительного коллективного разбора темы, основной мысли, структуры
высказывания и выбора необходимых языковых средств (55 - 60 слов).

Календарно-тематическое планирование
№

Содержание программы

п/п Дата

К-во
часов

Словарь

Примечан
ие

I четверть (32часов)
Повторение. Предложение. Текст (10 часов)
1.

Простые и сложные
предложения

1.

2.

Составление сложных
предложений

1.

3.

Выделение однородных
членов из предложения

1.

4.

Использование однородных
членов в предложении

1.

5.

Знаки препинания при
обращении

1.

6.

Использование обращений в
предложении

1.

секретарь

7.

Предложение. Закрепление
знаний

1.

паспорт

Отечество
таблица

Работа по
карточкам

8.

Контрольные вопросы и
задания (учебник – стр. 18 –
19)

1.

9.

Входной диктант

1.

10.

Анализ, работа над ошибками

1.

Состав слова. Текст (14 часов)
11.

Корень. Однокоренные слова

1.

12.

Приставка. Суффикс.
Окончание

1.

13.

Разбор слов по составу

1.

14.

Проверка орфограмм в корне

1.

15.

Нахождение орфограмм в
корне и их проверка

1.

16.

Правописание приставок

1.

17.

Орфограммы в корне и
приставке

1.

22.

Состав слова. Закрепление
знаний

1.

23.

Состав слова. Закрепление
знаний

1.

24.

Контрольные вопросы и
задания (учебник – стр. 49)

1.

документ

чувство

схема
планета

тест

Части речи. Текст (94 часа)
25.

Различение частей речи
Существительное (21 час)

1.

государств
о

26.

Значение существительных в
речи

1.

27.

Существительные, близкие по
значению

1.

28.

Род, число и падеж
существительных

1.

29.

Определение склонения
существительных

1.

30.

Ударные и безударные
окончания существительных

1.

31

Диктант по
итогам I четверти

1.

32.

Анализ, работа над ошибками

1.

33.

Правописание падежных
окончаний существительных
1-го склонения

1.

34.

Правописание падежных
окончаний существительных
2-го склонения

1.

35.

Правописание падежных
окончаний существительных
3-го склонения

1.

36.

Правописание падежных
окончаний существительных
в единственном числе

1.

37.

Правописание падежных
окончаний существительных
во множественном числе

1.

медаль
таблица

пациент

Таблица с
правилом

депутат

схема

38.

Постановка падежных
вопросов к существительным
во множественном числе

1.

39.

Падежные окончания
существительных во
множественном числе

1.

40.

Ударные и безударные
падежные окончания
существительных во
множественном числе

1.

41.

Правописание падежных
окончаний существительных
во множественном числе.

1.

42.

Окончания родительного
падежа существительных во
множественном числе

1.

43.

Склонение существительных.
Закрепление знаний

1.

44.

Существительное.
Закрепление знаний

1.

45.

Контрольные вопросы и
задания (учебник – стр. 87 –
88)

1.

46.

Развитие речи. Сочинение
по опорным словам «Лес
зимой».

1.

электриче
ство

территори
я

тест

Прилагательное (18 часов)
47.

Значение прилагательных в
речи

1.

48.

Прилагательные, близкие по
значению

1.

характер

49.

Словосочетания с
прилагательными

1.

50.

Род и число прилагательных

1.

51.

Изменение окончаний
прилагательных по вопросам

1.

52.

Постановка вопросов к
прилагательным

1.

53.

Правописание падежных
окончаний прилагательных в
единственном числе

1.

54.

Текст. Подбор примеров для
подкрепления основной
мысли текста

1.

55.

Выделение словосочетаний с
прилагательными во
множественном числе

1.

56.

Изменение прилагательных
во множественном числе по
падежам

1.

57.

Постановка вопросов к
прилагательным во
множественном числе

1.

58.

Правописание падежных
окончаний прилагательных во
множественном числе

1.

59.

Правописание падежных
окончаний прилагательных во
множественном числе

1.

60.

Склонение прилагательных.
Закрепление знаний

1.

профессия

Карточки с
заданием
совесть

таблица

юмор

схема

61.

Прилагательное. Закрепление
знаний

1.

62.

Контрольные вопросы и
задания (учебник – стр. 121 –
122)

1.

63.

Диктант по
итогам II четверти
«Зимой».

1.

64.

Анализ, работа над ошибками

1.

тест

III четверть (40 часов)
Местоимение (20 часов)
65.

Значение местоимений в речи

1.

66.

Различение местоимений по
лицам и числам

1.

квитанции
таблица

Склонение местоимений 1-го лица (я, мы) (5
часов)
67.

Наблюдение за склонением
местоимений 1-го лица
единственного числа

1.

68.

Склонение местоимений 1-го
лица единственного числа

1.

69.

Наблюдение за склонением
местоимения 1-го лица
множественного числа

1.

70.

Склонение местоимений 1-го
лица множественного числа

1.

71.

Склонение местоимений 1-го
лица единственного и
множественного числа

1.

дисциплин
а

правило

Склонение местоимений 2-го лица (ты, вы) (5
часов)
72.

Наблюдение за склонением
местоимений 2-го лица
единственного числа

1.

73.

Склонение местоимений 2-го
лица единственного числа

1.

74.

Наблюдение за склонением
местоимения 2-го лица
множественного числа

1.

75.

Склонение местоимений 2-го
лица множественного числа

1.

76.

Склонение местоимений 2-го
лица единственного и
множественного числа

1.

клиент

патриот

Склонение местоимений 3-го лица (он, она,
оно, они) (8 часов)
77.

Наблюдение за склонением
местоимений 3-го лица
единственного числа

1.

78.

Склонение местоимений 3-го
лица единственного числа

1.

79.

Наблюдение за склонением
местоимения 3-го лица
множественного числа

1.

80.

Склонение местоимений 3-го
лица множественного числа

1.

81.

Склонение местоимений 3-го
лица единственного и
множественного числа

1.

неожидан
но

схема

82.

Местоимение. Закрепление
знаний

1.

83.

Контрольные вопросы и
задания

1.

84.

Развитие речи. Изложение
«Раненые деревья».

1.

память

тест

картина

Глагол (22 часа)
85.

Значение глаголов в речи

1.

86.

Глаголы, близкие по
значению

1.

87.

Частица НЕ с глаголами

1.

88.

Неопределенная форма
глагола

1.

89.

Изменение глаголов по
временам и числам

1.

информац
ия

1-е лицо глагола (3 часа)
90.

Знакомство с глаголами 1-го
лица

1.

91.

Постановка вопросов к
глаголам 1-го лица

1.

92.

Употребление глаголов в 1-м
лице единственного и
множественного числа

1.

2-е лицо глагола (5 часов)
93.

Знакомство с глаголами 2-го
лица

1.

94.

Постановка вопросов к
глаголам 2-го лица

1.

схема

95.

Правописание глаголов 2-го
лица единственного числа

1.

96.

Употребление глаголов во 2м лице единственного и
множественного числа

1.

97.

Развитие речи.
Сочинение по картине
А.Г.Венецианова «Вот те и
батькин обед!»

1.

картина

3-е лицо глагола (7 часов)
98.

Знакомство с глаголами 3-го
лица

1.

99.

Постановка вопросов к
глаголам 3-го лица

1.

100.

Употребление глаголов в 3-м
лице единственного и
множественного числа

1.

101.

Правописание глаголов,
которые оканчиваются на –
тся и -ться

1.

102.

Различение глаголов по
лицам и числам

1.

103.

Диктант по
итогам III четверти
«Зима».

1.

104.

Анализ, работа над ошибками

1.

таблица

правило

IV четверть (32 часа)
105.

Глагол. Закрепление знаний

1.

106.

Контрольные вопросы и
задания

1.

тест

Наречие (12 часов)
107

Наречие как часть речи

1.

108.

Наречие – неизменяемая
часть речи

1.

109.

Значение наречий в речи

1.

110.

Образование наречий от
прилагательных

1.

111.

Наречия, противоположные и
близкие по значению

1.

112.

Наречия, отвечающие на
вопрос как?

1.

113.

Наречия, отвечающие на
вопрос где?

1.

114.

Наречия, отвечающие на
вопрос когда?

1.

115.

Наречия, отвечающие на
вопрос куда, откуда?

1.

116.

Постановка вопросов к
наречиям

1.

117.

Наречие. Закрепление знаний

1.

118.

Контрольные вопросы и
задания

1.

таблица

схема

Предложение. Текст (10 часов)
119.

Простое предложение с
однородными членами

1.

120.

Распространение
предложений с однородными
членами

1.

Карточки с
заданием

121.

Сложное предложение без
союзов

1.

122.

Сложные предложения с
союзами, и, а, но

1.

123.

Составление сложных
предложений с союзами и, а,
но

1.

124.

Сравнение простых и
сложных предложений

1.

125.

Распространение простых и
сложных предложений

1.

126.

Предложение. Закрепление
знаний

1.

127.

Предложение. Закрепление
знаний

1.

тест

128.

Контрольные вопросы и
задания

1.

Карточки с
заданием

129.

Развитие речи.
Изложение «Смелый
поступок»

1.

таблица

схема

Повторение (7часов)
130.

Состав слова

1.

131

Части речи

1.

132.

Диктант по
итогам IV четверти «Снова
весна»

1.

133.

Анализ, работа над ошибками

1.

134.

Предложение

1.

тест

135.

Диктант по итогам года
«Приметы погоды».

1.

136.

Анализ, работа над ошибками

1.

картина


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».