Государственное казенное общеобразовательное учреждение Астраханской области для обучающихся, воспитанников с
ограниченными возможностями здоровья «Енотаевская общеобразовательная школа-интернат»
«РАССМОТРЕНО»
на заседании
педагогического совета.
Протокол №________
от 28.08.2025 г.
«СОГЛАСОВАНО»
с зам. директора по УР
________/___________
От ________ августа
2025 года
« УТВЕРЖДЕНА»
Директор школы
________Н.И.Стрелкова
Приказ №_______ от
28.08.2025 года
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по курсу «Мир природы и человека»
2 класс
на уровень начального общего образования
(базовый уровень)
Рабочую программу составила
Спицина Е.В.,
учитель начальных классов
высшей категории
с. Енотаевка-2025
1. Пояснительная записка.
Основная цель предмета заключается в формировании первоначальных знаний о живой и неживой природе; понимании
простейших взаимосвязей, существующих между миром природы и человека.
Курс "Мир природы и человека" является начальным звеном формирования естествоведческих знаний, пропедевтическим
этапом формирования у обучающихся умений наблюдать, анализировать, взаимодействовать с окружающим миром.
Содержание дисциплины предусматривает знакомство с объектами и явлениями окружающего мира и дает возможность
постепенно раскрывать причинно-следственные связи между природными явлениями и жизнью человека.
При отборе содержания курса "Мир природы и человека" учтены современные научные данные об особенностях
познавательной деятельности, эмоционально волевой регуляции, поведения младших обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Программа реализует современный взгляд на обучение естествоведческим дисциплинам, который выдвигает на первый
план обеспечение:
полисенсорности восприятия объектов;
практического взаимодействия обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с
предметами познания, по возможности в натуральном виде и в естественных условиях или в виде макетов в специально
созданных учебных ситуациях;
накопления представлений об объектах и явлениях окружающего мира через взаимодействие с различными носителями
информации: устным и печатным словом, иллюстрациями, практической деятельностью в процессе решения
учебнопознавательных задач, в совместной деятельности друг с другом в процессе решения проблемных ситуаций;
закрепления представлений, постоянное обращение к уже изученному, систематизации знаний и накоплению опыта
взаимодействия с предметами познания в игровой, коммуникативной и учебной деятельности;
постепенного усложнения содержания предмета: расширение характеристик предмета познания, преемственность
изучаемых тем.
Основное внимание при изучении курса "Мир природы и человека" уделено формированию представлений об
окружающем мире: живой и неживой природе, человеке, месте человека в природе, взаимосвязях человека и общества с
природой. Практическая направленность учебного предмета реализуется через развитие способности к использованию
знаний о живой и неживой природе, об особенностях человека как биосоциального существа для осмысленной и
самостоятельной организации безопасной жизни в конкретных условиях.
Структура курса представлена следующими разделами: "Сезонные изменения", "Неживая природа", "Живая природа (в
том числе человек)", "Безопасное поведение".
Повышение эффективности усвоения учебного содержания требует организации большого количества наблюдений,
упражнений, практических работ, игр, экскурсий для ознакомления и накопления опыта первичного взаимодействия с
изучаемыми объектами и явлениями.
2. Содержание учебного предмета:
2.1. Сезонные изменения. Временные изменения. День, вечер, ночь, утро. Сутки, время суток. Время суток и солнце (по
результатам наблюдений). Время суток на циферблате часов. Дни недели, порядок следования, рабочие и выходные дни.
Неделя и месяц.
Времена года: осень, зима, весна, лето. Основные признаки каждого времени года (изменения в неживой природе, жизни
растений, животных и человека) Месяцы осенние, зимние, весенние, летние. Порядок месяцев в сезоне, в году, начиная с
января. Календарь.
Осень - начальная осень, середина сезона, поздняя осень. Зима - начало, середина, конец зимы. Весна - ранняя, середина
весны, поздняя весна. Смена времен года. Значение солнечного тепла и света. Преемственность сезонных изменений.
Взаимозависимость изменений в неживой и живой природе, жизни людей (в том числе и по результатам наблюдений).
Сезонные изменения в неживой природе. Изменения, происходящие в природе в разное время года, с постепенным
нарастанием подробности описания качественных изменений: температура воздуха (тепло - холодно, жара, мороз, замеры
температуры); осадки (снег - дождь, иней, град); ветер (холодный - теплый, направление и сила, на основе наблюдений);
солнце (яркое - тусклое, большое - маленькое, греет, светит) облака (облака, тучи, гроза), состояние водоемов (ручьи,
лужи, покрылись льдом, теплая - холодная вода), почвы (сухая - влажная - заморозки).
Солнце и изменения в неживой и живой природе. Долгота дня зимой и летом.
Растения и животные в разное время года.
Жизнь растений и животных (звери, птицы, рыбы, насекомые) в разные сезоны года. Сбор листьев, плодов и семян.
Ознакомление с названиями растений и животных. Раннецветущие, летние и осенние растения. Увядание и появление
растений. Подкормка птиц. Весенний сбор веток для гнездования птиц.
Сад, огород. Поле, лес в разное время года. Домашние и дикие животные в разное время года.
Одежда людей, игры обучающихся, труд людей в разное время года.
Одежда людей в разное время года. Одевание на прогулку. Учет времени года, погоды, предполагаемых занятий (игры,
наблюдения, спортивные занятия).
Игры обучающихся в разные сезоны года.
Труд людей в сельской местности и городе в разное время года. Предупреждение простудных заболеваний, гриппа, травм
в связи с сезонными особенностями (похолодание, гололед, жара).
2.2. Неживая природа. Солнце, облака, луна, звезды. Воздух. Земля: песок, глина, камни. Почва. Вода. Узнавание и
называние объектов неживой природы. Простейшие признаки объектов неживой природы по основным параметрам:
внешний вид, наиболее существенные и заметные свойства (выделяемые при наблюдении ребенком), место в природе,
значение. Элементарные сведения о Земле, как планете, и Солнце - звезде, вокруг которой в космосе двигается Земля.
2.3. Живая природа:
Растения.
Растения культурные. Овощи. Фрукты. Ягоды. Арбуз, дыня, тыква. Зерновые культуры. Внешний вид, место
произрастания, использование. Значение для жизни человека. Употребление в пищу.
Растения комнатные. Название. Внешнее строение (корень, стебель, лист). Уход. Растения дикорастущие. Деревья.
Кустарники. Травянистые растения. Корень, стебель, лист, цветок, плод и семена. Первичные представление о способах
размножения. Развитие растение из семени на примере гороха или фасоли. Значение растений в природе. Охрана,
использование человеком.
Грибы. Шляпочные грибы: съедобные и не съедобные. Название. Место произрастания. Внешний вид. Значение в
природе. Использование человеком.
Животные.
Животные домашние. Звери. Птицы. Названия. Внешнее строение: части тела. Условия обитания, чем кормятся сами
животные, чем кормят их люди. Место в жизни человека (для чего содержат животное), забота и уход за животным.
Скотный двор, птичник, ферма.
Животные дикие. Звери. Птицы. Змеи. Лягушка. Рыбы. Насекомые. Названия. Внешнее строение: названия частей тела.
Место обитания, питание, образ жизни. Роль в природе. Помощь птицам зимой (подкормка, изготовление кормушек) и
весной в период гнездования (сбор веток для гнезд, соблюдение тишины и уединенности птиц на природе).
Охрана природы: наблюдения за жизнью живой природы, уход за комнатными растениями, посадка и уход за растением,
бережное отношение к дикорастущим растениям, правили сбора урожая грибов и лесных ягод, ознакомление с правилами
ухода за домашними животными, подкормка птиц зимой, сбор веток в период гнездования, ознакомление с видами
помощи диким животным.
Человек. Мальчик и девочка. Возрастные группы ("малыш", "школьник", "молодой человек", "взрослый", "пожилой").
Строение тела человека (голова, туловище, ноги и руки (конечности). Ориентировка в схеме тела на картинке и на себе.
Голова, лицо: глаза, нос, рот, уши. Покровы тела: кожа, ногти, волосы.
Гигиена кожи, ногтей, волос (мытье, расчесывание, обстригание). Зубы. Гигиена полости рта (чистка зубов, полоскание).
Гигиена рук (мытье). Органы чувств человека (глаза, уши, нос, язык, кожа). Значение в жизни человека (ознакомление с
жизнью вокруг, получение новых впечатлений). Гигиена органов чувств. Бережное отношение к себе, соблюдение правил
охраны органов чувств, соблюдение режима работы и отдыха. Первичное ознакомление с внутренним строением тела
человека (внутренние органы).
Здоровый образ жизни: гигиена жилища (проветривание, регулярная уборка), гигиена питания (полноценное и регулярное
питание: овощи, фрукты, ягоды, хлеб, молочные продукты, мясо, рыба). Режим сна, работы. Личная гигиена (умывание,
прием ванной), прогулки и занятия спортом.
Человек - член общества: член семьи, обучающийся, друг. Личные вещи обучающегося: гигиенические принадлежности,
игрушки, школьные канцелярские принадлежности, одежда, обувь. Вещи мальчиков и девочек. Профессии людей
ближайшего окружения обучающегося.
2.4. Магазины ("овощи-фрукты", продуктовый, промтоварный (одежда, обувь, бытовая техника), книжный). Зоопарк или
краеведческий музей. Почта. Больница. Поликлиника. Аптека. Назначение учреждения. Основные профессии людей,
работающих в учреждении. Правила поведения в магазине.
2.5. Транспорт: Назначение. Называние отдельных видов транспорта (машины легковые и грузовые, метро, маршрутные
такси, трамваи, троллейбусы, автобусы). Городской пассажирский транспорт. Транспорт междугородний. Вокзалы и
аэропорты. Правила поведения.
2.6. Наша Родина - Россия: Наш город. Населенные пункты. Столица. Флаг, Герб, Гимн России. Президент России. Наша
национальность. Некоторые другие национальности. Национальные костюмы. Россия - многонациональная страна.
Праздники нашей страны. Достижение нашей страны в науке и искусствах. Великие люди страны или края. Деньги нашей
страны. Получение и расходование денег.
2.7. Безопасное поведение. Предупреждение заболеваний и травм. Профилактика простуд: закаливание, одевание по
погоде, проветривание помещений, предупреждение появления сквозняков. Профилактика вирусных заболеваний
(гриппа) - прием витаминов, гигиена полости носа и рта, предупреждение контактов с больными людьми. Поведение во
время простудной (постельный режим, соблюдение назначений врача) и инфекционной болезни (изоляция больного,
проветривание, отдельная посуда и стирка белья, прием лекарств по назначению врача, постельный режим). Вызов врача
из поликлиники. Случаи обращения в больницу.
Простейшие действия при получении травмы: обращение за помощью к учителю, элементарное описание ситуации,
приведшей к травме и своего состояния (что и где болит). Поведение при оказании медицинской помощи.
Безопасное поведение в природе.
Правила поведения человека при контакте с домашним животным. Правила поведения человека с диким животным в
зоопарке, в природе.
Правила поведение в лесу, на воде, в грозу. Предупреждение отравления ядовитыми грибами, ягодами. Признаки. Вызов
скорой помощи по телефону. Описание состояния больного.
Правила поведения с незнакомыми людьми, в незнакомом месте.
Правила поведения на улице. Движения по улице группой. Изучение правил дорожного движения (далее - ПДД): сигналы
светофора, пешеходный переход, правила нахождения обучающегося на улице (сопровождение взрослым, движение по
тротуару, переход улицы по пешеходному переходу). Правила безопасного поведения в общественном транспорте.
Правила безопасного использования учебных принадлежностей, инструментов для практических работ и опытов, с
инвентарем для уборки класса. Правила обращения с горячей водой (в кране, в чайнике), электричеством, газом (на кухне).
Телефоны первой помощи. Звонок по телефону экстренных служб.
Планируемые предметные результаты освоения учебного предмета "Мир природы и человека":
Минимальный уровень:
представление о назначении объектов изучения;
узнавание и называние изученных объектов на иллюстрациях, фотографиях;
отнесение изученных объектов к определенным группам (видо-родовые понятия);
называние сходных объектов, отнесенных к одной и той же изучаемой группе;
представления об элементарных правилах безопасного поведения в природе и обществе;
знание требований к режиму дня обучающегося и понимание необходимости его выполнения;
знание основных правил личной гигиены и выполнение их в повседневной жизни;
ухаживание за комнатными растениями; кормление зимующих птиц;
составление повествовательного или описательного рассказа из 3 - 5 предложений об изученных объектах по
предложенному плану;
адекватное взаимодействие с изученными объектами окружающего мира в учебных ситуациях; адекватно поведение в
классе, в образовательной организации, на улице в условиях реальной или смоделированной учителем ситуации.
Достаточный уровень:
представление о взаимосвязях между изученными объектами, их месте в окружающем мире;
узнавание и называние изученных объектов в натуральном виде в естественных условиях;
отнесение изученных объектов к определенным группам с учетом различных оснований для классификации;
развернутая характеристика своего отношения к изученным объектам;
знание отличительных существенных признаков групп объектов;
знание правил гигиены органов чувств;
знание некоторых правила безопасного поведения в природе и обществе с учетом возрастных особенностей;
готовность к использованию полученных знаний при решении учебных, учебно-бытовых и учебно-трудовых задач.
ответы на вопросы и постановка вопросов по содержанию изученного, проявление желания рассказать о предмете
изучения или наблюдения, заинтересовавшем объекте;
выполнение задания без текущего контроля педагогического работника (при наличии предваряющего и итогового
контроля), оценка своей работы и обучающихся, проявление к ней ценностного отношения, понимание замечаний,
адекватное восприятие похвалы;
проявление активности в организации совместной деятельности и ситуативном общении с обучающимися, адекватное
взаимодействие с объектами окружающего мира;
соблюдение элементарных санитарно-гигиенических норм;
выполнение доступных природоохранительных действий;
готовность к использованию сформированных умений при решении учебных, учебно-бытовых и учебно-трудовых задач
в объеме программы.
Календарно – тематическое планирование "Мир природы и человека"
№
КолОсновные виды
п/ Содержание
во
Дата
Цели
деятельности
Примечание
п
часов
обучающихся
Живой мир
34ч
I четверть
8ч
1.
Долгота дня
1
Учить правильно называть
Называют времена года, С 4-12
времена года, части суток, части суток, работают с
работать с учебником.
2.
Времена года. Осень.
1
3.
Растения осенью.
1
4.
Овощи. Огород.
1
5.
Сад. Фрукты.
1
6.
Животные осенью.
1
7.
Экскурсия «Изменения в
природе осенью»
1
Учить правильно называть
времена года, осенние
месяцы, познакомить с
признаками осени.
Учить правильно называть
осенние месяцы, закрепить
признаки осени.
Учить различать и
называть овощи, знать
значение овощей в
питании.
Познакомить с названием
фруктовых деревьев, учить
различать и называть
фрукты. Знать значение
фруктов в питании.
Познакомить с жизнью
животных и птиц осенью,
учить отличать диких
животных и птиц
Учить видеть изменения в
природе, закрепить
признаки осени.
учебником, слушают
учителя.
Называют времена,
отличают осень от
других времен года.
Отвечают на вопросы.
Называют осенние
месяцы, наблюдают,
анализируют.
Отвечают на отдельные
вопросы, составляют
рассказ.
Картинки
С 13-17
С 18-19
Картинки,
овощи
С 21-26
Различают и называют
фрукты, отвечают на
вопросы, составляют
рассказ.
Фрукты
С 27-31
Слушают учителя,
отвечают на вопросы,
составляют рассказ.
Картинки
С 20-23
Наблюдения в природе,
анализируют, отвечают
на вопросы, составляют
8.
Вода. Свойства воды.
1
9.
II четверть
Вода в природе.
8ч
1
10. Значение воды для жизни
организмов.
1
11. Комнатные растения:
названия и отличительные
признаки.
12. Части растений.
1
13. Необходимые условия для
жизни растений.
1
14. Уход за комнатными
растениями.
1
1
Познакомить со
свойствами воды,
прибором для определения
температуры
Расширить знания о воде в
природе.
Познакомить со значением
воды для жизни. Учить
беречь воду.
Знать названия комнатных
растений, находить
сходство и различия.
Познакомить с частями
растений.
Познакомить с условиями
для жизни растений, учить
использовать в речи новые
понятия.
Познакомить с правилами
ухода за комнатными
растениями, учить
рассказ.
Наблюдают,
анализируют,
объясняют, доказывают.
С 60-64
Объясняют,
анализируют.
Наблюдают, объясняют,
доказывают.
Картинки
С 65-68
С 69
Сравнивают, составляют
рассказ.
Растения
С 18-20
Называют части
растений.
Анализируют, отвечают
на вопросы, составляют
рассказ.
Таблицы
С 5-11
Картинки
С 12-17
Отвечают на вопросы,
ухаживают за
комнатными
С 19-20
15. Зима. Явления природы.
1
16. Зима. Зимние месяцы.
1
III четверть
17. Экскурсия. Наблюдение за
деревьями и кустарниками
зимой.
10ч
1
18. Животные зимой.
1
19. Занятия людей зимой.
Детские игры зимой.
1
20. Дикие и домашние
животные.
1
ухаживать за растениями
Познакомить с признаки
зимы, учить называть,
различать явления
природы.
Познакомить с названиями
зимних месяцев, закрепить
признаки зимы.
растениями.
Называют признаки
зимы, находят отличие
зимы от других времен
года.
Анализируют, отвечают
на вопросы, составляют
рассказ.
Учить видеть изменения в
природе зимой,
Наблюдают,
анализируют, отвечают
на вопросы, составляют
рассказ.
Слушают учителя,
отвечают на вопросы,
составляют рассказ,
отгадывают загадки.
Отвечают на вопросы,
составляют рассказ.
Познакомить с жизнью
животных и птиц зимой,
учить отличать диких
животных и птиц.
Познакомить с видами
работы зимой, с зимними
детскими игры.
Учить различать диких и
домашних животных,
составлять рассказ по
плану.
Слушают , составляют
рассказ по схеме,
отгадывают загадки.
Картинки
С 2930
С 30-31
Картинки
С 32-34
Сюжетные
картинки
С 35-39
Картинки
С.32-33
21. Кошка и рысь.
1
22. Собака и волк.
1
23. Отношение человека к
животным.
1
24. Рыбы.
1
25. Экскурсия. Наблюдение за
погодой, описание.
1
26. Появление весной грачей,
скворцов.
1
IV четверть
8ч
Познакомить с повадками
кошек и рыси, учить
сравнивать, составлять
рассказ по плану.
Познакомить с повадками
собаки и волка, учить
сравнивать, составлять
рассказ по плану.
Учить правильному
отношению к животным,
познакомить с породами
собак.
Закрепить названия рыб,
части тела и размножение.
Слушают, составляют
рассказ по схеме.
С.34-39
Слушают, составляют
рассказ по схеме.
С.40-44
Слушают учителя,
отвечают на вопросы,
составляют рассказ по
картинкам.
Слушают учителя,
отвечают на вопросы,
составляют рассказ,
отгадывают загадки.
Учить видеть изменения в
Наблюдают,
природе
анализируют, отвечают
на вопросы, составляют
рассказ.
Познакомить с названиями Отвечают на вопросы,
перелётных птиц, учить
составляют рассказ.
составлять рассказ по
плану.
Сюжетные
картинки
С.45-46
С.47-51
Картинки
27. Весна- пробуждение
природы
1
28. Растения весной.
1
29. Животные весной.
1
30. Занятия людей весной.
1
31. Гигиена тела человека.
1
32. Органы пищеварения.
Питание человека.
1
33. Здравствуй, лето!
1
34. Экскурсия. Наблюдения за
изменениями в природе.
1
Познакомить с названиями
весенних месяцев,
закрепить признаки весны.
Учить знать называния
первых весенних цветов,
находить сходство и
различия.
Познакомить с жизнью
животных и птиц весной,
учить отличать диких
животных и птиц.
Познакомить с видами
работы весной.
Познакомить с правилами
гигиены
Познакомить с органами
пищеварения, питанием
человека.
Познакомить с названиями
летних месяцев, закрепить
признаки лета.
Учить видеть изменения в
природе
Анализируют, отвечают
на вопросы, составляют
рассказ.
Слушают учителя,
отвечают на вопросы,
составляют рассказ,
отгадывают загадки.
Слушают учителя,
отвечают на вопросы,
составляют рассказ,
отгадывают загадки.
Отвечают на вопросы,
составляют рассказ.
Отвечают на вопросы,
составляют рассказ.
Слушают учителя,
отвечают на вопросы,
составляют рассказ,
отгадывают загадки.
Анализируют, отвечают
на вопросы, составляют
рассказ.
Наблюдают,
анализируют, отвечают
на вопросы, составляют
Сюжетные
картинки
С 40-43
Картинки
С.44-46
Картинки
С.47
Сюжетные
картинкиС.48-50
С.52-54
Таблицы
С.55-70
Сюжетные
картинки
С 51-59
рассказ.
Итого
34 ч