внеурочная деятельность 2 кл (базовый уровень)

Государственное казенное общеобразовательное учреждение Астраханской области для обучающихся, воспитанников с
ограниченными возможностями здоровья «Енотаевская общеобразовательная школа-интернат»
«РАССМОТРЕНО»

«СОГЛАСОВАНО»

«УТВЕРЖДЕНА»

на заседании педагогического совета
протокол №_____от 28.08.2025 года

с заместителем директора УР
____________ И.Б. Алекберова
От ______ августа 2025 года

Директор школы
_____________Н.И. Стрелкова
Приказ №______ от
28.08. 2025 года

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

внеурочной деятельности
2 класс
на уровень начального общего образования
(базовый уровень)
Рабочую программу составила:
Спицина Е.В., учитель начальных классов
высшей категории

с. Енотаевка – 2025 г

1. Пояснительная записка.
План внеурочной деятельности формируется образовательной организацией с учетом особенностей развития и особых
образовательных потребностей обучающихся с умственной отсталостью. Участникам образовательных отношений
предоставляется право выбора направления и содержания учебных курсов.
Основными задачами организации внеурочной деятельности являются следующие:
1) поддержка учебной деятельности обучающихся в достижении планируемых результатов освоения программы общего
образования;
2) развитие навыков общения со сверстниками и коммуникативных умений в разновозрастной школьной среде;
3) формирование навыков организации своей жизнедеятельности с учетом правил безопасного образа жизни;
4) повышение общей культуры обучающихся, углубление их интереса к познавательной и деятельности с учетом
возрастных и индивидуальных особенностей участников;
5) развитие навыков совместной деятельности со взрослыми и сверстниками, становление качеств, обеспечивающих
успешность участия в коллективном труде: умение договариваться, подчиняться, руководить, проявлять инициативу,
ответственность; становление умений командной работы;
6) формирование культуры поведения в информационной среде.
Внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности обучающихся с учетом намеченных задач
внеурочной деятельности и воспитательного процесса. Все ее формы представляются в деятельностных формулировках,
что подчеркивает их практико-ориентированные характеристики. При выборе направлений и отборе содержания обучения
образовательная организация учитывает:
особенности образовательной организации (условия функционирования, тип образовательной организации, особенности,
в том числе нозологические характеристики контингента, кадровый состав);
результаты диагностики успеваемости и уровня развития обучающихся, проблемы и трудности их учебной деятельности;
возможность обеспечить условия для организации разнообразных внеурочных занятий и их содержательная связь с
урочной деятельностью;
особенности информационно-образовательной среды образовательной организации, национальные и культурные
особенности региона, где находится образовательная организация.
2. Возможные направления внеурочной деятельности и их содержательное наполнение.

Предлагаемые направления внеурочной деятельности являются для образовательной организации общими ориентирами
и не подлежат формальному копированию. При отборе направлений внеурочной деятельности каждая образовательная
организация ориентируется, прежде всего, на свои особенности функционирования, психолого-педагогические и
нозологические характеристики обучающихся, их потребности, интересы и уровни успешности обучения. К выбору
направлений внеурочной деятельности и их организации могут привлекаться родители (законные представители) как
законные участники образовательных отношений.
Направления и цели внеурочной деятельности:
1. Спортивно-оздоровительная деятельность направлена на физическое развитие школьника, углубление знаний об
организации жизни и деятельности с учетом соблюдения правил здорового безопасного образа жизни.
2. Проектная деятельность организуется в доступных для обучающихся формах в процессе совместной деятельности по
выполнению проектов.
3. Коммуникативная деятельность направлена на совершенствование функциональной коммуникативной грамотности,
культуры общения.
4. Художественно-эстетическая творческая деятельность организуется как система разнообразных творческих мастерских
по развитию художественного творчества, способности к импровизации, драматизации, выразительному чтению, а также
становлению умений участвовать в театрализованной деятельности.
5. Информационная культура предполагает учебные курсы в рамках внеурочной деятельности, которые формируют
представления обучающихся о разнообразных современных информационных средствах и навыки выполнения разных
видов работ на компьютере.
6. "Учение с увлечением!" включает систему занятий в зоне ближайшего развития, когда педагогический работник
непосредственно помогает обучающемуся преодолеть трудности, возникшие при изучении разных предметов.
7. Реабилитационная (абилитационная) деятельность направлена на преодоление ограничений жизнедеятельности
обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, тяжелыми и множественными нарушениями
развития.
8. Деятельность по развитию навыков самообслуживания и независимости в быту.
Выбор форм организации внеурочной деятельности подчиняется следующим требованиям:
целесообразность использования данной формы для решения поставленных задач конкретного направления;

преобладание практико-ориентированных форм, обеспечивающих непосредственное активное участие обучающегося в
практической деятельности, в том числе совместной (парной, групповой, коллективной);
учет специфики коммуникативной деятельности, которая сопровождает то или иное направление внеучебной
деятельности;
использование форм организации, предполагающих использование средств ИКТ.
Возможными формами организации внеурочной деятельности могут быть следующие: учебные курсы и факультативы;
художественные, музыкальные и спортивные студии; соревновательные мероприятия, дискуссионные клубы, секции,
экскурсии, мини-исследования; общественно полезные практики, реабилитационные мероприятия.
К участию во внеурочной деятельности могут привлекаться организации и учреждения дополнительного образования,
культуры и спорта. В этом случае внеурочная деятельность может проходить не только в помещении образовательной
организации, но и на территории другого учреждения (организации), участвующего во внеурочной деятельности. Это
может быть, например, спортивный комплекс, музей, театр.
При организации внеурочной деятельности непосредственно в образовательной организации в этой работе могут
принимать участие все педагогические работники данной организации (учителя, социальные педагоги, педагогипсихологи, учитель-дефектолог, учитель-логопед, воспитатели, библиотекарь).
Внеурочная деятельность тесно связана с дополнительным образованием обучающихся в части создания условий для
развития творческих интересов обучающихся, включения их в художественную, техническую, спортивную и другую
деятельность. Объединение усилий внеурочной деятельности и дополнительного образования строится на использовании
единых форм организации.
Координирующую роль в организации внеурочной деятельности выполняет, как правило, основной педагогический
работник, ведущий класс, завуч, заместитель директора по учебно-воспитательной работе.
3. Основные направления внеурочной деятельности:
1. Духовно - нравственное направление
«Я и моя семья»

Цель программы: приобщение обучающихся к изучению истории Отечества через историю своей семьи,
укрепление духовных и культурных семейных ценностей.
Содержательные линии программы
Образовательная – содержит идеи, идеи теории, законы и закономерности, характеризующие культурные,
исторические, географические особенности каждой семьи.
Ценностная – предполагает формирование краеведческого мировоззрения, ориентацию на ценности семейной
культуры, на её изучение, сохранение.
Деятельная – способствует становлению культуросообразного поведения с учетом особенностей семьи, в единстве
разнообразных видов деятельности.
Творческая – предусматривает развитие творческих способностей детей, исследовательских умений,
самообразования средствами краеведческого компонента.
Календарно - тематическое планирование
2 класс (34 часа)
№
Тема занятия
Кол-во
Дата
Форма деятельности
п/п
часов
1 четверть (8ч)
Раздел «Семейно-бытовые обряды» (7ч)
1. Составление фамильного списка, таблиц.
1ч
Беседа
2. Обряды. Семейно-бытовые обряды.
1ч
Презентация
3. Разговор по душам: «Народные праздники и
1ч
Беседа, рисование, игры
семейно-бытовые обряды».
4. Обряды, связанные с выбором имени.
1ч
Презентация, беседа
5. Дом для моей семьи. Рисование «Дом в
1ч
котором я живу»
6. Конкурс «Русский человек без родни не
1ч
Рисунки, загадки, игры
живёт».
7. Выставка фотографий «Я и моя семья».
1ч
Раздел «Семейные традиции» (5ч)
8. Мои бабушки и дедушки. Почитание
1ч
Беседа
старших в доме.

2 четверть (8ч)
9. Семейный праздник «Азбука больших и
малых дел нашей семьи»
10. Праздник игры и игрушки.
11. Мы встречаем Новый год всей семьей.
12. Творческое занятие «Как украсить дом к
Новому году»
Раздел «Вот моя деревня, вот мой дом родной»
(8ч)
13. Красота родной природы.
14. Вот моя деревня, вот мой дом родной.
15. Сельские профессии.
16. Береги природу.
3 четверть (10ч)
17. Изучаем родную природу.
18. Погост, селение, городища.
19. Астраханская область на карте России.
20. Наше село в Астраханской области
Раздел «Люди моего села» (14ч)
21. Люди, живущие в моём селе.
22. Это нашей истории строки!
23. Великая Отечественная война в истории
моей семьи.
24. Великая Отечественная война в истории
нашего села.
25. Народы России.
26. Народные промыслы России.
4 четверть (8ч)

1ч

Стихи, песни, загадки

1ч
1ч
1ч

Презентация, игры, загадки
Беседа
Беседа, презентация, выставка

1ч
1ч
1ч
1ч

Экскурсия
Беседа, презентация, рисование, игра
Презентация
Рисование, беседа

1ч
1ч
1ч
1ч

Экскурсия
Презентация
Работа по карте

1ч
1ч
1ч

Презентация
Беседа
Беседа

1ч

Беседа, видео ролик

1ч
1ч

мультфильм
Презентация

27.
28.
29.
30.
31.
32.
33.
34.

История моей семьи в истории
Астраханской области.
Труженики тыла-наши родные.
Кому нужна моя помощь?

1ч

Видео ролик

1ч
1ч

Беседа-рассказ
Беседа

Дружба каждому нужна, дружба верностью
сильна.
Изучение истории села Енотаевка.
Выставка рисунков и фотографий
«Любимые места нашего села».
Зачем человеку семья.
Мир дому моему, мир дому твоему.

1ч

Видео ролик, беседа

1ч
1ч

Беседа
Рисование

1ч
1ч

Беседа
Рисование

2. Общекультурное направление
«По ступенькам Финансовой грамотности»
Цель реализации программы:
-формирование начальных представлений об окружающих экономических условиях жизни и деятельности людей.
Задачи реализации программы:
— формировать у учащихся представление об экономике как сфере деятельности человека, связанной с проблемой
удовлетворения его потребностей;
— обеспечивать осознание младшими школьниками взаимосвязи труда человека с его результатами, приложенных усилий
с успешностью деятельности;
— формировать бережливость, экономность, трудолюбие, щедрость;
— показать необходимость человеческих знаний и образования для формирования нового информационного общества .

Общая характеристика курса. Начальное экономическое образование является одним из факторов, оказывающих
влияние на становление личности ребёнка в его отношении к материальным и духовным ценностям. Реальность нашего
времени требует, чтобы уже младший школьник знал, что такое потребности и ограниченность возможностей их
удовлетворения, умел делать осознанный (экономически рациональный) выбор, представлял назначение денег, понимал,
из чего складывается бюджет семьи, что такое цена товара и от чего она зависит, как создаётся богатство, как им
возможно распорядиться. Поэтому очень важно именно в это время правильно преподнести детям ту экономическую
информацию, с которой они сталкиваются в реальной жизни.
Календарно-тематическое планирование
2 класс (34 ч)
№

1
2
3
4
5

6

Тема

I четверть
Что такое деньги и откуда они
взялись?
Вводное занятие. «По ступенькам
финансовой грамотности».
Что такое деньги?

Колич Дата
ество

Цель

Примечание

часов
8ч

1
1

Как появились деньги. Появление
обмена товарами.
Свойства драгоценных металловудобные товарные деньги.
Происхождение слов «деньги»,
«рубль», «копейка».

1

Монеты. Бумажные деньги.

1

1
1

Знакомство с понятием денег, выявление
уже имеющихся знаний
Знакомство с историей возникновения
первых денег. Правила обмена товарами.
Появление первых денег – товары с
высокой ликвидностью.
Знакомство с денежными единицами –
рублем, копейкой.
Какого достоинства бывают деньги и

«Что такое деньги?
Петр Кашель
Просмотр
видеосюжета
Видеоролик
Мультфильм
«История
возникновения денег»

7

Первые русские монеты.

1

8

Первые монеты разных государств.

1

9

II четверть
Викторина «Что такое деньги и
откуда они взялись?»

8ч
1

Рассмотрим деньги поближе. Защита от
подделок
10
Устройство монеты.
1
11
Изобретение бумажных денег.
1

12
13
14
15
16

Защита монет и бумажных денег от
подделок.
Фальшивые деньги.
Фальшивомонетчики.
Творческая работа «Жила была
денежка»
Игры по экономии денег

III четверть
Какие деньги были раньше в России
17 Древнерусские товарные деньги.

1
1
1
2

какие (бумажные купюры, железные
монеты)
Знакомство со старинными и
Видеоролик
современными русскими монетами
Знакомство с денежными знаками разных Видеоролик
стран
знакомство
Ответы на вопросы викторины

Что такое аверс, реверс и гурт.
Знакомство с причинами появления
бумажных денег.

Банкноты, купюры
м\ф «Как появились
деньги. История с
самого начала»

Знакомство с мерами защиты денег от
подделок в старину и в современном мире.
Познакомить с признаками настоящих и
фальшивых купюр.
Сочинить сказки о денежках
Развитие экономического мышления
школьников

Игра «Экономика
вокруг нас»

10 ч
1

Знакомство с древнерусскими товарными

видеоролик

деньгами
18

Клады. «Меховые деньги».

1

19

Первые русские монеты: полушка,
деньга, копейка, гривна, грош, алтын.

1

20

1

21
22

Первые русские монеты: рубль,
гривенник, полтинник, ассигнация.
Рисование и раскрашивание монет
История денежной единицы России

23

Пословицы и поговорки про деньги.

1

24

Творческий проект «Пословицы и
поговорки про деньги»
Деньги в сказках.

1

Творческая работа: «Купюры
сказочной страны»
IV четверть
Современные деньги России и
других стран
Современные деньги России.

1

25

26

27
28

Современные деньги мира.
Доллары и евро – самые известные
иностранные деньги.

1
1

1

Познакомить, что такое клады. Меховые
деньги славян

Видеоролик «История
денег от куниц до
бумажных»
Знакомство с историей происхождения
видеоролик
русских монет: полушка, деньга,
копейка, гривна, грош, алтын
Знакомство с происхождением названий
видеоролик
монет
Обводка монет
Расширить представление о старинных
видеоролик
денежных единицах, их названиях
Какие ценности в жизни человека
являются истинными
Философия русского народа в отношении
денег
Учить высказывать свое отношение к
Сказки «Мухапоступкам литературных героям.
цокотуха», «Курочка
Ряба» и т.д.
Составление сказочных купюр

8ч

1
1

Знакомство с современными деньгами
Интересные факты.
России. Модификация современных денег.
видеоролик
Знакомство с современными деньгами
видеоролик
разных стран.

29

Появление безналичных денег.

1

30

Банк, банкоматы. Для чего они
нужны?
Наличные, безналичные и
электронные деньги.

1

32

На что тратятся деньги?

1

33
34

Ролевая игра «Мои покупки»
Итоговое занятие «Что мы узнали о
деньгах?»
Итого:

1
1

31

1

Что такое безналичные деньги. История их
видеоролик
появления. Проведение безналичных
расчетов.
Расширить представления о роли банков и Видеоролик «Банки»,
необходимости сбережений и накоплений
«Банкоматы»
Формировать умения применять понятия:
Видеоролик «Как
безналичные деньги, банковские карты,
устроены наличные
банкомат.
деньги»
Объяснять, что влияет на намерения
людей совершать покупки.
Участие в игре
Обобщение знаний о деньгах

34 ч

3. Социальное направление «Школа безопасности»
Цель программы: обучение детей правильным действиям в опасных для жизни и здоровья условиях, при
возникновении чрезвычайных ситуаций.
Форма организации: уроки-беседы, экскурсии, практические занятия, просмотры тематических видеосюжетов,
викторины, конкурсы, практическая деятельность.
Настоящая программа является звеном, обеспечивающим непрерывность обучения населения, и прежде всего детей,
правильным действиям в опасных для жизни и здоровья условиях, при возникновении чрезвычайных ситуаций.
Реализация данной программы позволит привить детям начальные знания, умения и навыки в области безопасности
жизнедеятельности; позволит сформировать у них научно обоснованную систему понятий основ безопасности
жизнедеятельности; выработать необходимые умения и навыки безопасного поведения в повседневной жизни и в
различных опасных и чрезвычайных ситуациях.
Коррекционно – развивающее направление «Зеленая планета»
Цель программы: формирование осознанного правильного отношения к объектам природы, находящимся рядом,
формирование экологической культуры.

Форма организации: творческие проекты, практические занятия с элементами игр, экскурсии, праздники, викторины,
уроки-презентации.
Рабочая программа внеурочной деятельности по ФГОС “ Зеленая планета” составлена по экологии и формирует у
ребёнка понимание жизни как величайшей ценности, что достигается и через непосредственное общение с живым
(растениями, зверями, птицами, земноводными), явлениями природы и взаимодействии с природными объектами. Она
способствует не только расширению и углублению знаний детей об окружающем мире, но и формирует целостное
представление о природе на основе развития интеллектуального потенциала, психического состояния и физического
здоровья детей младшего школьного возраста, тем самым развивая экологический аспект современной культуры.
Познание ребёнком мира живого начинается с вещей и явлений, доступных восприятию органами чувств (реальные
предметы, материальные модели), и состоит в выявлении причинно-следственных идей упорядоченно и естественно.
Осознание ребёнком, что биосфера – это не только человек, но и всё многообразие живой материи, являющейся
непременным условием не просто существования, но и развития человечества. Природу нужно изучить экосистемно,
начиная с наиболее простых, близко расположенных (сад, пруд, поле) и кончая всеми обитателями земного шара –
единым всеобъемлющим сообществом. Поэтому форма организации знаний в данной программе построена от простого
к сложному, от наблюдений к рассуждению.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».