Государственное казенное общеобразовательное учреждение Астраханской области для обучающихся, воспитанников с
ограниченными возможностями здоровья «Енотаевская общеобразовательная школа-интернат»
«РАССМОТРЕНО»
на заседании
педагогического совета.
Протокол №________
от 28.08.2025 г.
«СОГЛАСОВАНО»
с зам. директора по УР
________/___________
От ________ августа
2025 года
« УТВЕРЖДЕНА»
Директор школы
________Н.И.Стрелкова
Приказ №_______ от
28.08.2025 года
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по рисованию (изобразительному искусству)
2 класс
на уровень начального общего образования
(базовый уровень)
Рабочую программу составила
Спицина Е.В.,
учитель начальных классов
высшей категории
с. Енотаевка-2025
1. Пояснительная записка.
Основной целью обучения предмета заключается во всестороннем развитии личности обучающегося с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в процессе приобщения его к художественной культуре и обучения
умению видеть прекрасное в жизни и искусстве; формировании элементарных знаний об изобразительном искусстве,
общих и специальных умений и навыков изобразительной деятельности (в рисовании, лепке, аппликации), развитии
зрительного восприятия формы, величины, конструкции, цвета предмета, его положения в пространстве, а также
адекватного отображения его в рисунке, аппликации, лепке; развитие умения пользоваться полученными практическими
навыками в повседневной жизни.
Основные задачи изучения предмета:
воспитание интереса к изобразительному искусству;
раскрытие значения изобразительного искусства в жизни человека;
воспитание в детях эстетического чувства и понимания красоты окружающего мира, художественного вкуса;
формирование элементарных знаний о видах и жанрах изобразительного искусства искусствах;
расширение художественно-эстетического кругозора;
развитие эмоционального восприятия произведений искусства, умения анализировать их содержание и формулировать
своего мнения о них;
формирование знаний элементарных основ реалистического рисунка;
обучение изобразительным техникам и приемам с использованием различных материалов, инструментов и
приспособлений, в том числе экспериментирование и работа в нетрадиционных техниках;
обучение разным видам изобразительной деятельности (рисованию, аппликации, лепке);
обучение правилам и законам композиции, цветоведения, построения орнамента, применяемых в разных видах
изобразительной деятельности;
формирование умения создавать простейшие художественные образы с натуры и по образцу, по памяти, представлению
и воображению;
развитие умения выполнять тематические и декоративные композиции;
воспитание у обучающихся умения согласованно и продуктивно работать в группах, выполняя определенный этап работы
для получения результата общей изобразительной деятельности ("коллективное рисование", "коллективная аппликация").
Коррекция недостатков психического и физического развития обучающихся на уроках изобразительного искусства
заключается в следующем:
коррекции познавательной деятельности обучающихся путем систематического и целенаправленного воспитания и
совершенствования у них правильного восприятия формы, строения, величины, цвета предметов, их положения в
пространстве, умения находить в изображаемом объекте существенные признаки, устанавливать сходство и различие
между предметами;
развитии аналитических способностей, умений сравнивать, обобщать; формирование умения ориентироваться в задании,
планировать художественные работы, последовательно выполнять рисунок, аппликацию, лепку предмета;
контролировать свои действия;
коррекции ручной моторики; улучшения зрительно-двигательной координации путем использования вариативных и
многократно повторяющихся действий с применением разнообразных технических приемов рисования, лепки и
выполнения аппликации.
развитии зрительной памяти, внимания, наблюдательности, образного мышления, представления и воображения.
17.2. Содержание программы отражено в пяти разделах: "Подготовительный период обучения", "Обучение
композиционной деятельности", "Развитие умений воспринимать и изображать форму предметов, пропорции,
конструкцию"; "Развитие восприятия цвета предметов и формирование умения передавать его в живописи", "Обучение
восприятию произведений искусства".
Программой предусматриваются следующие виды работы:
рисование с натуры и по образцу (готовому изображению); рисование по памяти, представлению и воображению;
рисование на свободную и заданную тему, декоративное рисование.
лепка объемного и плоскостного изображения (барельеф на картоне) с натуры или по образцу, по памяти, воображению,
лепка на тему, лепка декоративной композиции;
выполнение плоскостной и полуобъемной аппликаций (без фиксации деталей на изобразительной поверхности
("подвижная аппликация") и с фиксацией деталей на изобразительной плоскости с помощью пластилина и клея) с натуры,
по образцу, представлению, воображению, выполнение предметной, сюжетной и декоративной аппликации;
проведение беседы о содержании рассматриваемых репродукций с картины художников, книжной иллюстрации,
картинки, произведения народного и декоративно-прикладного искусства.
Подготовительный период обучения.
Введение. Человек и изобразительное искусство; урок изобразительного искусства; правила поведения и работы на уроках
изобразительного искусства; правила организации рабочего места; материалы и инструменты, используемые в процессе
изобразительной деятельности; правила их хранения.
Формирование организационных умений: правильно сидеть, правильно держать и пользоваться инструментами
(карандашами, кистью, красками), правильно располагать изобразительную поверхность на столе.
Сенсорное воспитание: различение формы предметов при помощи зрения, осязания и обводящих движений руки;
узнавание и показ основных геометрических фигур и тел (круг, квадрат, прямоугольник, шар, куб); узнавание, называние
и отражение в аппликации и рисунке цветов спектра; ориентировка на плоскости листа бумаги.
Развитие моторики рук: формирование правильного удержания карандаша и кисточки; формирование умения владеть
карандашом; формирование навыка произвольной регуляции нажима; произвольного темпа движения (его замедление и
ускорение), прекращения движения в нужной точке; направления движения.
Обучение приемам работы в изобразительной деятельности (лепке, выполнении аппликации, рисовании):
Приемы лепки:
отщипывание кусков от целого куска пластилина и разминание;
размазывание по картону;
скатывание, раскатывание, сплющивание;
примазывание частей при составлении целого объемного изображения.
Приемы работы с "подвижной аппликацией" для развития целостного восприятия объекта при подготовке обучающихся
к рисованию:
складывание целого изображения из его деталей без фиксации на плоскости листа;
совмещение аппликационного изображения объекта с контурным рисунком геометрической фигуры без фиксации на
плоскости листа;
расположение деталей предметных изображений или силуэтов на листе бумаги в соответствующих пространственных
положениях;
составление по образцу композиции из нескольких объектов без фиксации на плоскости листа.
Приемы выполнения аппликации из бумаги:
приемы работы ножницами;
раскладывание деталей аппликации на плоскости листа относительно друг друга в соответствии с пространственными
отношениями: внизу, наверху, над, под, справа от..., слева от..., посередине;
приемы соединения деталей аппликации с изобразительной поверхностью с помощью пластилина;
приемы наклеивания деталей аппликации на изобразительную поверхность с помощью клея.
Приемы рисования твердыми материалами (карандашом, фломастером, ручкой):
рисование с использованием точки (рисование точкой; рисование по заранее расставленным точкам предметов несложной
формы по образцу);
рисование разнохарактерных линий (упражнения в рисовании по клеткам прямых вертикальных, горизонтальных,
наклонных, зигзагообразных линий; рисование дугообразных, спиралеобразных линии, линий замкнутого контура (круг,
овал). Рисование по клеткам предметов несложной формы с использованием этих линии (по образцу);
рисование без отрыва руки с постоянной силой нажима и изменением силы нажима на карандаш. Упражнения в рисовании
линий. Рисование предметов несложных форм (по образцу);
штрихование внутри контурного изображения; правила штрихования; приемы штрихования (беспорядочная штриховка и
упорядоченная штриховка в виде сеточки);
рисование карандашом линий и предметов несложной формы двумя руками.
Приемы работы красками:
приемы рисования руками: точечное рисование пальцами, линейное рисование пальцами; рисование ладонью, кулаком,
ребром ладони;
приемы трафаретной печати: печать тампоном, карандашной резинкой, смятой бумагой, трубочкой;
приемы кистевого письма: примакивание кистью, наращивание массы; рисование сухой кистью; рисование по мокрому
листу.
Обучение действиям с шаблонами и трафаретами:
правила обведения шаблонов;
обведение шаблонов геометрических фигур, реальных предметов несложных форм, букв, цифр.
Обучение композиционной деятельности:
Понятие "композиция". Элементарные приемы композиции на плоскости и в пространстве. Понятия: горизонталь,
вертикаль, диагональ в построении композиции. Определение связи изображения и изобразительной поверхности.
Композиционной центр (зрительный центр композиции). Соотношение изображаемого предмета с параметрами листа
(расположение листа вертикально или горизонтально).
Установление на изобразительной поверхности пространственных отношений (при использовании способов передачи
глубины пространства). Понятия: линия горизонта, ближе - больше, дальше - меньше, загораживания.
Установление смысловых связей между изображаемыми предметами.
Главное и второстепенное в композиции.
Применение выразительных средств композиции: величинный контраст (низкое и высокое, большое и маленькое, тонкое
и толстое), светлотный контраст (темное и светлое). Достижение равновесия композиции с помощью симметрии.
Применение приемов и правил композиции в рисовании с натуры, тематическом и декоративном рисовании.
Развитие умений воспринимать и изображать форму предметов, пропорции, конструкцию. Формирование понятий:
"предмет", "форма", "фигура", "силуэт", "деталь", "часть", "элемент", "объем", "пропорции", "конструкция", "узор",
"орнамент", "скульптура", "барельеф", "симметрия", "аппликация".
Разнообразие форм предметного мира. Сходство и контраст форм. Геометрические фигуры. Природные формы.
Трансформация форм. Передача разнообразных предметов на плоскости и в пространстве.
Обследование предметов, выделение их признаков и свойств, необходимых для передачи в рисунке, аппликации, лепке
предмета.
Соотнесение формы предметов с геометрическими фигурами (метод обобщения).
Передача пропорций предметов. Строение тела человека, животных.
Передача движения различных одушевленных и неодушевленных предметов.
Приемы и способы передачи формы предметов: лепка предметов из отдельных деталей и целого куска пластилина;
составление целого изображения из деталей, вырезанных из бумаги; вырезание или обрывание силуэта предмета из бумаги
по контурной линии; рисование по опорным точкам, дорисовывание, обведение шаблонов, рисование по клеткам,
самостоятельное рисование формы объекта.
Сходство и различия орнамента и узора. Виды орнаментов по форме: в полосе, замкнутый, сетчатый, по содержанию:
геометрический, растительный, зооморфный, геральдический. Принципы построения орнамента в полосе, квадрате, круге,
треугольнике (повторение одного элемента на протяжении всего орнамента; чередование элементов по форме, цвету;
расположение элементов по краю, углам, в центре).
Практическое применение приемов и способов передачи графических образов в лепке, аппликации, рисунке.
Развитие восприятия цвета предметов и формирование умения передавать его в рисунке с помощью красок:
Понятия: "цвет", "спектр", "краски", "акварель", "гуашь", "живопись".
Цвета солнечного спектра (основные, составные, дополнительные). Теплые и холодные цвета. Смешение цветов.
Практическое овладение основами цветоведения.
Различение и обозначением словом, некоторых ясно различимых оттенков цветов.
Работа кистью и красками, получение новых цветов и оттенков путем смешения на палитре основных цветов, отражение
светлотности цвета (светло-зеленый, темно-зеленый).
Эмоциональное восприятие цвета. Передача с помощью цвета характера персонажа, его эмоционального состояния
(радость, грусть). Роль белых и черных красок в эмоциональном звучании и выразительность образа. Подбор цветовых
сочетаний при создании сказочных образов: добрые, злые образы.
Приемы работы акварельными красками: кистевое письмо - примакивание кистью; рисование сухой кистью; рисование
по мокрому листу (алла прима), послойная живопись (лессировка).
Практическое применение цвета для передачи графических образов в рисовании с натуры или по образцу, тематическом
и декоративном рисовании, аппликации.
Обучение восприятию произведений искусства:
Примерные темы бесед:
"Изобразительное искусство в повседневной жизни человека. Работа художников, скульпторов, мастеров народных
промыслов, дизайнеров".
"Виды изобразительного искусства". Рисунок, живопись, скульптура, декоративно-прикладное искусства, архитектура,
дизайн.
"Как и о чем создаются картины" Пейзаж, портрет, натюрморт, сюжетная картина. Какие материалы использует художник
(краски, карандаши). Красота и разнообразие природы, человека, зданий, предметов, выраженные средствами живописи
и графики. Художники создали произведения живописи и графики: И. Билибин, В. Васнецов, Ю. Васнецов, В. Конашевич,
А. Куинджи, А Саврасов, И. Остроухова, А. Пластов, В. Поленов, И Левитан, К. Юон, М. Сарьян, П. Сезан, И. Шишкин.
"Как и о чем создаются скульптуры". Скульптурные изображения (статуя, бюст, статуэтка, группа из нескольких фигур).
Какие материалы использует скульптор (мрамор, гранит, глина, пластилин). Объем - основа языка скульптуры. Красота
человека, животных, выраженная средствами скульптуры. Скульпторы создали произведения скульптуры: В. Ватагин, А.
Опекушин, В. Мухина.
"Как и для чего создаются произведения декоративно-прикладного искусства". Истоки этого искусства и его роль в жизни
человека (украшение жилища, предметов быта, орудий труда, костюмы). Какие материалы используют художникидекораторы. Разнообразие форм в природе как основа декоративных форм в прикладном искусстве (цветы, раскраска
бабочек, переплетение ветвей деревьев, морозные узоры на стеклах). Сказочные образы в народной культуре и
декоративно-прикладном искусстве. Ознакомление с произведениями народных художественных промыслов в России с
учетом местных условий. Произведения мастеров расписных промыслов (хохломская, Городецкая, гжельская, жостовская
роспись).
Планируемые предметные результаты изучения учебного предмета "Рисование (изобразительное искусство)":
Минимальный уровень:
знание названий художественных материалов, инструментов и приспособлений; их свойств, назначения, правил хранения,
обращения и санитарно-гигиенических требований при работе с ними;
знание элементарных правил композиции, цветоведения, передачи формы предмета;
знание некоторых выразительных средств изобразительного искусства: "изобразительная поверхность", "точка", "линия",
"штриховка", "пятно", "цвет";
пользование материалами для рисования, аппликации, лепки;
знание названий предметов, подлежащих рисованию, лепке и аппликации;
знание названий некоторых народных и национальных промыслов, изготавливающих игрушки: "Дымково", "Гжель",
"Городец", "Каргополь";
организация рабочего места в зависимости от характера выполняемой работы;
следование при выполнении работы инструкциям педагогического работника; рациональная организация своей
изобразительной деятельности; планирование работы; осуществление текущего и заключительного контроля
выполняемых практических действий и корректировка хода практической работы;
владение некоторыми приемами лепки (раскатывание, сплющивание, отщипывание) и аппликации (вырезание и
наклеивание);
рисование по образцу, с натуры, по памяти, представлению, воображению предметов несложной формы и конструкции;
передача в рисунке содержания несложных произведений в соответствии с темой;
применение приемов работы карандашом, гуашью, акварельными красками с целью передачи фактуры предмета;
ориентировка в пространстве листа; размещение изображения одного или группы предметов в соответствии с
параметрами изобразительной поверхности;
адекватная передача цвета изображаемого объекта, определение насыщенности цвета, получение смешанных цветов и
некоторых оттенков цвета;
узнавание и различение в книжных иллюстрациях и репродукциях изображенных предметов и действий.
Достаточный уровень:
знание названий жанров изобразительного искусства (портрет, натюрморт, пейзаж);
знание названий некоторых народных и национальных промыслов ("Дымково", "Гжель", "Городец", "Каргополь");
знание основных особенностей некоторых материалов, используемых в рисовании, лепке и аппликации;
знание выразительных средств изобразительного искусства: "изобразительная поверхность", "точка", "линия",
"штриховка", "контур", "пятно", "цвет", объем;
знание правил цветоведения, светотени, перспективы; построения орнамента, стилизации формы предмета;
знание видов аппликации (предметная, сюжетная, декоративная);
знание способов лепки (конструктивный, пластический, комбинированный);
нахождение необходимой для выполнения работы информации в материалах учебника, рабочей тетради;
следование при выполнении работы инструкциям педагогического работника или инструкциям, представленным в других
информационных источниках;
оценка результатов собственной изобразительной деятельности и обучающихся (красиво, некрасиво, аккуратно, похоже
на образец);
использование разнообразных технологических способов выполнения аппликации;
применение разных способов лепки;
рисование с натуры и по памяти после предварительных наблюдений, передача всех признаков и свойств изображаемого
объекта; рисование по воображению;
различение и передача в рисунке эмоционального состояния и своего отношения к природе, человеку, семье и обществу;
различение произведений живописи, графики, скульптуры, архитектуры и декоративно-прикладного искусства;
различение жанров изобразительного искусства: пейзаж, портрет, натюрморт, сюжетное изображение.
Календарно-тематическое планирование "Рисование (изобразительное искусство)"
№
п/
п
1
2
3
4
5
6
7
8
Тема урока
Количест
во
часов
I четверть
8ч
Вспоминаем лето красное. Лепка и
1
рисование ветки с вишнями.
Съедобные и несъедобные грибы.
Корзина с грибами. Рисование и
лепка.
Лепка на тему «Осень в лесу».
1
Рисование. «Берёза летом и
осенью»
Фон тёмный, светлый. Рисунок
«Белые уточки на реке».
Главные и составные цвета
Рисунок «Туча», «Разные
деревья».
Краски: гуашь и акварель.
Рисунок «Фрукты на столе».
Краски: гуашь и акварель.
Рисунок «Овощи на столе».
II четверть
1
1
1
1
1
1
8ч
Дата
Основных виды учебной деятельности обучающихся
Рассматривание образца, работа с рисунком. Планирование
этапов лепки. Зарисовка с использованием шаблона.
Уметь рисовать по подражанию действиям учителя
уметь организовать своё рабочее место, правильно сидеть за
партой, правильно держать бумагу карандаш.
Работа с муляжами грибов, выделение частей гриба,
составление композиции, зарисовка, раскрашивание.
Рассматривание картин, наблюдение за изменениями в природе,
рисование после наблюдений.
Рассматривание деревьев на рисунке, выделение частей дерева,
установление признаков различия, рисование по памяти.
Рассматривание картин, беседа по картине по плану,
закрепление умений работать гуашью.
Рассматривание противоположных по настроению картин,
выделение цветов в рисунке. Графический диктант.
Работа с муляжами фруктов, зарисовка, раскрашивание
красками.
Работа с муляжами овощей, зарисовка, раскрашивание
красками.
9
Работа с ножницами и бумагой.
Вырезание фигуры человека по
шаблону.
1
II четверть
Работа с пластилином. Лепка
человека в покое и в движении.
8ч
1
Рисование человека в покое и в
движении.
Лепка. «Снеговик».
1
Рисунок по описанию «Снеговики
во дворе».
Работа и ножницами. Панорама
«В лесу зимой» (зелёные ёлки,
разные по величине).
1
15
«Весёлый Петрушка на
новогоднем празднике».
Плоскостная лепка.
1
16
Аппликация «Хоровод вокруг
ёлки».
1
10
11
12
13
14
III четверть
1
1
10ч
Работа с шаблоном, приемы вырезания и наклеивания,
раскрашивание красками.
Знать общие закономерности рисования лица человека.
правильно
и
выразительно использовать в
работе
разнообразные художественные материалы
Рассматривание образца, работа с рисунком. Планирование
этапов лепки. Зарисовка с использованием шаблона.
Работа с шаблоном, приемы вырезания и наклеивания,
раскрашивание красками.
Уметь узнавать называть геометрические фигуры: круг, квадрат,
треугольник, овал, прямоугольник.
Разведение акварель ной краски на палитре, работа влажной
кистью, приемы смешивания красок.
Знать о линии и пятне как художественно- выразительных
средствах живописи.
Уметь изображать внешнее строение деревьев, красиво
располагать деревья на листе бумаги.
Знать приёмы работы с пластилином. Различать жанры
изобразительного искусства.
Осуществлять поиск необходимой информации, используя
справочные материалы учебника.
Составлять композицию
по
намеченному
сюжету. Сопоставлять замысел и полученный результат
работы. Применять основные
средства
художественной
выразительности.
17
Лепка. «Собака в покое и в
движении».
1
18
Рисование. «Собака в покое и в
движении».
1
19
Лепка. «Кошка в покое и в
движении».
1
20
Рисование. «Кошка в покое и в
движении».
1
21
Рисование любимой игрушки.
1
22
Аппликация с дорисовыванием.
«Мишка».
1
23
Дымковская игрушка. Лепка.
«Барыня».
24
Дымковская игрушка. Рисование.
«Барыня».
1
1
Знать приёмы работы с пластилином. Различать жанры
изобразительного искусства.
Осуществлять поиск необходимой информации, используя
справочные материалы учебника.
Создавать изображения линиями разного
характера. Подбирать цвет в соответствии с передаваемым в
работе настроением. Составлять разнообразные оттенки на
основе смешения цветов с белым и чёрным.
Знать приёмы работы с пластилином. Различать жанры
изобразительного искусства.
Осуществлять поиск необходимой информации, используя
справочные материалы учебника.
Высказывать простейшие
суждения о предметах декоративно-прикладного искусства.
Выразительно передавать в рисунке простую форму, цвет,
пропорции.
Различать основные и составные, тёплые и холодные цвета;
составлять разнообразные оттенки на основе смешения цветов с
белым и чёрным
Знать последовательность выполнения тематической
композиции. Передавать в тематических рисунках
пространственные отношения.
Осуществлять поиск необходимой информации для
выполнения учебных заданий; располагать композицию.
Знать приёмы работы с пластилином. Различать жанры
изобразительного искусства.
Осуществлять поиск необходимой информации для
выполнения учебных заданий; располагать композицию.
25
Лепка и рисование «Птичка зарянка»
1
26
Аппликация и рисование. «Ваза».
1
27
IV четверть
Рисование красками. «Разные
цветы».
8ч
1
Рисование красками.
«Одуванчик»
Рисование красками. «Цветы в
вазе».
1
30
Рисование красками. «Кактус».
1
31
Открытка к празднику 1 Мая
(аппликация).
1
28
29
Знать приёмы работы с пластилином. Различать жанры
изобразительного искусства.
Осуществлять поиск необходимой информации, используя
справочные материалы учебника.
Создавать изображения линиями разного
характера. Подбирать цвет в соответствии с передаваемым в
работе настроением.
Выражать собственное эмоциональное отношение к
изображаемому, подбирать цвет в соответствии с передаваемым
в работе настроением; использовать в работе разнообразные
художественные материалы
Передавать в рисунке форму, пропорции, строение и цвет
предметов. Выражать отношение к произведениям искусства
Передавать в тематических рисунках пространственные
отношения, сюжет композиции. Располагать в зависимости от
запланированного, лист горизонтально или вертикально.
Сопоставлять замысел и полученный результат работы.
Передавать пропорции изображаемых объектов, общее
пространственное расположение
предметов. Подбирать цветовые сочетания, передающие
радость, тревогу, нежность, любовь. Оценивать результаты
своей работы
Выражать собственное эмоциональное отношение к
изображаемому, подбирать цвет в соответствии с передаваемым
в работе настроением; использовать в работе разнообразные
художественные материалы
32
Открытка к празднику 9 Мая
(рисование).
1
33
Рисование по описанию «Береза
весной»
1
34
Рисование по описанию. «В парке
весной».
1
Итого
34ч
Выражать собственное эмоциональное отношение к
изображаемому, подбирать цвет в соответствии с передаваемым
в работе настроением; использовать в работе разнообразные
художественные материалы
Знать тёлые, холодные цвета. Составлять композицию по
намеченному сюжету. Выстраивать в композиции
последовательность событий, выделять композиционный центр.
Передавать в рисунке форму, пропорции, строение и цвет
предметов. Выражать отношение к произведениям искусства.