Государственное казенное общеобразовательное учреждение Астраханской области для обучающихся воспитанников
с ограниченными возможностями здоровья «Енотаевская общеобразовательная школа- интернат»
«Рассмотрено»
на заседании педагогического
совета
Протокол № 1
От «28.08.2025 г.»
«Согласовано»
«Утверждено»
с заместителем директора по УР
Директор школы
И.Б. Алекберовой
Н.И. Стрелкова
_________
___________
«_28_» _08._2025г.
«28» 08. 2025г.
Рабочая программа
по профильному труду (швейное дело)
на уровень основного общего образования (базовый уровень)
5 класс
на 2025-2026 год
Разработана :
Иванниковой И.Е.
Учителем трудового обучения
С.Енотаевка
Пояснительная записка.
Рабочая программа по профессионально-трудовому обучению, технология швейного дела , составлена на основе
программы В.В. Воронковой, под редакцией Г.Г.Мозговая, Г.Б.Картушина для обучающихся воспитанников с
ограниченными возможностями здоровья для 5 класса 204 часа по 6 часов в неделю.
Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. №273-ФЗ;
ФГОС образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (пр. Министерства
образования и науки РФ от 19.12.2014 года. № 1599).
Модернизация содержания образования, внедрение Федерального государственного образовательного стандарта
образования для обучающихся воспитанников с ограниченными возможностями здоровья требуют
обеспечить
качество и доступность освоения содержания образования каждым школьником с ограниченными возможностями
здоровья. Рабочая программа разработана с учетом возрастных особенностей пятиклассников. Учебный материал
нацелен на создание условий для формирования базовых учебных действий в соответствии с требованиями Стандарта.
Принципы отбора содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях обучения,
логикой внутри предметных связей, а также с возрастными и индивидуальными особенностями развития обучающихся.
Программа определяет необходимый объем знаний и умений по швейному делу, который доступен большинству
обучающихся. Кроме того, рабочая программа построена таким образом, что предусматривает постоянное закрепление и
повторение изученного материала в течение всего года обучения в 5 классе.
Предусмотренные межпредметные связи направлены на получение личностных результатов обучения.
Цель реализации программы: обучающийся со сформированными социально-трудовыми знаниями, умениями,
навыками на основе освоения предмета профильный труд (Технология швейного дела) в соответствии с его
индивидуальными возможностями здоровья.
Достижение цели планируется через реализацию следующих задач:
- развитие у обучающихся общетрудовых умений, то есть умений ориентироваться в производственном задании,
планировать последовательность действий, выполнять и контролировать ход работы;
- обучение школьников профессиональным приёмам труда по выбранной специальности и привитие им
соответствующих трудовых навыков;
- воспитание у обучающихся устойчивого положительного отношения к труду и формирование необходимых в
повседневной производственной деятельности качеств личности, чувства коллективизма, ответственности за порученное
дело, добросовестности, честности, готовности помочь товарищу, работать на общую пользу, бережного отношения к
производственному имуществу и т.п.
- помочь личности активно включиться в социальную среду, в общественный труд.
В 5 классе обучающиеся знакомятся с устройством швейной машины, предусмотрены упражнения по освоению
приемов работы на ней. Формирование навыков выполнения машинных строчек и швов проводится и по другим
разделам программы, для чего специально выделяется время на занятиях. В программу пятого класса включены темы по
обработке прямых, косых и закругленных срезов в бельевых и некоторых бытовых швейных изделиях, снятию мерок,
построению чертежа.
В программе по профильному труду (швейное дело) предусмотрено два уровня овладения предметными
результатами: минимальный и достаточный.
Рекомендуется для полного владения учителем информации об объёме и качестве знаний обучающихся проводить
диагностику уровня усвоения знаний и умений. Она состоит из трёх этапов:
1 этап – стартовая диагностика.
Цель: определить готовность и предпосылки к освоению факультативного материала по изучаемым темам.
2 этап – промежуточная диагностика.
Цель: проанализировать процесс формирования знаний и умений учащихся по конкретной теме за определённый
промежуток времени.
3 этап – итоговая диагностика.
Цель: Выявить уровень усвоения материала и умения использовать полученные знания на практике.
Данные диагностики должны фиксироваться в отдельной сводной таблице и использоваться учителем для
получения объективной информации об уровне усвоения знаний и умений, планирования индивидуальной работы с
обучающимися в дальнейшем.
2.Содержание учебного предмета:
Программа для 5 класса представлена следующими разделами:
Школьная швейная мастерская.
Волокна и ткани.
Ручные работы.
Ремонт одежды.
Швейная машина.
Машинные работы.
Пошив изделий.
(головной платок, мешочек для хранения работ, салфетки, наволочка, сумка хозяйственная)
Построение чертежа прямоугольного изделия по заданным размерам. Применение двойного и накладного швов.
Учителю профессионально-трудового обучения (ПТО) в первый год профильного обучения необходимо
первостепенное внимание уделять правильности выполнения обучающимися практических умений и технологических
приемов. В начале обучения помощь должна быть максимальной. В отношении ориентировочных действий она состоит
в демонстрации и объяснении конечного результата труда, а также условий работы (применяемых орудий, материалов,
наглядных пособий). Развёрнутая помощь в планировании заключается в групповом обсуждении предстоящей работы и
в практическом показе учителем последовательности её выполнения, в применении демонстрационных предметнотехнологических карт. Карты используются и при обсуждении плана работы и во время самой работы обучающихся.
Результативность обеспечивается за счёт полноты и точности сформированного у обучающихся образа конечного и
промежуточного результатов работы, а также за счёт формирования контрольно-измерительных умений и привычки к
выполнению контрольных действий. Целенаправленное обучение общетрудовым умениям позволяет учителю в
дальнейшем перейти от развёрнутой помощи обучающимся к краткому инструктажу. В последующем наращивается
степень овладения трудовыми навыками и темп работы. С этой целью организуются занятия практического повторения,
во время которых обучающиеся выполняют изученные виды работ.
На уроках профильного труда используются следующие методы:
словесные: рассказ, объяснение, беседа, работа с учебником и книгой;
наглядные: наблюдение, демонстрация, просмотр;
практические: самостоятельные работы, карточки, тесты.
3.Планируемые результаты.
Предметные результаты связаны с овладением обучающимися содержания предметов программы и
характеризуют их достижения в усвоении знаний и умений, возможности их применения в практической деятельности и
жизни. Программа определяет два уровня овладения предметными результатами: минимальный и достаточный.
Предмет
Минимальный уровень
Достаточный уровень
Профильный
Знание
правил
техники
Знание правил техники безопасности и соблюдение
труд
безопасности;
их;
(швейное
понимание
значимости
понимание значимости организации школьного
дело)
организации школьного рабочего места, рабочего места, обеспечивающего внутреннюю дисциплину и
обеспечивающего
внутреннюю чёткое умение организовывать своё рабочее место;
дисциплину;
самостоятельный отбор материалов и инструментов,
знание названий некоторых необходимых для работы;
материалов изделий, которые из них
определение (с помощью учителя) возможностей
изготавливаются и применяются в быту;
представления об основных
свойствах используемых материалов;
знание
правил
хранения
материалов и санитарно-гигиенических
требований
при
работе
с
производственными материалами;
отбор (с помощью учителя)
материалов
и
инструментов,
необходимых для работы;
представления о принципах
действия, общем устройстве машины и ее
основных частей;
-представления
о
правилах
безопасной работы с инструментами и
оборудованием,
санитарногигиенических
требованиях
при
выполнении работы;
владение
базовыми
умениями, лежащими в основе наиболее
распространенных
производственных
технологических процессов (шитье);
чтение (с помощью учителя)
технологической карты, используемой в
процессе изготовления изделия;
представления
о
разных
видах профильного труда;
понимание
значения
и
ценности труда;
понимание красоты труда и
его результатов;
заботливое
и
бережное
различных материалов, их целенаправленный выбор (с помощью
учителя) в соответствии с физическими, декоративнохудожественными
и
конструктивными
свойствами
в
зависимости от задач предметно-практической деятельности;
экономное расходование материалов;
планирование (с помощью учителя) предстоящей
практической работы;
знание оптимальных и доступных технологических
приемов ручной и машинной обработки швейных материалов в
зависимости от свойств материалов и поставленных целей;
осуществление
текущего
самоконтроля
выполняемых практических действий, и корректировка хода
практической работы;
понимание общественной значимости своего труда,
своих достижений в области трудовой деятельности;
- соблюдать правила подготовки швейной машины к
работе;
знать
основные
механизмы
швейных
машин
с
электроприводом;
- уметь определять хлопчатобумажные ткани;
- знать приемы выполнения ручных и машинных работ.
отношение к общественному достоянию
и родной природе;
выражение отношения к
результатам собственной и чужой
творческой деятельности («нравится» /
«не нравится»);
организация
(под
руководством
учителя)
совместной
работы в группе;
осознание
необходимости
соблюдения в процессе выполнения
трудовых
заданий
порядка
и
аккуратности;
выслушивание предложений
и
мнений
товарищей,
адекватное
реагирование на них;
комментирование и оценка в
доброжелательной форме достижения
товарищей,
высказывание
своих
предложений и пожеланий;
проявление
заинтересованного
отношения
к
деятельности
своих
товарищей
и
результатам их работы;
Календарно-тематический план 5 класс.
Номер
№
1.
2.
Тема урока
1 четверть
Вводное занятие.План работы на
четверть.
Школьная швейная мастерская.
Правила поведения и работы в
мастерской.
Количество
часов
48 часов
2
Виды деятельности.
Ознакомить с задачами и планом работы на
четветь и на год.
2
Правила поведения и безопасной работы в
швейной мастерской.Санитарногигиенические требования.Закрепление
рабочего места.
Инструменты и приспособления для
швейных работ.
Рабочее место в швейной мастерской.
5.
Волокна и ткани.
Сведения о волокнах.
2
Виды волокон ,знать их свойства.
6.
Сведения о прядении.
2
Получение пряжи на фабрике.
7.
Сведения о ткани.
2
Виды тканей и получение ткани.
8.
Полотняное переплетение
2
Виды ткацких рисунков.
9.
Сведения о нитках.
2
10.
Хлопчатобумажные ткани.
2
Применение ниток их свойства и
классификация.
Получение хлопчатобумажной ткани.
3.
4.
Инструменты и приспособления
для швейной мастерской.
Организация рабочего места.
2
Дата
2
11
Ручные работы.
Подготовка к выполнению ручных
швейных работ.
2
12.
Раскрой из ткани деталей изделия.
2
Подготовка к выполнению ручных швейных
работ. Техника безопасности при ручных
работах. Инструменты и приспособления для
ручных работ. Завязывание узелка на конце
нитки.Закрепление нитки в начале и в конце
работы.
Научиться раскраивать на ткани.
13.
Обработка срезов ткани.
2
Работа по обработке среза ткани.
14.
Электрический утюг.
2
15.
Сведения о ручных стежках и
строчках.
2
16.
Прямые стежки.
2
Техника безопасности при работе с утюгом.
Организация рабочего места для
выполнения утюжельных работ
Сведения о ручных стежках и строчках..
Выполнения прямых стежков. Оформление в
альбом пр. работы рямые стежки.
Выполнение прямых стежков.
17.
Косые стежки.
2
18.
Крестообразные стежки.
2
19.
Петлеобразные стежки.
2
20.
Петельные стежки.
2
21.
Отделочные стежки. Стежки
2
Выполнение косых стежков. Оформление в
альбом пр. работы
Выполнение крестообразных стежков.
Оформление в альбом практических работ
Выполнение петлеобразных стежков.
Оформление в альбом практичес ких работ
Выполнение петельных стежков.
Оформление в альбом.
Выполнение стежков «вперёд иголку» с
22.
23.
«вперед иголку».
Стежки «вперед иголку».
2
перевивом. Оформление в альбом пр. работ.
Выполнение стежка вперед иголку.
Стебельчатые стежки. Тамбурные
стежки.
Итоговая контрольная работа по
темам четверти.
II четверть
2
Вводное занятие.План работы на
четверть.
Ремонт одежды.
Ремонт одежды и белья.
2
Ознакомить с задачами и планом работы на
четветь .
2
Гигиенические требования к одежде.
2
Практическая работа –пришивание пуговиц.
2
Ремонт одежды по распоровшемуся шву.
2
Ремонт одежды.
6.
Сведения о пуговицах.Пришивание
пуговиц.
Ремонт одежды по
распоровшемуся шву.
Ремонт одежды в месте разрыва
ткани.
Изготовление вешалки.
2
7.
Декоративная заплата.
2
Научиться изготавливать вешалку для
одежды.
Выполнение декоративной заплаты
накладным швом.
24.
1.
2.
3.
4.
5.
8.
9.
2
Выполнение стебельчатых стежков.
Оформление в альбом пр. работ.
Выполнение заданий.
48 часов
Швейная машина.
Сведения о швейных машинах.
2
Правила посадки за швейной
машиной и правила безопасной
работы на швейной машине.
Устройство швейной машины.
2
Знакомство со швейной машиной: ручной
привод, ножной привод, электрический
привод.
Знакомство с уст ройством швейной
10.
Устройство
привода
швейной 2
машины: винт-разъединитель.
11.
Машинная
игла.
Устройство 2
машинной иглы. Виды машинных
игл.
Подбор машинных игл и ниток.
Заправка верхней нитки; заправка 2
нижней нитки
12.
13.
14.
Регулятор строчки.
Машинная закрепка..
Выполне
ние зигзагообразных строчек.
15.
Тест:
«Устройства
машины».
16.
Машинные работы.
Выполнение
стачного
взаутюжку и в разутюжку.
17.
18.
2
2
машины.
Пуск и остановка швейной машины (без
иглы).
Установка иглы в игловодитель. Закрепление
иглы винтом. Шитье на швейной машине с
ножным приводом (без ниток) по бумаге.
Заправка верхней нитки; заправка нижней
нитки. Выполнение пробных строчек на
образцах
Выполнение пробных строчек с
выполнением закрепок.
Выполне
ние зигзагообразных строчек.
швейной 2
Виды
приводов
швейной
машины.
Устройство машины. Устройство привода.
Устройство машинной
иглы.Устройство
моталки. Устройство регулятора строчек.
шва 2
Выполнение стачного шва взаутюжку и в
разутюжку. Оформление образца в альбом.
Двойной
2
шов.Запошивочный.взаутюжку.
Выпол нение двойного шва на
образце.
Двойной
2
шов.Запошивочный.впаззаутюжку.
Выпол нение двойного шва на
Двойной шов. Выпол нение двойного шва на
образце.Офор мление образца в альбом.
Двойной шов. Выпол нение двойного шва на
образце.Офор мление образца в альбом
19.
20.
21.
образце.
Накладной
шов с закрытым 2
срезом. Выполнение накладного
шва с одним закрытым срезом.
Накладной шов с двумя закрытыми 2
срезами.
Выполнение накладного шва.
Шов вподгибку с закрытым срезом 2
Выполнение шва вподгибку с
закрытым срезом.
Накладной
шов с закрытым срезом.
Выполнение накладного шва с одним
закрытым срезом.Оформление образца в
альбом
Выполнение накладного шва с двумя
закрытыми срезами. Оформление образца в
альбом.
Выполнение шва вподгибку с закрытым
срезом. Оформление образца в альбом.
2
Выполнение шва вподгибку с открытым
срезом.Оформление образца в альбом.
2
Выполнение
обтачного
шва
образце.Оформление образца в альбом.
2
Выполнение заданий.
3.
Шов вподгибку с открытым срезом
Выполнение шва вподгибку с
открытым срезом.
Обтачной шов.
Выполнение обтачного шва на
образце.
Итоговая контрольная работа по
темам четверти.
111 четверть.
Вводное занятие.План работы на
четверть.
Пошив
изделия
«Головной
платок.»
Построение
чертежа
и
изготовление выкройки.
Подготовка ткани к раскрою.
4.
Головной платок.Назначение.
22.
23.
24.
1.
2.
60 часов.
2
на
Ознакомить с задачами и планом работы на
четветь .
2
Построение чертежа выкройки.
2.
Подготовить ткань к раскрою.
2
Виды платков и назначение.
Раскрой головного платка
7.
Название х/б тканей.
2
Подготовка
ткани
к
раскрою.Раскрой.
Подготовка швейной машины к 2
шитью. Обработка поперечных
срезов.
Обработка долевых срезов.
2
8.
Обработка углов платка
2
9.
Окончательная отделка изделия.
2
Обработка углов платка косыми стежками,
выполнение отделки платка и утюжка
готового изделия
ВТО изделия.
10.
Выполнение рисунка изделия с применением
отделки. Выполнение кроя.
11.
Пошив изделия:
«Мешочек
для
хранения
изделий».
Названия тканей используемых для 2
пошива мешочка.
Применяемые ручные и машинные
швы.
Выполнение отделки.
2
12.
Обработка боковых срезов.
2
Обработка боковых срезов.
13.
Обработка верхнего среза
2
Обработка верхнего среза
14.
Продергивание шнура.
Утюжка изделия.
Контрольный
опрос
проделанной работе.
2
Продергивание шнура. Утюжка изделия.
5.
6.
15.
по 2
Подготовка швейной машины к шитью.
Обработка поперечных срезов платка
краевым швом вподгибку с закрытым срезом.
Обработка долевых срезов платка краевым
швом вподгибку с закрытым срезом.
Выполнение отделки мешочка аппликацией
Операции применяемые при
мешочка для хранения изделий.
обработки
Пошив
изделия:
«Салфетка
квадратной или прямоугольной
формы»
Ткань применяемая для изготовления
салфеток. План работы по изготов лению
салфетки.
17.
Ткань применяемая для изго 2
товления салфеток.
План работы по изготов лению
салфетки.
Подготовка ткани к раскрою.
2
18.
Обработка срезов салфетки.
2
Обработка срезов салфетки.
19.
Выполнение вышивки.
2
Выполнение вышивки
20.
Контроль
2
ный опрос по проделанной работе.
Изготовление
изделия:
«Наволочка с клапаном».
Вопросы по обработке салфетки.
21.
Ткани.
Фасоны.
Стандартные
изделия.
Применяемые швы. Расчет расхода
ткани. Построение чертежа.
Подготовка выкройки наволочки к
раскрою.
Подготовка выкройки наволочки к
раскрою.
План работы по пошиву наволочки.
2
Построение чертежа наволочки
2
Подготовка выкройки наволочки к раскрою.
2
Подготовка ткани к раскрою. Раскладка
выкройки на ткани и раскрой.
План работы по пошиву наволочки.
16.
22.
23.
24.
25.
2
Выполнение
разметки
длины 2
клапана.
Обработка
боковых
Подготовка ткани к раскрою.
Выполнение разметки длины
Обработка боковых срезов.
клапана.
26.
27.
28.
29.
30.
1.
2.
3.
4.
5.
6.
срезов.
Тестирова
ние
по
теме
«Обработка
наволочки»
Самостоятельная
работа:
«Изготовление наволочки
Пошив
наволочки
по
технологической карте.
Пошив
наволочки
по
технологической карте.
Итоговая контрольная работа по
темам четверти.
IV четверть
Вводное занятие . План работы на
четверть.
Изготовле
ние изделия: «Сумки хозяйствен
ной».
Фасоны сумок. Ткани, детали,
размеры сумки. Расчет расхода
ткани.
Раскрой сумки.
2
Вопросы по теме : «Обработка наволочки
2
Пошив наволочки по технологической карте
2
2
2
Пошив наволочки по технологической карте
48 часов
2
Выполнение заданий
Ознакомить с задачами и планом работы на
четветь .
2
Построение чертежа и подготовка выкроек
деталей к раскрою
2
Подготовка ткани к раскрою. Раскладка
выкроек на ткани. Раскрой деталей сумки.
Обработка деталей ручек накладным швом с
двумя закрытыми срезами.
Пошив сумки.Обработка деталей 2
ручек накладным швом с двумя
закрытыми срезами.
Обработка
верхних
срезов 2
основной
детали
сумки
с
одновременным
втачиванием
ручек.
Обработка
боковых
срезов 2
Обработка верхних срезов основной детали
сумки с одновременным втачиванием ручки.
Обработка боковых срезов основной детали
основной
детали
застрачивание углов
детали.
сумки,
основной
сумки, застрачивание углов основной детали.
7.
Утюжка готового изделия
8.
Лоскутная
техника.
Изготовление прихватки.
Историческая справка.
2
9.
10.
11.
12.
13
14.
15.
16.
17.
2
Инструменты,
материалы
и 2
оборудова
ние.
Подготовка материалов к работе.
2
Подбор тканей по цвету.
ВТО изделия.
История создания лоскутной пластики.
Инструменты, материалы и оборудование.
Рабочее место.
Определение прочности окраски. Стирка и
накрахмаливание тканей. Подбор тканей по
цвету, фактуре и рисунку.
Изготовление шаблонов из картона.
Шаблоны для раскроя элементов
орнамента
Технология соединения деталей
лоскутной мозаики между собой.
Составление «рисунка» лицевой
поверхности прихватки.
Содинение соседних полос и
разутюжка припусков
Собрание рисунка, стачивание и
приутюживание.
2
Соединение деталей и оканчатель
ная обработка прихватки.
Сметывание деталей прихватки.
Выполнение окантовки изделия.
2
Сметывание деталей прихватки.
2
Выполнение окантовки изделия.
2
2
2
2
Изготовление выкройки прихватки. Раскрой
деталей прихватки.
Соединение
деталей
между
собой.
Разутюживание шва.
Содинение соседних полос и разутюжка
припусков.
Собрание
рисунка,
стачивание
и
приутюживание.
18.
Выполнение воздушной петли.
19.
Самостоятельная творческая работа 2
по изготовлению
подарочного
изделия
с
использованием
лоскутной пластики.
Вязание крючком
Историческая
справка. 2
Инструменты и материалы.
Подготовка к работе материалов,
бывших в употреблении.
Основные виды петель
2
20.
21.
22
23
24
2
Вязание полотна. Начало вязания. 2
Вязание
рядами.
Плотность
вязания. Закрепление вязания.
Вязание образца столбиками с 2
накидом.
Итоговая контрольная работа по 2
темам четверти.
Выполнение воздушной петли.
Самостоятельная творческая работа по
изготовлению подарочного изделия с
использованием лоскутной пластики
Историческая справка. Инструмен
ты и материалы. Подготовка к работе
материалов, бывших в употреблении.
Вывязывание петель: начальная, воздушная,
соединительная, столбик,столбик без накида,
полустолбик с накидом, столбик с двумя
накидами
Вязание образца столбиками без накида
Вязание образца столбиками с накидом.
Выполнение заданий.