Государственное казенное общеобразовательное учреждение Астраханской области для обучающихся, воспитанников с
ограниченными возможностями здоровья «Енотаевская общеобразовательная школа-интернат»
«РАССМОТРЕНО»
на заседании
педагогического совета.
Протокол №________
от 28.08.2025 г.
«СОГЛАСОВАНО»
с зам. директора по УР
________/___________
От ________ августа
2025 года
« УТВЕРЖДЕНА»
Директор школы
________Н.И.Стрелкова
Приказ №_______ от
28.08.2025 года
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по русскому языку
2 класс
на уровень начального общего образования
(базовый уровень)
Рабочую программу составила
Спицина Е. В.,
учитель начальных классов
высшей категории
с. Енотаевка-2025
1. Пояснительная записка.
Обучение русскому языку в I - IV и дополнительных классах предусматривает включение в учебную программу
следующих разделов: "Подготовка к усвоению грамоты", "Обучение грамоте", "Практические грамматические
упражнения и развитие речи", "Чтение и развитие речи", "Речевая практика".
Изучение всех предметов, входящих в структуру русского языка, призвано решить следующие задачи:
уточнение и обогащение представлений об окружающей действительности и овладение на этой основе языковыми
средствами (слово, предложение, словосочетание);
формирование первоначальных "дограмматических" понятий и развитие коммуникативно-речевых навыков;
овладение различными доступными средствами устной и письменной коммуникации для решения практикоориентированных задач;
коррекция недостатков речевой и мыслительной деятельности;
формирование основ навыка полноценного чтения художественных текстов доступных для понимания по структуре и
содержанию;
развитие навыков устной коммуникации;
формирование положительных нравственных качеств и свойств личности.
2. Содержание учебного предмета "Русский язык":
2.1. Раздел "Подготовка к усвоению грамоты".
Подготовка к усвоению первоначальных навыков чтения. Развитие слухового внимания, фонематического слуха.
Элементарный звуковой анализ. Совершенствование произносительной стороны речи. Формирование первоначальных
языковых понятий: "слово", "предложение", часть слова - "слог" (без называния термина), "звуки гласные и согласные".
Деление слов на части. Выделение на слух некоторых звуков. Определение наличия и (или) отсутствия звука в слове на
слух.
Подготовка к усвоению первоначальных навыков письма. Развитие зрительного восприятия и пространственной
ориентировки на плоскости листа. Совершенствование и развитие мелкой моторики пальцев рук. Усвоение гигиенических
правил письма. Подготовка к усвоению навыков письма.
Речевое развитие. Понимание обращенной речи. Выполнение несложных словесных инструкций. Обогащение словарного
запаса за счет слов, относящихся к различным грамматическим категориям. Активизация словаря. Составление
нераспространенных и простых распространенных предложений (из 3 - 4 слов) на основе различных опор (совершаемого
действия, простой сюжетной картинки, наблюдению).
Расширение арсенала языковых средств, необходимых для вербального общения. Формирование элементарных
коммуникативных навыков диалогической речи: ответы на вопросы собеседника на темы, близкие личному опыту, на
основе предметно-практической деятельности, наблюдений за окружающей действительностью.
2.2. Раздел "Обучение грамоте":
Формирование элементарных навыков чтения.
Звуки речи. Выделение звуки на фоне полного слова. Отчетливое произнесение. Определение места звука в слове.
Определение последовательности звуков в несложных по структуре словах. Сравнение на слух слов, различающихся
одним звуком.
Различение гласных и согласных звуков на слух и в собственном произношении.
Обозначение звука буквой. Соотнесение и различение звука и буквы. Звукобуквенный анализ несложных по структуре
слов.
Образование и чтение слогов различной структуры (состоящих из одной гласной, закрытых и открытых двухбуквенных
слогов, закрытых трехбуквенных слогов с твердыми и мягкими согласными, со стечениями согласных в начале или в
конце слова). Составление и чтение слов из усвоенных слоговых структур. Формирование основ навыка правильного,
осознанного и выразительного чтения на материале предложений и небольших текстов (после предварительной отработки
с учителем). Разучивание с голоса коротких стихотворений, загадок, чистоговорок.
Формирование элементарных навыков письма.
Развитие мелкой моторики пальцев рук; координации и точности движения руки. Развитие умения ориентироваться на
пространстве листа в тетради и классной доски.
Усвоение начертания рукописных заглавных и строчных букв.
Письмо букв, буквосочетаний, слогов, слов, предложений с соблюдением гигиенических норм. Овладение разборчивым,
аккуратным письмом. Дословное списывание слов и предложений, списывание со вставкой пропущенной буквы или слога
после предварительного разбора с учителем. Усвоение приемов и последовательности правильного списывания текста.
Письмо под диктовку слов и предложений, написание которых не расходится с их произношением.
Практическое усвоение некоторых грамматических умений и орфографических правил: обозначение на письме границ
предложения, раздельное написание слов, обозначение заглавной буквой имен и фамилий людей, кличек животных;
обозначение на письме буквами сочетания гласных после шипящих ("ча-ща", "чу-щу", "жи-ши").
Речевое развитие.
Использование усвоенных языковых средств (слов, словосочетаний и конструкций предложений) для выражения просьбы
и собственного намерения (после проведения подготовительной работы), ответов на вопросы педагогического работника
и обучающихся. Пересказ прослушанных и предварительно разобранных небольших по объему текстов с опорой на
вопросы педагогического работника и иллюстративный материал. Составление двух-трех предложений с опорой на серию
сюжетных картин, организованные наблюдения, практические действия.
2.3. Раздел "Практические грамматические упражнения и развитие речи".
Фонетика. Звуки и буквы. Обозначение звуков на письме. Гласные и согласные. Согласные твердые и мягкие. Согласные
глухие и звонкие. Согласные парные и непарные по твердости - мягкости, звонкости - глухости. Ударение. Гласные
ударные и безударные.
Графика. Обозначение мягкости согласных на письме буквами "ь, е, е, и, ю, я". Разделительный "ь". Слог. Перенос слов.
Алфавит.
Слово. Слова, обозначающие названия предметов. Различение слова и предмета. Слова-предметы, отвечающие на
вопросы "кто?", "что?". Расширение круга слов, обозначающих фрукты, овощи, мебель, транспорт, явления природы,
растения, животных. Слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
Имена собственные. Большая буква в именах, фамилиях, отчествах, кличках животных, названиях городов, сел и деревень,
улиц, географических объектов.
Знакомство с антонимами и синонимами без называния терминов ("Слова-друзья" и "Слова-враги").
Слова, обозначающие названия действий. Различение действия и его названия. Название действий по вопросам "что
делает?" "что делают?" "что делал?" "что будет делать?" Согласование слов-действий со словами-предметами.
Слова, обозначающие признак предмета. Определение признака предмета по вопросам "какой?" "какая?" "какое?"
"какие?". Названия признаков, обозначающих цвет, форму, величину, материал, вкус предмета.
Дифференциация слов, относящихся к разным категориям.
Предлог. Предлог как отдельное слово. Раздельное написание предлога со словами. Роль предлога в обозначении
пространственного расположении предметов. Составление предложений с предлогами.
Имена собственные (имена и фамилии людей, клички животных, названия городов, сел, улиц, площадей).
Правописание. Правописание сочетаний, шипящих с гласными. Правописание парных звонких и глухих согласных на
конце и в середине слова. Проверка написания безударных гласных путем изменения формы слова.
Родственные слова. Подбор гнезд родственных слов. Общая часть родственных слов. Проверяемые безударные гласные в
корне слова, подбор проверочных слов. Слова с непроверяемыми орфограммами в корне.
Предложение. Смысловая законченность предложения. Признаки предложения. Главные и второстепенные члены
предложений. Оформление предложения в устной и письменной речи. Повествовательные, вопросительные и
восклицательные предложения. Составление предложений с опорой на сюжетную картину, серию сюжетных картин, по
вопросам, по теме, по опорным слова. Распространение предложений с опорой на предметную картинку или вопросы.
Работа с деформированными предложениями. Работа с диалогами.
Развитие речи. Составление подписей к картинкам. Выбор заголовка из нескольких предложенных. Различение текста и
"не текста". Работа с деформированным текстом. Коллективное составление коротких рассказов после предварительного
разбора. Коллективное составление небольших по объему изложений и сочинений (3 - 4 предложения) по плану, опорным
словам и иллюстрации.
2.4. Раздел "Чтение и развитие речи":
Содержание чтения (круг чтения). Произведения устного народного творчества (пословица, скороговорка, загадка,
потешка, закличка, песня, сказка, былина). Небольшие рассказы и стихотворения русских и зарубежных писателей о
природе родного края, о жизни обучающихся и взрослых, о труде, о народных праздниках, о нравственных и этических
нормах поведения. Статьи занимательного характера об интересном и необычном в окружающем мире, о культуре
поведения, об искусстве, историческом прошлом.
Примерная тематика произведений: произведения о Родине, родной природе, об отношении человека к природе, к
животным, труду, друг другу, о жизни обучающихся, их дружбе и товариществе, произведения о добре и зле.
Жанровое разнообразие: сказки, рассказы, стихотворения, басни, пословицы, поговорки, загадки, считалки, потешки.
Навык чтения: осознанное, правильное плавное чтение с переходом на чтение целыми словами вслух и "про себя".
Формирование умения самоконтроля и самооценки. Формирование навыков выразительного чтения (соблюдение пауз на
знаках препинания, выбор соответствующего тона голоса, чтение по ролям и драматизация разобранных диалогов).
Работа с текстом. Понимание слов и выражений, употребляемых в тексте. Различение простейших случаев
многозначности и сравнений. Деление текста на части, составление простейшего плана и определение основной мысли
произведения под руководством педагогического работника. Составление картинного плана. Пересказ текста или части
текста по плану и опорным словам.
Внеклассное чтение. Чтение детских книг русских и зарубежных писателей. Знание заглавия и автора произведения.
Ориентировка в книге по оглавлению. Ответы на вопросы о прочитанном, пересказ. Отчет о прочитанной книге.
2.5. Раздел "Речевая практика":
Аудирование и понимание речи: выполнение простых и составных устных инструкций педагогического работника,
словесный отчет о выполненных действиях. Прослушивание и выполнение инструкций, записанных на аудионосители.
Чтение и выполнение словесных инструкций, предъявленных в письменном виде.
Соотнесение речи и изображения (выбор картинки, соответствующей слову, предложению).
Повторение и воспроизведение по подобию, по памяти отдельных слогов, слов, предложений.
Слушание небольших литературных произведений в изложении педагогического работника и с аудио носителей. Ответы
на вопросы по прослушанному тексту, пересказ.
Дикция и выразительность речи. Развитие артикуляционной моторики. Формирование правильного речевого дыхания.
Практическое использование силы голоса, тона, темпа речи в речевых ситуациях. Использование мимики и жестов в
общении.
Общение и его значение в жизни. Речевое и неречевое общение. Правила речевого общения. Письменное общение (афиши,
реклама, письма, открытки). Условные знаки в общении людей.
Общение на расстоянии. Кино, телевидение, радио.
Виртуальное общение. Общение в социальных сетях.
Влияние речи на мысли, чувства, поступки людей.
Организация речевого общения
Базовые формулы речевого общения
Обращение, привлечение внимания. "Ты" и "Вы", обращение по имени и отчеству, по фамилии, обращение к знакомым
взрослым и ровесникам. Грубое обращение, нежелательное обращение (по фамилии). Ласковые обращения. Грубые и
негрубые обращения. Бытовые (неофициальные) обращения к сверстникам, в семье. Именные, бытовые, ласковые
обращения. Функциональные обращения (к продавцу, к сотруднику полиции). Специфика половозрастных обращений
(дедушка, бабушка, девушка, мужчина). Вступление в речевой контакт с незнакомым человеком без обращения
("Скажите, пожалуйста..."). Обращение в письме, в поздравительной открытке.
Знакомство, представление, приветствие. Формул: "Давай познакомимся", "Меня зовут...", "Меня зовут..., а тебя?",
"Это...", "Познакомься пожалуйста, это...". Ответные реплики на приглашение познакомиться: "Очень приятно!", "Рад
познакомиться!".
Приветствие и прощание. Употребление различных формул приветствия и прощания в зависимости от адресата (взрослый
или сверстник). Формулы: "Здравствуй", "Здравствуйте", "До свидания". Развертывание формул с помощью обращения
по имени и отчеству. Жесты приветствия и прощания. Этикетные правила приветствия: замедлить шаг или остановиться,
посмотреть в глаза человеку.
Формулы: "Доброе утро", "Добрый день", "Добрый вечер", "Спокойной ночи". Неофициальные разговорные формулы:
"Привет", "Салют", "Счастливо", "Пока". Грубые (фамильярные) формулы: "Здорово", "Бывай", "Чао" (в зависимости от
условий образовательной организации). Недопустимость дублирования этикетных формул, использованных
невоспитанными взрослыми. Развертывание формул с помощью обращений.
Формулы, сопровождающие ситуации приветствия и прощания: "Как дела?", "Как живешь?", "До завтра", "Всего
хорошего". Просьбы при прощании "Приходи(те) еще", "Заходи(те)", "Звони(те)".
Приглашение, предложение. Приглашение домой. Правила поведения в гостях.
Поздравление, пожелание. Формулы: "Поздравляю с...", "Поздравляю с праздником..." и их развертывание с помощью
обращения по имени и отчеству.
Пожелания близким и малознакомым людям, сверстникам и старшим. Различия пожеланий в связи с разными
праздниками. Формулы: "Желаю тебе...", "Желаю Вам...", "Я хочу пожелать...". Неречевые средства: улыбка, взгляд,
доброжелательность тона.
Поздравительные открытки.
Формулы, сопровождающие вручение подарка: "Это Вам (тебе)", "Я хочу подарить тебе...". Этикетные и эмоциональные
реакции на поздравления и подарки.
Одобрение, комплимент. Формулы: "Мне очень нравится твой...", "Как хорошо ты...", "Как красиво!".
Телефонный разговор. Формулы обращения, привлечения внимания в телефонном разговоре. Значение сигналов
телефонной связи (гудки, обращения автоответчика сотовой связи). Выражение просьбы позвать к телефону: "Позовите
пожалуйста...", "Попросите пожалуйста...", "Можно попросить (позвать)...". Распространение этих формул с помощью
приветствия. Ответные реплики адресата: "Алло", "Да", "Я слушаю".
Просьба, совет. Обращение с просьбой к учителю, соседу по парте на уроке или на перемене. Обращение с просьбой к
незнакомому человеку. Обращение с просьбой к сверстнику, к близким людям.
Развертывание просьбы с помощью мотивировки. Формулы: "Пожалуйста", "Можно..., пожалуйста!", "Разрешите.",
"Можно мне", "Можно я...".
Мотивировка отказа. Формулы: "Извините, но...".
Благодарность. Формулы: "Спасибо", "Большое спасибо", "Пожалуйста". Благодарность за поздравления и подарки как
ответная реакция на выполнение просьбы: "Спасибо... имя". Мотивировка благодарности. Формулы: "Очень приятно", "Я
очень рада" как мотивировка благодарности. Ответные реплики на поздравление, пожелание: "Спасибо за поздравление",
"Я тоже поздравляю тебя (Вас)". "Спасибо, и тебя (Вас) поздравляю).
Замечание, извинение. Формулы: "Извините, пожалуйста" с обращением и без него. Правильная реакция на замечания.
Мотивировка извинения: "Я нечаянно", "Я не хотел". Использование форм обращения при извинении. Извинение перед
старшим, ровесником. Обращение и мотивировка при извинении.
Сочувствие, утешение. Сочувствие заболевшему сверстнику, взрослому. Слова поддержки, утешения.
Одобрение, комплимент. Одобрение как реакция на поздравления, подарки: "Молодец!", "Умница!", "Как красиво!".
Примерные темы речевых ситуаций:
"Я - дома" (общение с близкими людьми, прием гостей);
"Я и мои товарищи" (игры и общение со сверстниками, общение в образовательной организации, в секции, в творческой
студии);
"Я за порогом дома" (покупка, поездка в транспорте, обращение за помощью, поведение в общественных местах (кино,
кафе);
"Я в мире природы" (общение с животными, поведение в парке, в лесу).
Темы речевых ситуаций формулируются исходя из уровня развития коммуникативных и речевых умений обучающихся и
социальной ситуации их жизни. Например, в рамках лексической темы "Я за порогом дома" для отработки этикетных
форм знакомства на уроках могут быть организованы речевые ситуации "Давайте познакомимся!", "Знакомство во дворе",
"Знакомство в гостях".
Алгоритм работы над темой речевой ситуации:
1) Выявление и расширение представлений по теме речевой ситуации.
2) Актуализация, уточнение и расширение словарного запаса о теме ситуации.
3) Составление предложений по теме ситуации, в том числе ответы на вопросы и формулирование вопросов учителю,
одноклассникам.
4) Конструирование диалогов, участие в диалогах по теме ситуации.
5) Выбор атрибутов к ролевой игре по теме речевой ситуации. Уточнение ролей, сюжета игры, его вариативности.
6) Моделирование речевой ситуации.
7) Составление устного текста (диалогического или несложного монологического) по теме ситуации.
3.Планируемые предметные результаты освоения учебного предмета "Русский язык":
3.1. Минимальный уровень:
различение гласных и согласных звуков и букв; ударных и безударных согласных звуков; оппозиционных согласных по
звонкости-глухости, твердости-мягкости;
деление слов на слоги для переноса;
списывание по слогам и целыми словами с рукописного и печатного текста с орфографическим проговариванием;
запись под диктовку слов и коротких предложений (2 - 4 слова) с изученными орфограммами;
обозначение мягкости и твердости согласных звуков на письме гласными буквами и буквой "ь" (после предварительной
отработки);
дифференциация и подбор слов, обозначающих предметы, действия, признаки;
составление предложений, восстановление в них нарушенного порядка слов с ориентацией на серию сюжетных картинок;
выделение из текста предложений на заданную тему;
участие в обсуждении темы текста и выбора заголовка к нему.
3.2. Достаточный уровень:
различение звуков и букв;
характеристика гласных и согласных звуков с опорой на образец и опорную схему;
списывание рукописного и печатного текста целыми словами с орфографическим проговариванием;
запись под диктовку текста, включающего слова с изученными орфограммами (30 - 35 слов);
дифференциация и подбор слов различных категорий по вопросу и грамматическому значению (название предметов,
действий и признаков предметов);
составление и распространение предложений, установление связи между словами с помощью педагогического работника,
постановка знаков препинания в конце предложения (точка, вопросительный и восклицательный знак);
деление текста на предложения;
выделение темы текста (о чем идет речь), выбор одного заголовка из нескольких, подходящего по смыслу;
самостоятельная запись 3 - 4 предложений из составленного текста после его анализа.
№
1
Календарно –тематическое планирование «Русский язык»
Содержание
КолДата
Цель
во
часов
Русский язык
102ч
I четверть
24ч
Повторение.
Звуки и буквы.
1ч
Выделение звука и буквы в слове.
1
Учить выделять звуки в слове,
отличать звуки и буквы
Слово
Предмет и слово, называющее
предмет.
Предложение
Правило записи предложения.
Письмо по памяти.
1ч
1
4
Предложение и его схема.
1
5
Распространение предложений.
1
2
3
5ч
1
Словарная
работа
Точка, заглавная
буква, предложение
Учить выделять слово из
Капуста
предложения, составлять схему слова.
Учить составлять простые
предложения, определять по голосу
конец предложения, оформлять
предложение на письме.
Учить определять кол-во слов в
предложения, составлять схему
предложения, составлять
предложения по заданной схеме.
Учить дополнять предложения
словами, чертить схемы
Схема предложения,
словарные слова,
собака
Словарь
6
Контрольное списывание по теме:
"Предложение». (Входная
контрольная работа)
1
7
Работа над ошибками.
Составление предложения с
данным словом.
Звуки и буквы.
Гласные и согласные
Гласные звуки и буквы. Картинный
диктант.
Согласные звуки и буквы.
1
8
9
10
11
12
2ч
1
1
Различение слов, сходных по
звуковому составу
Слова, которые различаются одним
звуком. Письмо по памяти.
4ч
Слова, которые различаются
количеством звуков.
Слова, которые различаются
последовательностью звуков.
1
предложений.
Различать звуки на слух и обозначать
их буквами, звуко-буквенный анализ
слов, составлять предложения по
опорным словам.
Учить составлять предложения с
заданными словами.
Учить отличать буквы от звуков.
Учить знать отличие букв от звуков,
выделять из слов звуки.
Учить выделять звуки из слов,
отличать звуки по звучанию.
1
Карандаш
Учить определять количество звуков
в слове.
Учить определять порядок звуков в
слове.
Ветер, ветерок. Раки –
руки,
Кепка-репка
Шар-шарф,
Кот-крот, Осы-косы
Банка-кабан, сон-нос,
кто-кот. Ракета-карета
Контрольное списывание по теме:
«Звуки и буквы»
Ударение в словах.
2ч
14
Знакомство со знаком ударения.
1
15
Выделение ударного гласного в
слове.
1
Слог.
Деление слов на слоги.
4ч
1
Гласные в образовании слогов.
Письмо по памяти.
Деление слов со звуками и-й на
слоги.
1
Перенос слов по слогам.
Картинный диктант.
Парные звонкие и глухие
согласные
Различение парных согласных
Б-П
Различение парных согласных
1
13
16
17
18
19
20
21
1
Учить самостоятельно применять
изученные правила.
понимать смысл ударения, знать знак Москва, ударение
«ударения»
Фрукты
Учить выделять ударный слог в
слове.
1
Учить делить слова на слоги,
определять кол-во слогов в слове,
составлять слова из слогов.
Учить определять кол-во гласных в
слове.
Учить делить слова с буквами –и, -й
на слоги, подбирать словародственники, употреблять их в речи.
Учить правила переноса, правильно
переносить слова.
Дом, работа
Учить различать и выделять на
письме б – п
Учить различать и выделять на
Папа, бак, береза,
рябина
Фары, вата
Помидор
Трамвай, сарай.
Морковь
Клетка, моряк, мяч,
клюв
8ч
1
1
28
В– Ф. Письмо по памяти
Контрольный диктант по теме:
«Различение парных согласных»
Работа над ошибками. Различение
парных согласных
Г–К
Различение парных согласных
Д-Т
II четверть
Различение при письме и
произношении Ж – Ш
Различение парных согласных З-С
Различение звонких и глухих
согласных.
Контрольное списывание по теме:
«Парные звонкие и глухие
согласные»
Шипящие и свистящие
согласные.
Шипящие согласные.
29
Свистящие согласные.
22
23
24
25
26
27
1
1
24ч
1
1
1
письме в-ф
Закрепление знаний, умений и
навыков.
Учить различать и выделять на
письме г-к
Галка, куры, гуси
Учить различать и выделять на
письме д-т
Туда.
Индюк, дятел
Учить различать и выделять на
письме ж-ш
Учить различать и выделять на
письме з-с
Жара, шары
Зима, сила
Самостоятельно списывать текст,
применять изученные правила
3ч
1
1
Учить анализировать слова по
звуковому составу, выделять
шипящие звуки в слове.
Учить анализировать слова по
звуковому составу, выделять
Чёлка, щёлка.
Жилет
улица
30
31
32
33
34
35
36
37
Различение шипящих и свистящих
согласных
1
Гласные буквы Е,Ё,Ю,Я в
начале слова или слога.
Буква Е, Ё в начале слова или
слога.
Контрольное списывание по теме:
«Буква Е, Ё в начале слова или
слога».
Буква Ю в начале слова или слога.
Письмо по памяти.
Буква Я в начале слова или слога
5ч
Буквы е, ё, ю, я в начале слова или
слога. Картинный диктант по теме
«Словарные слова».
Твердые и мягкие согласные.
Гласные Ы-И после твердых и
мягких согласных.
Гласные О-Ё после твердых и
мягких согласных.
1
1
1
свистящие звуки в слове.
Учить анализировать слова по
звуковому составу, выделять
шипящие и свистящие звуки в словах
Учить составлять и записывать слова
с буквами–е, ёв начале слова.
Самостоятельно списывать текст,
Сутки, цель–щель,
Крыша-крыса, щельцель
Еда, ехал
Ёжик
применять изученные правила
1
1
7ч
1
1
Учить составлять и записывать слова
с буквами–ю, в начале слова.
Учить составлять и записывать слова
с буквами– я в начале слова.
Учить составлять и записывать слова
с буквами–е, ё, ю, яв начале слова.
Юра, поют
Яма, заяц
Учить составлять и записывать слова Дым, Дима
с гласными Ы-И
Учить составлять и записывать слова Нос, нёс
с гласными О-Ё
38
39
40
41
42
43
44
45
46
47
48
Гласные У-Ю после твердых и
мягких согласных.
Гласные А-Я после твердых и
мягких согласных.
Гласная Е после мягких согласных.
1
Различие твердых и мягких
согласных
Контрольное списывание по теме:
«Твердые и мягкие согласные».
Мягкий знак (ь) на конце слова.
Буква ь для обозначения мягкости
согласных на конце слова.
Письмо слов с мягкими
согласными на конце. Письмо по
памяти.
Различие твердых и мягких
согласных на конце слова.
Контрольный диктант по теме:
«Мягкий знак на конце слова».
Работа над ошибками. Различие
слов с твердыми и мягкими
согласными на конце.
Контрольное списывание по теме:
1
1
1
1
Учить составлять и записывать слова
с гласными У-Ю
Учить составлять и записывать слова
с гласными А-Я.
Учить составлять и записывать слова
с гласными Е.
Учить различать твердые и мягкие
согласные на письме и на слух.
Учить самостоятельно применять
изученные правила.
Круг, крюк
Учить обозначать мягкость
согласного звука на письме–ь знаком.
Учить составлять предложения со
словами с мягкими согласными на
конце.
Учить дифференцировать твердые и
мягкие согласные на конце слова.
Закреплять полученные знания,
умения и навыки.
Учить записывать слова с мягким и
твердым согласным на конце слов.
Декабрь, день, гость
Масло, мясо
Небо, белый
6ч
1
1
1
1
1
1
Учить самостоятельно применять
Фасоль, мороз
Кисель
Ест-есть
«Мягкий знак на конце слова».
III четверть
Слово.
Названия предметов
49 Предмет и его название.
50- Названия предметов, отвечающих
51 на вопрос что? Письмо по памяти.
изученные правила.
30ч
12ч
1
2
Учить обозначать предмет словом.
Учить правильно ставить вопрос к
словам, обозначающих предмет,
подбирать слова к вопросу что?
Учить правильно называть части
предмета, составлять предложения со
словами, обозначающими части
предметов.
Учить различать названия сходных
предметов.
Учить применять изученные правила.
Коньки
Что?
52
Названия частей предмета.
1
53
Различие сходных предметов и их
названий.
Контрольное списывание по теме:
«Название предмета».
Обобщающее слово к группе
однородных предметов.
1
1
Учить подбирать слова обобщения
для группы однородных предметов.
Огурец
Клещи, пила, молоток
Названия предметов, отвечающие
на вопрос кто?
1
Ворона, вороненок
Обобщающее слово к группе
однородных предметов.
1
Учить правильно ставить вопрос к
словам, обозначающих предмет,
подбирать слова к вопросу кто?
Учить подбирать слова обобщения
для группы однородных предметов.
54
55
56
57
1
Пальто
Корова
Насекомые
Cлова, отвечающие на вопросы
кто? что?
Картинный диктант по теме:
«Словарные слова».
1
Слова, обозначающие один или
несколько одинаковых предметов.
1
Большая буква в именах и
фамилиях людей, кличках
животных.
Большая буква в именах людей.
6ч
62
Контрольное списывание по теме
«Большая буква в именах людей».
1
63
Большая буква в именах и
фамилиях людей.
1
64
Большая буква в кличках
животных. Письмо по памяти.
1
58
59
60
61
1
1
Учить правильно ставить вопрос к
словам, обозначающих предмет.
закрепить знание словарных слов.
Учить различать слова,
обозначающие один и несколько
одинаковых предметов.
Большой предмет,
маленький предмет
Пальто, огурец,
коньки, корова,
ворона.
Один, много
Ребята
Учить записывать имена людей с
большой буквы.
Самостоятельно списывать текст,
применять изученные правила
Имя
Учить составлять и записывать
предложения с именами и фамилиями
людей
Учить писать имена собственные и
нарицательные, составлять и
записывать предложения с кличками
животных.
Имя, фамилия,
отчество
Кот Франтик,
Собака Жужа.
65
66
67
68
Большая буква в именах и
фамилиях людей, кличках
животных.
Контрольный диктант по теме:
«Названия предметов»
Названия действий
Работа над ошибками. Действие и
его название. Название действий,
отвечающих на вопрос что делает?
Название действий, отвечающих на
вопрос что делают?
1
Закрепить написание имен
собственных и нарицательных.
1
Закреплять полученные знания,
умения и навыки.
8ч
1
1
Учитьправильно ставить вопрос что
делает? к словам, обозначающих
действия.
Учитьправильно ставить вопрос что
делают? к словам, обозначающих
действия.
Учить подбирать слова –названия
предметов и названия действий.
Учить подбирать название действия к
названию одушевленного предмета
Подбирать название действия к
названию предмета
Что делает?
Выступает,танцует
Заяц, ребята, коньки,
корова, собака,
воробей
Подбор названий действий к
названиям предметов.
Подбор названий действий к
названиям предметов.
Различение названий действий по
вопросам.
1
72
Картинный диктант по теме:
«Словарные слова».
1
Закрепить знание словарных слов.
73
Различие названий предметов и
названий действий по вопросам.
1
Учить составлять и записывать
предложения.
69
70
71
1
1
Что делают?
поют, танцуют
Воробей
Что делает?
Что делают?
74
75
Контрольное списывание по теме:
«Слова названия действий и
предметов»
Предлоги
Предлог как отдельное слово.
Контрольный диктант по теме:
«Предлоги».
77- Работа над ошибками.
78 Употребление предлогов в
предложении. Письмо по памяти.
76
81
IV четверть
Слова с непроверяемыми
гласными.
Выделение трудной гласной в
словах.
Написание гласных в словахродственниках
Предложение.
Выделение предложения из текста
82
Правила записи предложения.
79
80
1
Самостоятельно списывать текст,
применять изученные правила
4ч
1
1
2
Познакомить с предлогами – в, на, , с, Береза
из, у. Закрепить написание предлогов
на письме.
Закрепление знаний, умений и
навыков.
Учить списывать предложения с
Машина
включением слов, данных для
справок. Писать текст, используя
изученные орфограммы.
24ч
2ч
1
1
11ч
1
1
Учить правописанию словарных слов. Москва
Учить сравнивать написание словродственников.
Учить выделять предложения из
текст.
Учить записывать предложения и
Ветер-ветерок
Контрольное списывание по теме:
«Предложение».
Предложение и его схема.
1
85
Различие набора слов и
предложения.
1
86
Порядок слов в предложении.
1
Завершение начатого предложения.
Картинный диктант.
88 Составление предложений по
предметной картинке.
89 Составление предложений по
сюжетной картинке.
90 Предложения-вопросы и
предложения-ответы. Письмо по
памяти.
1
Контрольный диктант по теме:
«Предложение»
1
83
84
87
91
1
1
1
1
оформлять их большой буквой и
точкой.
Учить самостоятельно применять
изученные правила.
Учить составлять предложение по
схеме.
Упражнение в составлении
предложении из слов, знать различие
между набором слов и предложением.
Учить порядку слов в предложении.
молоко
Упражнять в составлении
предложении из слов.
Учить заканчивать начатое
Коза, овца
предложение.
Учить составлять предложения по
предметной картинке.
Учить составлять и записывать
предложения по сюжетной картинке.
Учить отличать на слух
Вопросительный знак
вопросительное предложение от
повествовательного, оформлять на
письме? и точкой.
Закрепление знаний, умений и
навыков.
92
93
94
95
Повторение.
Работа над ошибками. Звонкие и
глухие согласные.
Картинный диктант по теме
«Словарные слова»
Твердые и мягкие согласные.
Письмо по памяти.
Мягкий знак на конце слова.
11ч
1
1
1
1
96
Контрольное списывание по теме:
«Мягкий знак».
1
97
Названия предметов.
1
98
Контрольное списывание по теме:
«Название предметов»
1
Название действий. Картинный
диктант.
100 Итоговый контрольный диктант за
год.
101 Работа над ошибками.
Предложение.
1
99
1
1
Учить делать звуко-буквенный анализ
слов.
Применять изученные правила
Заяц, собака, берёза,
капуста
Учить выделять мягкие и твёрдые
согласные.
Учить писать слова с мягким знаком
(ь) под диктовку.
Cамостоятельно списывать текст,
применять изученные правила
Учить записывать слова,
обозначающих предмет и составлять
с ними предложения.
Самостоятельно списывать текст,
применять изученные правила
Учить ставить вопрос к словам,
обозначающим действие предметов.
Закрепление знаний, умений и
навыков.
Учить составлять и записывать
предложения.
Ветер, ребята, собака,
машина, береза.
102 Предложение. Письмо по памяти.
Итого
1
102ч
Писать текст, используя изученные
орфограммы.