Государственное казённое общеобразовательное учреждение Астраханской области
для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья
«Енотаевская общеобразовательная школа-интернат»
«РАССМОТРЕНО»
«СОГЛАСОВАНО»
на заседании педагогического с заместителем директора школы
совета
по УР
Протокол № ___
от «
И.Б.Алекберова
»_____________2025 г.
От « »_____________ 2025 г.
«УТВЕРЖДЕНА»
Директор школы
____________ Н.И. Стрелкова
Приказ №______
«___»_______________2025 г.
Рабочая программа по чтению
6 класс
На уровень основного общего образования
(базовый уровень)
Разработана
Крыловой Ириной Валерьевной
учителем русского языка и чтения
высшей квалификационной категории
Енотаевка
2025 год
Государственное казённое общеобразовательное учреждение Астраханской области для
обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья
«Енотаевская общеобразовательная школа-интернат»
«Рассмотрено»
на заседании МО учителей
Протокол№__________
От «____»____________2025 г.
«Согласовано»
с заместителем директора
школы по УР
И.Б. Алекберова
«____»____________2025г.
«Утверждено»
Директор школы
Н.И. Стрелкова
Приказ №_____
«___»_______________2025 г.
Календарно-тематическое планирование
по предмету «Чтение»
6 класс
на 2025-2026 учебный год.
Разработана
Крыловой Ириной Валерьевной
учителем русского языка и чтения
высшей квалификационной категории
Енотаевка 2025 год
Федеральная
рабочая
программа
по
учебному
предмету
"Чтение
(литературное чтение)" предметной области "Язык и речевая практика" (V - IX
классы)
включает
пояснительную
записку,
содержание
обучения,
планируемые результаты освоения программы по предмету.
1. Пояснительная записка.
Изучение учебного предмета "Чтение (литературное чтение)" имеет своей целью развитие
коммуникативно-речевых навыков и коррекцию недостатков мыслительной деятельности.
Достижение поставленной цели обеспечивается решением следующих задач:
совершенствование навыка полноценного чтения как основы понимания художественного
и научно-познавательного текстов;
развитие навыков речевого общения на материале доступных для понимания
художественных и научно-познавательных текстов;
развитие положительных качеств и свойств личности;
2. Содержание учебного предмета "Чтение (литературное чтение)".
2.1. Содержание чтения (круг чтения): произведения устного народного творчества (сказка,
былина, предание, легенда). Стихотворные и прозаические произведения отечественных и
зарубежных писателей XIX - XXI вв. Книги о приключениях и путешествиях.
Художественные и научно-популярные рассказы и очерки. Справочная литература:
словари, книги-справочники, детская энциклопедия.
2.2. Примерная тематика произведений: произведения о Родине, героических подвигах во
имя Родины, об отношении человека к природе, к животным, труду, друг другу; о жизни
обучающихся, их дружбе и товариществе; о нравственно-этических понятиях (добро, зло,
честь, долг, совесть, жизнь, смерть, правда, ложь).
2.3. Жанровое разнообразие: народные и авторские сказки, басни, былины, легенды,
рассказы, рассказы-описания, стихотворения.
2.4. Ориентировка в литературоведческих понятиях:
литературное произведение, фольклор, литературные жанры (сказка, былина, сказ, басня,
пословица, рассказ, стихотворение), автобиография писателя;
присказка, зачин, диалог, произведение;
герой (персонаж), гласный и второстепенный герой, портрет героя, пейзаж;
стихотворение, рифма, строка, строфа;
средства выразительности (логическая пауза, темп, ритм);
элементы книги: переплет, обложка, форзац, титульный лист, оглавление, предисловие,
послесловие.
2.5. Навык чтения: чтение вслух и про себя небольших произведений и целых глав из
произведений целыми словами. Выразительное чтение произведений. Формирование
умения самоконтроля и самооценки. Формирование навыков беглого чтения.
2.6. Работа с текстом. Осознание последовательности смысла событий. Выделение главной
мысли текста. Определение мотивов поступков героев. Сопоставление и оценка поступков
персонажей. Выявление авторской позиции и собственного отношения к событиям и
персонажам. Деление текста на части и их озаглавливание, составление плана.
Выборочный, краткий и подробный пересказ произведения или его части по плану.
2.7. Внеклассное чтение. Самостоятельное чтение книг, газет и журналов. Обсуждение
прочитанного. Отчет о прочитанном произведении. Ведение дневников внеклассного
чтения (коллективное или с помощью педагогического работника).
Планируемые предметные результаты освоения учебного предмета "Чтение
(литературное чтение)".
Минимальный уровень:
правильное, осознанное чтение в темпе, приближенном к темпу устной речи, доступных по
содержанию текстов (после предварительной подготовки);
определение темы произведения (под руководством педагогического работника);
ответы на вопросы педагогического
произведения своими словами;
работника
по
фактическому
содержанию
участие в коллективном составлении словесно-логического плана прочитанного и
разобранного под руководством педагогического работника текста;
пересказ текста по частям на основе коллективно составленного плана (с помощью
педагогического работника);
выбор заголовка к пунктам плана из нескольких предложенных;
установление последовательности событий в произведении;
определение главных героев текста;
составление элементарной характеристики героя на основе предложенного плана и по
вопросам педагогического работника;
нахождение в тексте незнакомых слов и выражений, объяснение их значения с помощью
педагогического работника;
заучивание наизусть 7 - 9 стихотворений;
самостоятельное чтение небольших по объему и несложных по содержанию произведений
для внеклассного чтения, выполнение посильных заданий.
Достаточный уровень:
правильное, осознанное и беглое чтение вслух, с соблюдением некоторых усвоенных норм
орфоэпии;
ответы на вопросы педагогического работника своими словами и словами автора
(выборочное чтение);
определение темы художественного произведения;
определение основной мысли произведения (с помощью педагогического работника);
самостоятельное деление на части несложного по структуре и содержанию текста;
формулировка заголовков пунктов плана (с помощью педагогического работника);
различение главных
обоснованием;
и
второстепенных
героев
произведения
с
элементарным
определение собственного отношения к поступкам героев (героя), сравнение собственного
отношения и отношения автора к поступкам героев с использованием примеров из текста
(с помощью педагогического работника);
пересказ текста по коллективно составленному плану;
нахождение в тексте непонятных слов и выражений, объяснение их значения и смысла с
опорой на контекст;
ориентировка в круге доступного чтения, выбор интересующей литературы (с помощью
взрослого), самостоятельное чтение художественной литературы;
знание наизусть 10 - 12 стихотворений и 1 прозаического отрывка.
Календарно-тематическое планирование по чтению 6 класса (4 часа в неделю)
№ п/п
Раздел, тема
Количество
часов
I четверть - 32 часа
1.
«Отечество».
2.
М. Ножкин. «Россия».
1
3.
М.
Пришвин.
«Моя
родина».
В. Бианки. «Сентябрь».
1
1
6.
И. Бунин. «Лес, точно
терем расписной...»
Ю. Качаев. «Грабитель».
7.
Проверка техники чтения.
1
8.
Б.
Житков.
«Белый
домик». Знакомство с содержанием
рассказа.
Б.
Житков.
«Белый домик».
Работа
над
содержанием рассказа.
Урок
внеклассного
чтения.
Русские народные сказки. Сказка «Каша
из
топора».
А. Белорусец. «Звонкие ключи»
( I часть).
1
12.
А. Белорусец.
( II часть).
«Звонкие ключи»
1
13
А. Белорусец.
( III часть).
«Звонкие ключи»
1
14.
А. Белорусец. «Звонкие ключи». Работа
над содержание
всего
рассказа.
1
15.
А. Белорусец. «Звонкие
ключи». Пересказ.
1
4.
5.
9.
10.
11.
По
В. Пескову..
1
1
1
1
1
1
Дата
16.
К. Паустовский. «Заячьи лапы»
( I часть).
1
17.
К. Паустовский. «Заячьи лапы»
( II часть).
1
18.
К. Паустовский. «Заячьи лапы»
( III часть).
1
19.
К. Паустовский. «Заячьи
лапы». Составление плана рассказа.
1
20.
И. Тургенев. «Осенний
день в березовой роще».
1
21.
Е. Носов. «Хитрюга» ( I
часть).
1
22.
Е. Носов. «Хитрюга» ( II
часть).
1
23.
Е.
Носов.
«Хитрюга»
Работа
над
содержание
рассказа.
1
всего
24.
В. Бианки. «Октябрь».
1
25.
С.
Михалков.
человеком».
«Будь
1
26.
Б.
Заходер.
мечтает».
«Петя
1
27.
По Д. Биссету. «Слон и
муравей».
1
28.
По Д. Биссету. «Кузнечик
Денди».
1
29.
По Д. Биссету. «Кузнечик
Денди». Пересказ.
1
30.
Дж. Родари. «Как один мальчик играл с
палкой».
1
31.
Проверка техники чтения.
1
32.
Дж. Родари. «Пуговкин домик».
Чтение сказки по
ролям.
1
II четверть - 32 часа
33.
«Илья
Муромец
и
Соловей
разбойник» (отрывок
былины).
из
1
34.
Ф. Глинка. «Москва»
(в сокращении).
1
35.
Повторение и обобщение изученного.
1
36.
В. Бианки. «Ноябрь».
1
37.
По С. Алексееву. «Без
Нарвы не видать моря».
1
39.
По С. Алексееву.
берегу Невы».
1
40.
По
С.
Алексееву.
«Рассказы о
русском
Медаль.
подвиге».
По
С.
Алексееву.
«Рассказы о
русском
Гришенька.
подвиге».
41.
«На
1
1
42.
По Е. Холмогоровой.
«Великодушный русский
воин».
Серебряный лебедь.
1
43.
По Е. Холмогоровой.
«Великодушный русский воин». Боевое
крещение.
1
44.
По Е. Холмогоровой.
«Великодушный русский воин».
День рождения
Наполеона.
По Е. Холмогоровой.
«Великодушный русский воин». В дни
спокойные.
1
46.
По Н. Носову. «Как
Незнайка сочинял стихи». Знакомство с
содержанием сказки.
1
47.
По Н. Носову. «Как Незнайка сочинял
стихи». Работа над содержанием
сказки.
1
48.
По Н. Носову. «Как
Незнайка сочинял стихи». Чтение по
ролям.
1
49.
Е. Пермяк. «Тайна цены».
1
50.
Е. Пермяк. «Тайна цены».
Составление плана к сказке.
1
51.
Урок
Бажов
1
52.
Д.Гальперина.
«Здравствуйте!».
1
53.
В. Бианки. «Декабрь».
1
54.
Е.
Благинина.
«Новогодние загадки».
1
45.
внеклассного чтения.
ПЛ. «Живой огонек»
1
55.
А. Никитин.
зимы».
«Встреча
1
56.
А. Дорохов.
снег».
«Теплый
1
57.
А. Пушкин. «Вот север
тучи нагоняя...»
1
58.
Д. Хармс. «Пушкин».
1
59.
Д. Хармс. «Пушкин».
Чтение по ролям.
1
60.
В. Бианки. «Январь».
1
61.
Урок
внеклассного чтения.
Паустовский К.Г.
«Кот-ворюга».
1
62.
Х.-К. Андерсен. «Ель» ( I часть).
1
63.
Х.-К. Андерсен. «Ель» ( II
часть).
1
64.
Х.-К. Андерсен.
Пересказ.
1
«Ель».
III четверть - 40 часов
65.
А.
Чехов.
«Ванька». Знакомство
с
содержанием рассказа.
1
66.
А.
Чехов.
содержанием
рассказа.
1
«Ванька». Работа над
67.
А.
Чехов. «Ванька». Пересказ.
68.
И.
Никитин.
«Весело
сияет месяц над селом...».
1
69.
И. Суриков. «Белый снег
пушистый...»
1
70.
М. Зощенко.
Минька».
и
1
71.
М.
и Минька».
1
72.
Урок
внеклассного чтения.
Пермяк ЕА. «Волшебная
правда».
1
73.
Ю. Рытхэу. «Пурга».
1
74.
Ю.
Дмитриев.
«Таинственный
ночной гость».
1
75.
В. Бианки. «Февраль».
1
76.
С. Маршак. «Двенадцать
месяцев». Действие первое.
1
77.
С. Маршак. «Двенадцать месяцев».
Действие
второе.
1
78.
С. Маршак. «Двенадцать
месяцев». Работа над
содержанием
сказки.
1
79.
С. Маршак. «Двенадцать месяцев».
Чтение
по
ролям.
1
«Леля
Зощенко. «Леля
Чтение по
ролям.
1
80.
С. Маршак. «Двенадцать
месяцев». Знакомство с содержанием
всей сказки.
1
81.
Х. К. Андерсен. «Снежная
Королева» ( I и II части).
1
82.
Х. К. Андерсен. «Снежная
Королева» ( III часть).
1
83.
Х. К. Андерсен. «Снежная
Королева» ( IV часть).
1
84.
Х. К. Андерсен. «Снежная
Королева» (V часть).
1
85.
Х. К. Андерсен. «Снежная Королева» ( VI
часть).
1
86.
Х. К. Андерсен. «Снежная
Королева» ( VII часть).
1
87.
Х. К. Андерсен. «Снежная
Королева» ( VIII часть).
1
88.
Х. К. Андерсен. «Снежная Королева»
.Составление плана сказки.
1
89.
Х. К. Андерсен. «Снежная
Королева». Пересказ.
1
90.
С.
1
91.
В. Бианки. «Март».
1
92.
Урок
внеклассного чтения.
С. Я. Маршак. «Мистер- Твистер».
1
Смирнов.
«Первые приметы».
93.
По
идет».
В.
94.
М.
95.
Г. Скребицкий. «Весенняя песня».
1
96.
Г. Скребицкий. «Весенняя
песня». Чтение по ролям.
1
97.
В.
Жуковский.
«Жаворонок»
1
98.
А. Толстой.
Никиты».
Пришвин.
Пескову.
«Весна
1
«Жаркий час».
1
«Детство
1
99.
А. Толстой.
Никиты».
«Детство
100
А. Твардовский. «Как
после
мартовских метелей...».
1
101.
А. Плещеев. «И вот шатер свой голубой
опять
раскинула весна...».
1
102.
Проверка техники чтения.
1
103.
Урок
внеклассного чтения.
Д.
Мамин-Сибиряк.
«Приемыш».
1
104.
Повторение и обобщение
изученного.
1
IV четверть- 32 часа
105.
В. Бианки. «Апрель».
1
106.
К.
Паустовский.
«Стальное колечко» ( I часть).
К.
Паустовский.
«Стальное колечко» ( II часть).
1
109.
К.
Паустовский.
«Стальное колечко» ( III часть).
1
110.
По
В.
«Злодейка».
1
111.
По
Е.
Барониной.
«Рассказы про зверей» ( I часть).
1
112.
По
Е.
Барониной.
«Рассказы про зверей» ( II часть).
1
113.
В. Драгунский. «Кот в
сапогах».
1
114.
В. Драгунский. «Кот в сапогах».
Чтение по
ролям. Пересказ.
1
115.
Д. Хармс. «Заяц и еж».
1
116.
И.
Крылов.
обезьяна».
117.
По Р. Киплингу. «РиккиТикки-Тави» ( I часть).
1
118.
По Р. Киплингу. «РиккиТикки-Тави» ( II часть).
1
108.
Астафьеву.
«Зеркало
и
1
1
119.
По Р. Киплингу. «РиккиТикки-Тави» ( III часть).
1
120.
По Р. Киплингу. «РиккиТикки-Тави» ( IV часть).
1
121.
По Р. Киплингу «РиккиТикки-Тави» ( V часть).
1
122.
По Р. Киплингу. «Рикки- Тикки-Тави»
(VI часть).
1
123.
Урок
внеклассного чтения.
М.М. Пришвин.. «Лесной доктор».
1
124.
В.
1
125.
В. Бианки. «Май».
1
126.
М. Дудин. «Наши песни
спеты на войне».
1
127.
В. Медведев. «Звездолет
Брунька».
1
128.
В. Медведев. «Звездолет
Брунька».
Составление плана
сказки.
1
129.
В. Медведев. «Звездолет
Брунька». Пересказ.
1
130.
По
К.
Паустовскому.
«Корзина
с
еловыми
шишками».
1
131.
По
К.
«Корзина
1
Набоков.
сгорел
«Дождь пролетел и
на лету...».
Паустовскому.
с
еловыми шишками».
Работа над
содержанием рассказа.
133.
Проверка техники чтения.
1
134.
По А. де Сент-Экзюпери.
«Маленький принц».
2
135.
В.
1
136.
Н.
Астафьев.
«Зорькина песня».
Рыленков. «Нынче ветер, как
мальчишка,
весел...».
1